Ядерные знания
МАГАТЭ - семантика для знаний
Мы живём в эпоху, когда информация стала доступна буквально на кончиках пальцев, а поисковые системы заменили библиотеки.
За последнее десятилетие были достигнуты огромные технологические улучшения в области сбора, управления, понимания, представления, обмена и использования знаний, полученных из данных и информации по всему миру, а доступ обновленной информации осуществляется простым поиском в интернете.
Подобно человеческому мозгу, семантические технологии используют сегодня широкий спектр инструментов. Это помогает обрабатывать данные и информацию и связывать их вместе для создания понимания и смысла, отслеживая результаты анализа в форме концептуальной и когнитивной карт.
Согласно новому отчёту МАГАТЭ семантическая технология, лежащая в основе веб-поиска и управления онлайн-информацией, может быть...
Наталья Жданова: взгляд старшего поколения необходим
Давайте сразу договоримся, что речь пойдёт не о социальных вопросах, с чем чаще всего связывают ветеранские организации.
Речь пойдёт о деятельности тех, кто продолжают свою работу на благо отрасли, но теперь уже не на своих прежних рабочих местах, а в составе общественных ветеранских организаций.
И вот здесь-то их опыт, накопленные знания, появившееся свободное время для критического анализа дают ту самую замечательную возможность поддерживать развитие отрасли.
Как сказал Алексей Лихачёв, генеральный директор госкорпорации Росатом, залог нашего успеха - в опыте ветеранов.
Что могут сделать ветераны для отрасли? Во- первых, это образование и тренинг, передача накопленного опыта и знаний нынешней молодёжи.
Мы понимаем, что брать с собой в будущее и передавать молодому поколению, а что оставить как исторические...
Он-лайн круглый стол ветеранов и молодёжи
Резкий разрыв между поколениями, условия пандемии, развитие цифровых технологий вызывают справедливые вопросы: что будет дальше с системой обучения, с системой подготовки персонала?
Тем более, что сейчас мы подходим к той самой, критической точке, когда виток развития атомной энергии переходит в новую стадию.
Обсуждение вопросов преемственности опыта, накоплении критически важных знаний в атомной отрасли для новых поколений ядерщиков было начато на первой встрече молодёжи и ветеранов.
Использование уже накопленного потенциала для создания новых знаний, для достижения новых высот - важный вызов сегодняшнего дня, сказал Влад Смольский, директор по развитию АНО ДПО Техническая Академия Росатома, открывая вторую онлайн-встречу представителей молодёжного движения академии, экспертов международного...
Росатом создаст платформу для управления информацией для проекта ИТЭР
Реинкарнация ядерной науки
Потребность в существовании научных школ для получения новых знаний очевидна для любой сферы науки. Однако для ядерной сферы сегодня она обозначена особенно ярко. Если в традиционной науке преемственность существует объективно - уходящие лидеры оставляют за собой для нового поколения исследователей совокупность перспективных задач, в решение которых они последовательно вовлекают учеников, то в ядерной науке имеется особенность.
В годы нашей молодости чисто гражданской ядерной науки почти не существовало, основные все научные школы были вовлечены в Атомный проект, и, следовательно, результаты их исследований были закрыты для традиционных форм научной деятельности. Как помнят ветераны, даже нейтрон приходилось называть нулевой точкой в закрытых научных отчётах. Поэтому формирование коллективов...
Осмысление опыта
Конечно, нескольких статей, опубликованных на сайте, недостаточно для репрезентативного анализа. Однако, то, что ветераны с неохотой и без энтузиазма отнеслись к предложению представить статьи на сайт, тоже многое говорит о той проблеме, которая называется передача знаний молодому поколению.
Дело в том, что технологии меняются со всё возрастающей скоростью, причём знания, полученные прежде, устаревают, меняются соотношения сил в мире и так далее. А ветераны атомной отрасли ещё даже не подошли вплотную к такой задаче, как сохранение знаний для будущих поколений.
Какие-то из ядерных знаний уже перешли в разряд исторических, какие-то могут понадобиться, однако, в настоящее время они не являются критически важными, а значит, их можно перевести в разряд архивных.
Давайте попытаемся посмотреть на проблему...
Он-лайн круглый стол ветеранов и молодёжи
Какие вызовы стоят перед атомной энергетикой сегодня? Какие тенденции и продукты формируют образ ядерных технологий как чистого источника энергии будущего?
Эти и другие вопросы обсудили 26 июня 2020 года в формате он-лайн Круглого стола представители молодёжного движения АНО ДПО Техническая Академия Росатома, эксперты Международного Союза ветеранов АЭП, а также Союза ветеранов Наукограда, входящего в МОД ВАЭП России.
Модераторы встречи: Евгений Варсеев, АНО ДПО Техническая академия Росатома, Председатель Молодёжного Совета, и Наталья Жданова, АНО ДПО Техническая академия Росатома, Заместитель Председателя Международного Союза ветеранов АЭП.
Сегодня Госкорпорация Росатом уверенно движется к новым целям. Они поставлены именно благодаря огромному накопленному потенциалу знаний в отрасли, а также способности отрасли...
Участники международной конференции по управлению ядерными знаниями приглашаются для публикации статей и докладов в профильном журнале
Управление ядерными знаниями - перспективы проекта
Развитие программ и инициатив по управлению ядерными знаниями в странах, использующих ядерные технологии, стало ответом на насущные потребности в сохранении ядерных знаний, критической информации в различных областях ядерной науки и техники и сохранении бесценного опыта эксплуатации, который уходящие эксперты и профессионалы забирают с собой, когда уходят на пенсию.
С самого начала, с тех пор как управление ядерными знаниями стало важной стратегией управления в ядерном сообществе, МАГАТЭ служило источником методологии и руководства, обеспечивая подготовку и информируя старших руководителей во многих странах о важности управления знаниями.
Надвигающиеся потери от ухода сотрудников, приводящие к разрыву между наукой и практикой, всегда будут занимать центральное место...
Китай развивает атомное образование
Китай планирует построить новый специализированный университет, в котором студенты будут обучаться атомным специальностям, пишет South China Morning Post.
Корпорация CNNC и власти китайского мегаполиса Тяньцзинь заключили 15 июня 2018 года рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве.
Основной пункт соглашения предусматривает строительство в Тяньцзине университета атомной промышленности (China Nuclear Industry University), в котором студенты будут получать магистерские и докторские дипломы.
Ещё в 2012 году корпорация CNNC высказалась в пользу необходимости создания корпоративного университета для подготовки специалистов- атомщиков. Помимо всего прочего, такой университет должен был помочь решить проблему дефицита кадров в атомной отрасли КНР.
Из 2300 выпускников вузов, поступивших на работу в CNNC в 2016 году...
МАГАТЭ выпустило документ по управлению рисками потери знаний в ядерных организациях
Дени Жанин: молоды сердцем
Да, конечно. Буквально за пару часов до интервью с вами я встречался с Виктором Муроговым, председателем международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности (МСВАЭП). Мы обсуждали с ним действия, которые мы можем предпринять совместно для передачи знаний.
Приведите, пожалуйста, примеры таких действий.
МСВАЭП, при поддержке IYNC, готовит список опыта, имеющегося у владеющих знаниями профессионалов. В списке будут имена ветеранов, направления, по которым они владеют знаниями, и языки, на которых они могут говорить.
После того, как список будет готов, у нас появится возможность использовать его для приглашения ветеранов к участию в наставнической программе IYNC.
Возможности IYNC уникальны вследствие нашей сетевой структуры.
IYNC и WANO договорились о сотрудничестве
В Росатоме наградили лучшие проекты по системе управления знаниями
ТВЭЛ представит опыт PR-поддержки продвижения продукции на мировом рынке на отраслевой конференции по управлению знаниями в 2018 году
Янко Янев: большой портфель - большая ответственность
Наш институт управления ядерными знаниями работает успешно, имеет большие планы и перспективы. Мы занимаемся образовательной деятельностью в этой области, в том числе, для стран-новичков.
Это исключительно важное направление, причём, на мой взгляд, глубину этой проблемы в мире осознали ещё не до конца. Именно знания определяют, будут ли АЭС в странах-новичках нормально работать или нет.
Горизонт планирования в атомной энергетике - это не пять-шесть лет, как во многих других отраслях, а как минимум столетие. Для столь длительного периода обязательно требуется выстраивать устойчивую систему образования и обучения, способную, среди прочего, отслеживать и использовать появляющиеся инновации.
Чтобы лучше себе представить, о каких сроках идёт речь, вспомните, что сто лет назад только начали появляться автомобили.
Росатом и пять российских компаний создали консорциум для продвижения Системы управления знаниями Росатома
На конференции Росатома обсудили будущее научно-технических библиотек
МАГАТЭ издало русский перевод документа Разработка порталов знаний для атомных электростанций
МАГАТЭ издало русский перевод документа Управление знаниями в научно-исследовательских и проектных ядерных организациях
Проект ПО Старт по системе управления знаниями признан лучшим среди девяти предприятий
ОКБ ГИДРОПРЕСС сотрудничает с МАГАТЭ в области управления знаниями
Росатом и МАГАТЭ провели крупнейшую конференцию по управлению ядерными знаниями
Фоторепортаж с конференции МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями
Конференция по управлению ядерными знаниями открылась в Вене
Третья международная конференция по управлению ядерными знаниями начала работу 7 ноября 2016 года в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене.
На открытии конференции с приветственным словом выступил заместитель генерального директора - директор блока по управлению инновациями ГК Росатом Вячеслав Першуков.
Он напомнил, что первая подобная конференция была организована 15 лет назад, в 2002 году. С тех пор, управление ядерными знаниями шагнуло далеко вперёд.
Необходимость сохранения и управления знаниями в атомной области диктуется сразу несколькими причинами - требованиями экономики, безопасности, необходимостью сохранять знания по конструированию и проектированию, глобальным научным сотрудничеством, повышением человеческого потенциала отрасли.
Подготовку двух конференций МАГАТЭ обсудили представители Росатома и МАГАТЭ
МАГАТЭ выпустило документ по таксономии знаний об ядерных авариях
МАГАТЭ высоко оценивает практику Росатома по управлению ядерными знаниями
В Москве открылся Форум RKM
III международный форум по управлению знаниями Интегрированные решения в области управления знаниями (RKM Форум) открылся в Москве 13 апреля 2016 года.
Целью форума является содействие международному межотраслевому диалогу, посвящённому новейшим решениям в области управления знаниями (knowledge management - КМ) и ключевым вопросам внедрения инструментов КМ в деятельность научно-исследовательских, инжиниринговых и эксплуатирующих компаний для трансфера знаний на протяжении всего жизненного цикла технологий.
Участниками форума в этом году стали представители органов государственной власти, крупнейших международных корпораций и организаций, венчурных фондов, научно-исследовательских организаций, консалтинговых и образовательных компаний, юридических и патентных центров.
Михаил Абызов: Росатом - ведущая компания в сфере инноваций
Росатом является одним из ведущих мировых компаний в сфере управления инновациями в России, считает Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства.
Об этом он заявил на III Международном Форуме по управлению знаниями Интегрированные решения в области управления знаниями (RKM Форум), который проходит в Москве с 13 по 15 апреля 2016 года.
С 2008 года в РФ реализуются масштабные проекты под общим названием развитие инноваций. В государственном секторе, в государственных компаниях был накоплен значительный опыт по реализации этого масштабного проекта.
Росатом с 2009 по 2016 год увеличил объём инвестиций в своё инновационное развитие только по линии финансирования НИОКР с 0,5% от ежегодной выручки до 4,5%.
Наталья Беленькая: у знаний есть инфраструктура
Для научного сектора мы разработали систему управления знаниями, состоящую из трёх функциональных блоков - управление научно- техническими компетенциями, управление научно-техническим сообществом и управление правами на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности.
Разработки и апробация отдельных элементов начались в Росатоме в 2012 году. Сегодня система внедрена и работает во всех наших научных институтах.
Можно сказать, что научный блок у нас охвачен в достаточной степени. В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ мы следим за выявлением знаний, сохранением критически важных знаний, их формализацией.
Кроме того, мы разрабатываем и внедряем современные IT-инструменты, в том числе не имеющие аналогов в России и за рубежом. Это, например, информационная система ИСУПРИД.
Развитие системы управления знаниями обсудят в Москве
Руководители международных корпораций, ведущие эксперты в области инновационного развития и представители мирового научно-технического сообщества обсудят вопросы управления знаниями в ходе III Международного Форума по управлению знаниями Интегрированные решения в области управления знаниями (RKM Форум), который организован Росатомом и пройдёт в Москве с 13 по 15 апреля 2016 года.
Знания и носители знаний сегодня являются главным ресурсом развития, основой перехода к новому технологическому укладу, и поэтому управление знаниями так же важно, как и управление финансами и персоналом.
Внедрение и совершенствование системы управления знаниями является ключевым фактором инновационного развития российской атомной отрасли.
Росатом, входящий в число компаний - глобальных технологических лидеров, готов передавать интегрированные решения по построению инфраструктуры знаний.
Владимир Поплавский: знание - сила!
Как отмечалось выше, в Физико-энергетическом институте за долгие годы комплексных исследований в области различных реакторных технологий сформировалась довольно обширная собственная база знаний по свойствам реакторных материалов.
Тем не менее, при создании справочника авторы широко использовали наработки по банкам данных отечественных и зарубежных лабораторий и институтов.
Так, например, были использованы обширные данные США, в частности ANL, таких российских институтов как ИВТ, ИБРАЭ, НИИАР, НИКИЭТ и др.
Под эгидой МАГАТЭ усилиями специалистов России, США, Германии, Чехии, Китая, Индии в последние годы собран обширный банк данных по урану, диоксиду урана, цирконию и его сплавом с ниобием, диоксиду циркония, тяжёлой и легкой воде, газам и их смесям и т.д.
Все вышеперечисленное, как и многое другое, упомянутое в библиографии справочника, и послужило основой при подготовке издания.
Ветераны отрасли для будущего
Хороший вопрос - кого следует понимать под ветеранами? Сейчас мы переносим центр тяжести не на ветеранов нашего возраста, а на тех людей, кто только готовится к выходу на пенсию. У них ещё полно пороха в пороховницах, они поработали при рыночных отношениях, и мы стараемся их привлекать в наше движение.
Все ли ветераны охотно готовы делиться своими знаниями с молодёжью? Могу ответить. С того момента, как мы начали создавать наш союз, мы не сталкивались с массовым неприятием со стороны ветеранов. Не было боязни передавать знания. Наоборот, была поддержка наших идей и стремление объединиться.
Конечно, бывает всякое. В отдельных случаях мы слышали - не надо меня трогать, не собираюсь передавать знания, потому что меня потом уволят за ненадобностью. Но когда начинаешь общаться с человеком, объясняешь ему наши цели и задачи, негативизм уходит, и люди становятся нашими соратниками.
В июле-августе 2015 года пройдёт летний институт WNU
В июле-августе 2015 года всемирный ядерный университет (WNU) организует очередную сессию своего летнего института (WNU SI).
Занятия сессии пройдут с 4 июля по 15 августа 2015 года в университете Уппсала (Швеция). Город Уппсала расположен в 70 км к северу от Стокгольма, население города - 140 тысяч человек.
Программа Всемирный ядерный университет - летний институт предоставляет участникам уникальную возможность расширить их познания в различных областях атомной отрасли.
Программа занятий в летнем институте составлена на основе предложений ведущих мировых экспертов-атомщиков. Лекционные курсы подкреплены практическими семинарами и недельным техническим туром по ядерным объектам.
В работе летнего института, как правило, принимают участие до 80 слушателей. Требования к слушателям таковы:
Центр ядерных компетенций открывается в Вене
Почему центр формируется именно в Вене? Как шутили на презентации, потому что здесь готовят лучший в мире кофе, а атомные исследования без кофе немыслимы. На самом деле, Вена давно превратилась в мировой центр атомных дискуссий, затрагивающих все аспекты освоения атомной энергии - от технологии до политики.
Интерес к участию в работе центра, получившего название VINCC - Венский международный центр ядерных компетенций - проявляют специалисты из многих стран. Например, ожидается активное участие индийских атомщиков.
Из российских потенциальных участников можно особо выделить МИФИ, который на презентации представляла большая делегация во главе с Михаилом Стрихановым.
Школа по управлению ядерными знаниями в Триесте отметила своё 10-летие
Виктор Мурогов: о роли ветеранов в развитии ядерной культуры
Виктор Мурогов напомнил, что в 2014 году исполнилось 12 лет резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 57/60 и докладу генерального секретаря ООН о просвещении в области разоружения и нераспространения.
Эти решения ООН положили начало приоритетного отношения в системе международных отношений к развитию культуры ядерного нераспространения.
Если специальными знаниями в области экспортного контроля или ядерной безопасности обладают эксперты, то культура ядерного нераспространения должна стать частью общественной и политической жизни как простых граждан, так и тех, кто принимает ответственные решения.
Она должна охватывать многочисленные группы, включая молодёжь, школьников и студентов, преподавателей и инструкторов, исследователей, учёных, инженеров, работников директивных органов, таких, как парламентарии и государственные должностные лица, профсоюзы и частный сектор...
НАЭК Энергоатом хорошо поработал над сохранением и управлением знаниями
Университетский тренажёр из Ирана
Я бы ответил так. Большинство тренажёров в мире ориентированы на существующие реакторные проекты. Мы, напротив, намеренно отказались от этого. Мы взяли типичный реактор и считаем, что это полезно для поставленной задачи.
Наш тренажёр университетский, он предназначен для практики студентов. Я сравнил бы с оборудованием студенческих физических лабораторий - например, с оборудованием, на котором студенты измеряют массу электрона. Они не делают на нём открытий, они учатся по специальности.
Так и наш тренажёр - он нужен и полезен для обучения. Студенты смогут понять на нём, например, такие вещи, как следует выводить реактор на критику. И мы говорим, что предлагаем студентам простой тренажёр, потому что им на стадии обучения достаточно понимать лишь основные концепции. А особенностям конкретных аппаратов их будут учить уже на рабочих местах после окончания университета.
МАГАТЭ выпустило документ по сохранению знаний на АЭС
Проект Мост Поколений признан специалистами МАГАТЭ одной из лучших практик по управлению знаниями в атомной отрасли
Специалисты ВНИИАЭС провели на Смоленской АЭС семинар по управлению ядерными знаниями
Сохранение критически важных знаний для АЭС, ведущих эксплуатацию достаточно длительное время, является чрезвычайно важным аспектом для обеспечения безопасности и ведения надёжной эксплуатации энергоблоков АЭС на всех этапах жизненного цикла АЭС, отметили участники семинара.
В ходе семинара был организован телемост с МАГАТЭ, во время которого к участникам с приветствием и докладом обратился руководитель секции г-н Джон Гросбуа. Специалисты ВНИИАЭС представили план проекта по сохранению критически важных знаний для Смоленской АЭС, поделились методологическими и конкретными рабочими документами, которые помогут персоналу АЭС приступить к работе в данном направлении.
По завершению семинара участники высоко оценили качество и высокую применимость для Смоленской АЭС представленных и переданных участникам семинара материалов.
В Москве завершилась международная конференция по управлению знаниями
СНИИП совместно с МАГАТЭ провел международный семинар по сохранению знаний в атомной энергетике
В ОАО СНИИП разработан проект по сохранению ключевых знаний по ядерному приборостроению
На Хмельницкой АЭС прошло совещание по вопросам управления ядерными знаниями
МАГАТЭ выпустило публикацию, посвящённую сравнительному анализу методов и средств сохранения ядерных знаний
МАГАТЭ выпустило документ по состоянию и тенденциям в ядерном образовании
В вводной части документа приводятся краткие сведения о хороших практиках в сфере ядерного образования. В отдельную главу вынесены рекомендации, которые желательно применять государствам, заинтересованным в развитии кадрового потенциала атомной отрасли.
Так, чрезвычайно важно, чтобы в образовательный процесс вовлекались предприятия отрасли. К сожалению, компании и эксплуатирующие организации не всегда понимают необходимость поддержки вузов, в которых ведётся подготовка будущих атомщиков. Верно и обратное наблюдение - вузы не всегда приветствуют вмешательство отрасли в процесс подготовки специалистов.
Среди возможных способов сотрудничества вузов и отрасли авторы документа выделяют такие практики, как назначение специализированных стипендий, привлечение студентов на практику и дипломные работы на действующие предприятия и станции, чтение лекций сотрудниками отрасли и организация курсов переподготовки для преподавателей.
В августе в Триесте состоится очередная школа МАГАТЭ по управлению в ядерной отрасли
В качестве слушателей приглашаются сотрудники АЭС, проектных организаций, энергетических компаний, регулирующих органов, компаний-поставщиков, образовательных учреждений и так далее.
К слушателям выдвигаются следующие требования. Они должны иметь диплом о высшем образовании (бакалавр или магистр) или учёную степень. Стаж работы в атомной отрасли должен составлять не менее трёх лет, исключением могут являться случаи необходимости в обучении перед переходом на работу в атомный проект.
Язык курсов английский, и от слушателей требуется хороший уровень (устный и письменный) владения этим языком.
Подача заявок на участие в школе будет производиться через сайт ICTP. К заявлению должно быть приложено рекомендательное письмо от нанимателя. Отобранные для участия кандидаты освобождаются от регистрационных взносов.
Андрей Косилов: обладая оными применять их
По сути, я уже ответил вам. Мы выступаем в роли пропагандистов. И наша пропаганда основывается на положительном опыте, накопленном в разных государствах.
Практика показывает, что внедрять новое нужно, начиная с верха, иначе движения вперёд не будет. Есть позитивные сдвиги по странам. Топ-менеджеры на определённых этапах начинают понимать, что без людей их планы неосуществимы, и начинают заниматься этой проблемой. Во многих случаях заниматься этими проблемами их заставляют конкретные проблемы.
Несколько хороших примеров могу назвать. На канадской АЭС Брюс одному из руководителей было поручено взять на себя работу по управлению знаниями. На чешской АЭС Темелин ввели специальную должность менеджера по управлению знаниями. На АЭС Пакш эти функции выполняет начальник секции стратегического развития. Важно, что появились ответственные люди, планы, проекты в этом направлении.
В Топливной компании ТВЭЛ формируется институт внутренних тренеров
AREVA подписала соглашение с двумя вузами Чешской Республики
Опыт ОАО Атомэнергомаш по управлению знаниями высоко оценен экспертами МАГАТЭ
Наталья Шумкова: нет опасений, что мы окажемся обезоруженными перед ядерным ренессансом
Что касается дальнейшего обучения - повышения квалификации, подготовки кадров непосредственно на станции - то в этой области у нас создана современная система, очень хорошо оснащённая методологически и ресурсно. На станциях есть тренажёры и инженерно-технические центры подготовки персонала. Каких-либо опасений в том, что мы окажемся перед ядерным ренессансом обезоруженными, у нас нет.
Если вы говорите о кадрах, которые завтра должны начать строить новые блоки, то, конечно, в этой части есть проблема. С последних пусков украинских блоков прошёл длительный срок.
Естественно, что многие организации, предприятия и специалисты либо нашли работу на ядерных объектах других стран, либо перепрофилировались внутри страны.
Я думаю, что как только мы вступим в активную фазу строительства хмельницких блоков, у нас будет достаточно времени, усилий и желания для того, чтобы сконцентрировать эти кадры у себя.
МАГАТЭ поможет Украине управлять знаниями в атомной энергетике с использованием Интернет-технологий
В МАГАТЭ разработан интерактивный курс по управлению ядерными знаниями - Косилов
АЭС Козлодуй и МАГАТЭ проводят программу по сохранению ядерных знаний
МАГАТЭ проведёт осенью в Швеции совещание по подготовке атомных специалистов
Крайний срок подачи заявок для участия в школе по сохранению ядерных знаний в Триесте - 1 апреля 2010 года
Саркози объявил о создании международной сети институтов по атомной энергетике
DoE обещает не уничтожать бездумно документы по горе Юкка
Вьетнамских студентов-атомщиков будет учить Mitsubishi
Оплата труда иностранных специалистов, готовящих кадры для атомной энергетики Белоруссии, составит 300% тарифной ставки первого разряда
Андрей Косилов: география сохранения ядерных знаний
Украинский проект обещает быть очень интересным. Недавно в Киеве прошло рабочее совещание, и нам было приятно видеть, какое внимание ему уделяется с украинской стороны. Достаточно упомянуть, что национальным координатором проекта утверждена заместитель министра топлива и энергетики Наталья Шумкова.
Был разработан и принят план по управлению ядерными знаниями в ядерном секторе Украины. Срок его действия - три года. На его основных направлениях я остановлюсь более подробно.
Первое, что будет делаться - необходимо сформулировать национальную стратегию Украины в сфере управления ядерными знаниями. Само по себе, это большая задача. В дополнение к ней предполагается выпуск ряда нормативных документов по управлению знаниями.
Мы (далее под мы я понимаю консолидированное решение украинских коллег и команды управления проектом МАГАТЭ) планируем, что эти документы будут готовиться с учётом специфики разного рода организаций. Отдельные их варианты должны быть сделаны для атомных станций, свои версии появятся для научно-исследовательского сектора.
В ЮАР прошли региональные курсы по работе с продуктами INIS
Первый месяц работы системы INIS в режиме открытого доступа прошёл успешно
В МАГАТЭ выпущен документ по созданию порталов управления знаниями на АЭС
За последние годы необходимость сохранения знаний на атомных станциях стала для многих очевидным и не требующим доказательств фактом. Но создание эффективных и работающих систем сохранения и распространения знаний по-прежнему представляет собой сложную и трудоёмкую задачу.
Отсутствие таких систем приводит к тому, что персонал АЭС зачастую не знает о существовании необходимых ему для работы документированных и чётко описанных знаний, не говоря уже о неформальных знаниях, которыми владеют только отдельные опытные сотрудники.
Одним из важнейших инструментов управления знаниями на атомных станциях должны стать специализированные порталы, основным принципам построения которых посвящена новая публикация МАГАТЭ.
Перед порталами по управлению знаниями на АЭС должны ставиться три основных задачи. Они должны выступать как инструмент для интеграции, то есть, предоставлять своим пользователям простой и единообразный доступ ко всем информационным ресурсам станции…
Созданный на базе НГТУ Институт ядерной энергетики и технической физики рассматривает возможность вхождения в Национальный ядерный университет
Система INIS открыта для всеобщего доступа
После пробных испытаний, прошедших в прошлом году, МАГАТЭ открыло неограниченный доступ к международной системе по ядерной информации (INIS) для пользователей из всех государств.
Прямая ссылка на базу данных INIS - http://inisdb2.iaea.org/.
INIS - международная система ядерной информации, созданная в 1970 году. В соответствии с целями и задачами МАГАТЭ, система INIS содействует обмену научно-технической информации по мирным аспектам применения атомной энергии.
INIS располагает большинством научно-технических публикаций, выпущенных во всём мире по различным направлениям ядерной деятельности - от атомной энергетики, режима гарантий и нераспространения до применения атомной энергии в сельском хозяйстве и здравоохранении.
В базе данных INIS содержится свыше 3 млн библиографических записей. База располагает почти 200 тысячами полнотекстовых документов, таких как научные и технические отчёты и другие подобные издания.
Школа ядерных знаний в Триесте ждёт слушателей до 15 июня
Как рассказал в эксклюзивном комментарии для AtomInfo.Ru директор школы и представитель секции управления ядерными знаниями МАГАТЭ Андрей Косилов, структура школы будет в целом сохранена по сравнению с прошлым годом. Она проводится не первый год, и у неё сложились свои традиции.
Небольшие различия появятся из-за смены части преподавателей, хотя ключевые лекторы останутся теми же самыми. Это позволит представить новые примеры конкретных приложений управления ядерными знаниями в разных странах. Больше станет дискуссий и практических занятий, которые вызывали у слушателей повышенный интерес.
Вхождение сети ENEN в состав организаторов школы позволит провести специальную сессию, посвящённую проблемам ядерного образования. Эта тематика сейчас особенно важна, так как предприятиям атомной отрасли требуются квалифицированные рабочие руки.
Среди желающих попасть в Триест многие представляют так называемые страны-новички, только приступающие к созданию атомной энергетики.
Число записей в базе данных INIS превысило 3 миллиона
В МАГАТЭ вышла публикация по таксономии системы организации знаний по быстрым реакторам
Андрей Косилов: от Триеста до Каунаса
Это зависит, прежде всего, от России. У МАГАТЭ какой-либо информации на этот счёт пока нет.
Я напомню, что мы проводим семинары в рамках своих проектов. Например, семинар в Литве был организован под эгидой регионального восточноевропейского проекта. Каунас предложил свою кандидатуру, она была принята, согласована, и мероприятие состоялось.
Что это дало Литве?
Один пример. Если из других государств в Каунас прибыло по 1-2 человека, то от Литвы было порядка 10 участников.
Для Литвы проблема ядерного английского стоит остро. Они собираются строить АЭС, где английский будет рабочим языком в силу международности проекта. Конечно же, литовцев интересовала возможность повысить квалификацию для как можно большего числа своих преподавателей, и они такую возможность получили, благодаря семинару.
Первое заседание Научно-образовательного центра Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов
Пилотная эксплуатация Системы Организации Знаний по Быстрым Реакторам
МАГАТЭ не ставит своей целью собирать и накапливать все знания по быстрым реакторам как таковые. Цель другая - аккумулировать информацию о том, какие знания по быстрым реакторам существуют в мире, и где они могут быть получены или приобретены. Иными словами, накапливаться будет информация об информации - метаданные.
Одновременно с этим будут накапливаться знания и в других формах, в том числе, и полнотекстовые отчёты, научные материалы, производственно-технические документы, словом, всё то, что участники инициативы будут готовы предоставить для открытого доступа другим участникам.
В 2008 году был создан первый опытный образец СОЗ БР. Данная система представляет опытный образец, который в настоящее время находится в стадии обсуждения и проектирования.
Можно отметить следующие основные характеристики СОЗ БР и выгоды от её использования.
Система INIS открыла свободный доступ для пользователей из шести государств
В Триесте завершилась работа школы по управлению ядерными знаниями
Россия определится с ядерным университетом к 2009 году
Вместо федерального в России появится национальный ядерный университет
Виктор Мурогов: ядерное образование станет основой возрождения отрасли
Теперь уже не научная общественность, а президент РФ огласил установку на интеграцию науки и образования, создание федеральных университетов, научно-образовательных центров и т.п. как решение проблемы не только образования, но и спасения научных организаций, не востребованных до сих пор в полной мере.
Указания даны. Теперь, как у нас в России заведено, пойдут инициативы по образованию, преобразованию, созданию центров и т.п.
Но я хотел бы подчеркнуть вторую часть - если можно так выразиться - позиции президента Российского Федерации. Нужна не просто интеграция науки и образования, а интеграция, проходящая в русле международного процесса развития, международной кооперации. Требуется интеграция, не замыкающаяся в домашних рамках. Это даст всем инициативам второе дыхание. Помочь в этом призваны такие структуры как МЦЯО.
Как говорится, цели поставлены, задачи ясны - за работу, товарищи!
Юрий Ашурко: сохранение знаний - сохранение лидерства
Да, и, вы знаете, в Индии очень внимательно относятся к проблеме сохранения знаний в этой области. Там принята соответствующая программа, которая систематически и последовательно реализуется.
Например, в Индии предусмотрено, что каждый специалист перед уходом на пенсию обязан выпустить отчёт, где суммировался бы его опыт, указывались бы основные особенности, преимущества и недостатки тех или иных решений, разбирались бы реальные события, в которых он принимал участие по долгу службы.
Это очень полезная практика. К сожалению, у нас такого пока нет. В ФЭИ предпринимались определённые попытки привлечь наших известных специалистов для подготовки обобщающих материалов, но единой системы как в Индии у нас пока создать не удалось.
У нас выполняется самое первое условие, нужное для сохранения знаний - мы продолжаем развивать это направление.
В Петербург съедутся учёные атомной отрасли
В Каунасе прошёл семинар для преподавателей ядерного английского
Мозамбик стал 142-ым участником системы INIS
Систематический подход к обучению - путь повышения эффективности обучения по инженерно-физическим специальностям в высшей школе
Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ) рекомендует применение СПП во всех организациях, использующих атомную энергию с целью достижения надежности подготовки персонала и как логическое следствие повышение безопасности и эффективности работы ядерных объектов и установок.
Обучение в высшей школе существенным образом отличается от профессиональной подготовки в промышленности, но многие элементы такой подготовки могут быть эффективно использованы (позаимствованы) в методологическом обеспечении и совершенствовании процесса обучения в университетах и институтах, и прежде всего это касается инженерно-физического образования, где цели и задачи подготовки будущих инженеров могут быть чётко сформулированы и быть привязанными к конкретным группам предприятий - потребителям будущих специалистов.
Издательство БИНОМ выпускает монографию Х. М. Хашемиана Датчики технологических процессов: характеристики и методы повышения надёжности
Виктор Мурогов: проблема не в студентах, а в профессорах
Но нам нужны не только реакторы, но и преподаватели! Раньше считалось, что главная проблема сохранения ядерных знаний - это наличие студентов. Но теперь поняли, что студенты появятся, как только им будут предложены хорошие финансовые условия (стипендия и т.п.).
Настоящая проблема заключается в профессорах. В Чехии осталось полтора профессора на десяток студентов! В Германии, Швеции профессоров в области ядерной энергетики не осталось вообще. Что касается России, то назову лишь один статистический факт - средний возраст наших атомных профессоров уже превысил среднюю продолжительность жизни в России.
В этих условиях можно говорить только об одном - об инвентаризации научных школ и профессоров, а также об инвентаризации экспериментальной базы для вузов. С подобным предложением на семинаре выступили делегации России и США.
В МАГАТЭ состоялся семинар по вопросам управления ядерными знаниями
Всё новые и новые государства заявляют о своём растущем интересе к мирному использованию атомной энергии. Но кто будет строить новое поколение АЭС? Сохранение ядерных знаний и укрепление человеческого потенциала атомной отрасли оказались в центре внимания международного семинара, состоявшегося в штаб-квартире МАГАТЭ 14-16 мая 2008 года, сообщает официальный сайт МАГАТЭ.
Трёхдневная встреча в Вене прошла под названием Семинар для старшего руководства в области управления ядерными знаниями: сотрудничество для развития. Участники обсуждали, каким образом можно придать ускорение сотрудничеству между МАГАТЭ и входящими в агентство странами по сбору, сохранению и распространению накопленных человечеством познаний в ядерной сфере.
Прибывшие в Вену специалисты из почти 40 государств обменялись мнениями о достигнутых успехах и тех трудностях, с которыми они столкнулись.
Янко Янев: знания - это ресурс
Термин управление знаниями некоторых пугает. Они понимают, как управлять людьми и деньгами, но они не знают, как можно управлять знаниями.
Как мне кажется, в этом и состоит суть проблемы. Знания - это ресурс, точно такой же, как и финансы, и материальные ресурсы. О знаниях также надо заботиться, следить, чтобы они не обесценивались.
Если знания не поддерживать, то они могут устареть. Если вы не наращиваете свои знания, не инвестируете в них, то вы можете их потерять. Застывшее в своём развитии знание становится непригодным для использования. Возьмите, например, человека XVIII века и предложите ему перейти улицу в Москве - он элементарно не сможет сделать этого!
В этом плане управление знаниями относится к числу важнейших управленческих подходов. И экономика, и жизнь, и сохранение окружающей среды, и вообще все виды деятельности человека основываются на знаниях.
Андрей Косилов: МАГАТЭ - идеолог и брокер
Могу добавить, что вопросы знаний подпирают практически все 19 элементов. Если вы посмотрите документ, то увидите, что в нём часто употребляется термин knowledgeable. Иными словами, для того, чтобы выполнить конкретное требование, страна должна располагать необходимыми ресурсами знаний.
Каким образом будет создаваться инфраструктура и как будут приобретаться знания - это уже другой вопрос. Кто-то надеется всё сделать сам, а кто-то будет в большей степени полагаться на иностранных консультантов. Мы живём, как известно, в интегрированном мире, и части государств будет удобнее не растить собственных специалистов в течение 10 с лишним лет, а покупать услуги экспертов из-за рубежа. Но в любом случае, знания у страны должны быть, и это прежде всего относится к знаниям, которые критичны для обеспечения безопасности АЭС. Ведь в конечном счёте ответственность за эксплуатацию АЭС лежит на национальных плечах, а не на приглашённых консультантах.
Юрий Соколов: агентство поможет безопасному развитию
В первую очередь, мы можем оказывать методологическую поддержку. На основе международного опыта мы разрабатываем руководства по управлению знаниями, готовим рекомендации для атомной отрасли о том, что нужно сохранять, как это следует делать, на какие темы обращать особое внимание.
Перспективным представляется ведущийся сейчас проект по сохранению знаний в области быстрых реакторов. Представьте себе дерево технологий по быстрым реакторам в виде ёлочки, где каждая ветвь соответствует тому или иному технологическому вопросу, а висящая на ней игрушка - конкретному знанию и условиям их получения, например, продажи.
Агентство сформировало структуру такой ёлочки, а наполнение ветвей знаниями (игрушками) остаётся прерогативой отдельных государств. При этом МАГАТЭ разрабатывает подход, учитывающий возрастающую товарную стоимость знаний, и выступает в качестве посредника между владельцами знаний и их покупателями.
В сентябре в Триесте пройдёт школа по управлению ядерными знаниями под эгидой МАГАТЭ
Эта школа предназначена для молодых профессионалов, которые начинают свою карьеру в ядерной области и хотели бы более глубоко ознакомиться с проблемой сохранения знаний.
Что охватывается в рамках школы? Прежде всего, в программе предусмотрено введение в суть проблемы управления ядерными знаниями. Далее участники перейдут к рассмотрению таких важных для этой сферы вопросов, как разработка стратегии и подходов к управлению ядерными знаниями, управление информационными ресурсами и ресурсами знаний, управление человеческим ресурсом и передача знаний, в частности, от поколения к поколению.
Большая часть школы будет посвящена практическим рекомендациям и методам управления знаниями.
Приём заявлений для участия в работе школы в этом году заканчивается 1 июня. Дополнительная информация о школе доступна на официальном сайте МАГАТЭ.
Виктор Мурогов: работа по сохранению ядерных знаний продолжается
Последнее по времени совещание в МАГАТЭ, в котором я принимал участие, прошло в ноябре и было посвящено тематике сохранения ядерных знаний для инновационного развития, для научно-исследовательских организаций. В ближайшие дни начинается новое совещание, где будут рассматриваться различные аспекты сохранения знаний в области быстрых реакторов и для образовательной сферы.
Специфика ядерных знаний обуславливается, в первую очередь, их дороговизной, сложностью, долговременностью и возникновением серьёзных отрицательных последствий при их утере.
Я хотел бы напомнить о двух известных примерах. Лунная программа Соединённых Штатов стоила 180 млрд долларов, из которых к настоящему моменту утрачено опыта и знаний на 160-170 млрд долларов. Судьба оставшихся 10-20 млрд долларов также находится под большим вопросом.
В индийском реакторе PFBR-500 учтён мировой опыт ошибок, накопленный на быстрых реакторах
Среди ключевых проблем, принятых во внимание при создании PFBR-500, доктор Радж отметил следующие события.
Блокировка и застревание топливных кассет, наблюдавшаяся на американском реакторе EBR-II. Для предотвращения подобных инцидентов, в проекте ТВС для PFBR-500 были предусмотрены многочисленные отверстия, а также радиальные входы в концевиках кассет.
Избыточное распухание металлических топливных таблеток на британском реакторе PFR мощностью 250 МВт(эл.). Индийские атомщики остановили свой выбор на керамическом топливе для энергетических быстрых реакторов. В то же время, для будущих FBR Индия не планирует отказываться от металлического топлива, однако, учитывая уроки Даунри, проектанты намерены снизить до 75% плотность металлического топлива.
В Румынии изучают вопрос, как побудить пенсионеров-атомщиков делиться знаниями с молодыми специалистами
Янко Янев: с точки зрения знаний, не существует больших и малых стран
Конечно! В каком-то плане мы можем вам помочь, в том числе, и с точки зрения эксплуатационных знаний. На АЭС Козлодуй накоплен большой опыт. Это - ядерные знания. Например, мы можем вспомнить те данные, которые есть у Болгарии по охрупчиванию корпусов. Мы накопили огромные знания по исследованию корпусов, металла и так далее. И конечно, эти знания пошли обратной дорогой к генеральному конструктору - ОКБ Гидропресс - который может теперь использовать их при проектировании новых корпусов. Знания появляются там, где их необходимо генерировать при поиске решения конкретных проблем. С точки зрения знаний, не существует больших и маленьких стран, особенно, когда мы говорим о критичных областях знаний, связанных с обеспечением безопасности.
Управление знаниями станет непростой задачей для атомной отрасли
Андрей Косилов: рыночная конкуренция становится конкуренцией знаний
Наталья Айрапетова: самое дорогое, что есть у человека - это его ошибки
Первостепенной целью сейчас становится определение того, что требуется сохранять. Заботиться о полном сохранении всех накопленных объёмов знаний может оказаться дорогим и экономически нецелесообразным подходом, считает Наталья Айрапетова. Она отметила, что на долгосрочной перспективе необходимо сохранить знания о ЯТЦ и реакторах, работающих в замкнутом топливном цикле. Самое дорогое, что есть у человека - это его ошибки. Обязательно нужно также сохранить для будущих поколений сведения о тупиковых направлениях, полагает Наталья Айрапетова.
Янко Янев: сокрытие знаний является преступлением
Янко Янев отметил, что особенно важным представляется вопрос о сохранении знаний в регулирующих организациях. Независимость надзорного органа - это, прежде всего, независимость его знаний. Если он компетентен, то он независим, подчеркнул представитель МАГАТЭ. Международное атомное агентство привлекает и будет привлекать внимание национальных правительств к проблеме сохранения ядерных знаний. МАГАТЭ готово также разработать методологию процессов сохранения знаниями, а также создать и поддерживать соответствующие базы данных, сказал Янев.
В Обнинске открылся региональный семинар МАГАТЭ по сохранению и управлению ядерными знаниями
В ЦИПК (Обнинск) 26-28 июня 2007 года пройдёт конференция по проблеме сохранения и управления ядерными знаниями
Министерская помощь ядерному образованию - как это делается в США
Программа по поставкам топлива предназначается для снабжения университетских реакторов свежим топливом, а также для решения проблемы обращения с ОЯТ, накопленным в ходе эксплуатации вузовских исследовательских установок. На сегодняшний день, в образовательном секторе США имеется 27 реакторов. В то время, как большинству из них не требуются перегрузки, на более, чем десяти реакторах необходимо периодически обновлять активную зону. DoE осуществляет поставки свежего горючего на эти аппараты и забирает у вузов накопленное отработавшее топливо.
Расценки на проведение экспериментов на исследовательском реакторе в национальной лаборатории Айдахо будут существенно снижены
России пора вспомнить о собственном опыте
По мнению Виктора Мурогова, у Российской Федерации осталось не более пяти лет для сохранения и передачи ядерных знаний молодым атомщикам. Крайне прискорбным фактом становится появившийся в отрасли разрыв между поколениями. Средний возраст ведущих специалистов колеблется в пределах 60-70 лет. Отрасль испытывает острую нужду в креативных и работоспособных инженерах и учёных в возрасте 35-40 лет. Кроме того, низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов ведут к неизбежному снижению качества обучения. Всё вышеперечисленное ставит под сомнение реализацию декларированной в России программы по возобновлению массового строительства атомных энергоблоков.
Виктор Мурогов: ядерные знания - сила… если их сохранять
Ключевой вопрос при этом - какие знания, опыт, информацию следует сохранять, передавать следующим поколениям и в новые развивающиеся страны. Прежде всего, это должны быть те знания, которые сегодня закладываются в реальные установки и технологии, предназначенные для существования в течение нескольких поколений. Кроме того, необходимо сохранять и передавать знания, не востребованные сегодня в полной мере, но без которых развитие ядерной энергетики в будущем практически невозможно (например, быстрые реакторы, ториевый цикл и т.п.).