На вопросы электронного периодического издания AtomInfo.Ru отвечает ведущий научный сотрудник ГНЦ РФ-ФЭИ, к.т.н. Юрий Михайлович АШУРКО.
Юрий Михайлович работает в ГНЦ РФ-ФЭИ с 1976 года. Его основные научные интересы связаны с технологиями быстрых натриевых (БН) реакторов.
Ёлочка с игрушками для быстрых натриевых реакторов
Юрий Михайлович, Вы занимаетесь, в частности, вопросами сохранения знаний в области быстрых реакторов (БР).
Я являюсь представителем от России в Технической рабочей группе МАГАТЭ по быстрым реакторам (ТРГБР). В рамках этой группы МАГАТЭ проводит деятельность по сохранению знаний, накопленных в области БР.
Если вспомнить предысторию, то о необходимости такой работы говорилось давно. В частности, с определёнными инициативами на сей счёт выступали в ТРГБР Россия и Франция. В результате в 2004 году все эти предложения облеклись в Инициативу МАГАТЭ по сохранению знаний в области БР.
Среди мероприятий, проводимых в рамках этой Инициативы, следует отметить совещание МАГАТЭ, которое состоялось в феврале 2005 года в Обнинске и было посвящено подготовке Координированного исследовательского проекта (КИП) МАГАТЭ по сохранению знаний, накопленных в процессе эксплуатации быстрых натриевых реакторов. Помимо России в нём участвовали представители таких стран, как Франция, Япония, Индия, Великобритания, Южная Корея, Казахстан.
На этом совещании были выбраны для последующей разработки в рамках упомянутого КИП две пилотные темы - "Парогенераторы" и "Поведение топлива и материалов". В случае успешного завершения работ по этим темам предполагается распространить данный КИП на другие темы в области БР.
Координированный исследовательский проект (КИП) - одна из форм организации работ в МАГАТЭ с участием специалистов из разных стран.
Спустя год, вторая тема была разделена на две отдельные темы - "Топливные и воспроизводящие сборки" и "Конструкционные материалы".
Что должно быть сделано и чем должен окончиться Координированный проект? Будут подготовлены библиографические каталоги публикаций, выпущенных по выбранным пилотным темам, а также сделаны обобщающие отчёты. Проект рассчитан на четыре года.
В этом проекте я координирую деятельность участников по теме "Парогенераторы". Кроме России, в ней участвуют Франция, Япония, Индия, Южная Корея. Обсуждается вопрос о присоединении к Проекту Соединённых Штатов и Китая.
Координированный проект по парогенераторам и материалам - это единственная практическая работа, проводимая МАГАТЭ по сохранению знаний области БР?
Нет, существует ещё одно важное направление, а именно, разработка Портала сохранения знаний по быстрым реакторам.
В МАГАТЭ предполагается создать электронный портал, имеющий связь с Международной системой по ядерной информации (INIS) и базами данных по быстрым реакторам, которые существуют в различных странах. Эта идея была озвучена на консультационном совещании в МАГАТЭ в декабре 2004 года. Статус работ над порталом ежегодно рассматривается на совещаниях в Агентстве.
Российские специалисты, в первую очередь сотрудники ФЭИ, принимают в создании Портала самое непосредственное участие. Нужно признать, что дело это долгое, так как опыта разработки подобной распределённой базы данных нет. Вовлечённые в проект специалисты сталкиваются с множеством проблем, в том числе, с вопросами интеллектуальной собственности.
Проблема собственности - это очень серьёзная проблема. Как предполагается её решать в создаваемом портале?
В качестве основной единицы баз данных, связанных с Порталом, предусматриваются информационные карты (ИК) публикаций. ИК содержит основные данные по конкретному документу - авторы, название, год выпуска, место выпуска, место хранения, тематика, краткая аннотация, ключевые слова и так далее.
Такой подход позволяет заносить в Портал любые материалы. ИК - это основная единица, по которой пользователь сможет узнать о существовании той или иной публикации. При таком подходе наличие электронной версии оригинального материала в Портале необязательно, но, при желании авторов, она может быть также внесена в базы Портала наряду с ИК.
Чем это удобно? В каждой стране - и зачастую, в каждой отдельно взятой организации - используются различные базы данных и форматы хранения публикаций. Чтобы обеспечить их совместное использование, требуется создание универсальной структуры Портала. Объединить в единую структуру конкретные разноязычные документы достаточно трудно, если не невозможно. Тогда на помощь приходят ИК.
ИК - это небольшой образ документа, легко подготавливаемый в универсальном формате на английском языке. Концепция ИК облегчает жизнь и тем авторам, которые хотели бы заявить о своих трудах, не выпуская их при этом в общее пользование. ИК даёт пользователю информацию о существовании конкретных материалов в определенных базах данных. Воспользовавшись сведениями из Портала, пользователь может обратиться к обладателю документа и на взаимовыгодной основе договориться с ним о передаче необходимых материалов.
То есть, Портал по быстрым реакторам имеет структуру, которую Юрий Соколов, заместитель Генерального директора МАГАТЭ, называет "ёлочкой с игрушками"?
Да, у Юрия Алексеевича есть интересное сравнение с ёлочкой. Про деревья мы говорим давно, а вот про развешанные игрушки - это весьма удачное дополнение.
Выдержка из эксклюзивного интервью для электронного издания AtomInfo.Ru заместителя генерального директора МАГАТЭ Юрия Соколова.
Перспективным представляется ведущийся сейчас проект по сохранению знаний в области быстрых реакторов. Представьте себе дерево технологий по быстрым реакторам в виде "ёлочки", где каждая ветвь соответствует тому или иному технологическому вопросу, а висящая на ней "игрушка" - конкретному знанию и условиям их получения, например, продажи. Агентство сформировало структуру такой "ёлочки", а наполнение ветвей знаниями ("игрушками") остаётся прерогативой отдельных государств. При этом МАГАТЭ разрабатывает подход, учитывающий возрастающую товарную стоимость знаний, и выступает в качестве посредника между владельцами знаний и их покупателями.
Для облегчения работы пользователя в Портале, была разработана многоуровневая иерархическая структура. Вся совокупность знаний, накопленных по быстрым реакторам, поделена на тематические разделы, этапы реакторных технологий и на уровни от общих вопросов к частным. Такая структура представляет собой перевёрнутую крону дерева, у которой есть ветви (тематические разделы), а на ветвях - игрушки (информационные карты).
Если продолжать "ёлочную" метафору, то у нашего дерева-портала есть ещё один элемент - листья (иголки применительно к "ёлке"). Как известно, в технологии быстрых реакторов объединены самые разные научные дисциплины и области знания. Если пытаться отслеживать их все от верха до низа, то дерево станет слишком ветвистым, что будет оказывать негативное влияние на удобство и эффективность работы пользователя.
Поэтому ветви дерева были обрезаны до определённого уровня, и к ним были добавлены в качестве листьев - ключевые слова, которые позволяют описать частные аспекты технологии БР, не включенные в состав ветвей дерева.
1000 документов в год
Есть ли смысл России заниматься сохранением знаний в области реакторов БН? Ведь наша программа по БР успешно продолжается, в отличие от большинства других стран. У нас работают БОР-60 и БН-600, строится БН-800, ведутся проработки проекта перспективного коммерческого натриевого быстрого реактора большой мощности (БН-К)…
Да, с таким мнением, к сожалению, приходится сталкиваться. Зачем сохранять знания, когда есть люди, которые работают в этой области?
На самом деле, у сохранения знаний можно выделить несколько стадий и уровней. Во-первых, необходимо сохранить то, что было опубликовано, знать, что эти материалы хранятся в определённых местах, и что они существуют. Почему это важно для России? Потому что перед нами остро стоит проблема смены поколений.
Большинство специалистов, которые разрабатывали быстрые реакторы, перешли границу пенсионного возраста. Они уходят и уносят с собой уникальные знания. В настоящее время, молодых специалистов в отрасли немного. Я надеюсь, что довольно скоро их станет больше, но они могут не успеть к непосредственной передаче знаний от ветеранов.
Поэтому накопленные знания нужно сохранять. Да, они есть в различных документах, но нужно ещё знать - в каких именно и где их можно найти? Если механизм их поиска отсутствует, то доступ к этим документам затруднен и, в этом смысле, заключенные в них знания можно считать потерянными для большинства специалистов. Как видите, проблема систематизации и классификации имеющихся материалов очень важна. Их нужно классифицировать и распределить по отдельным разделам, что упростит будущим специалистам задачу их поиска.
О документах какого рода Вы сейчас говорите? Только об открытых публикациях?
На начальном этапе наполнения Портала информационными картами мы планируем использовать открытые публикации. Нам важно увидеть, что предлагаемая структура Портала будет работать. Потом, после её создания, в неё можно будет помещать различные документы, используя механизм ИК. Но я хочу сказать, что открытые публикации - это не только статьи в журналах ВАНТ и "Атомная энергия" и др. Существует, например, такой обширный пласт материалов, как препринты. Это открытые публикации, которые, тем не менее, фактически никогда не были в широком обращении.
Вы не могли бы привести количественные оценки накопленного объёма информации по быстрым натриевым реакторам?
В нашей стране речь идёт о 10-15 тысячах документов. Во Франции накоплен примерно такой же объём информации, из которого порядка 5 тысяч документов были признаны значимыми и включены в разработанную специализированную базу данных по натриевым быстрым реакторам, так называемую энциклопедию "MADONA". Анализ документов, имеющихся в распоряжении МАГАТЭ, показывает, что к тематике быстрых натриевых реакторов относится примерно 40-45 тысяч публикаций.
Это достаточно большой массив информации, накопленный за более чем полувековой период развития быстрых реакторов в мире. Без специализированных баз данных и поисковых систем пользователям будет трудно отыскать необходимую информацию.
Легко убедиться, что в среднем за год во всём мире появляется около одной тысячи публикаций по тематике БР. Для того, чтобы справиться с таким потоком документов необходимо не только создать специализированные базы данных, но и обеспечить их сопровождение, что является дополнительной, но необходимой нагрузкой и требует создания соответствующих структур.
Будут ли наши научные коллективы и предприятия охотно делиться знаниями? Ведь между отдельными школами и даже коллективами существует здоровая конкуренция. В будущем, возможен приход в атомную энергетику - в том числе, в быстрое направление - частного бизнеса со своими правилами игры.
Я думаю, что подход может быть следующий. Принципиально важно в рамках страны и отрасли создать систему, которая позволяла бы сохранять знания, накопленные в конкретных организациях. На первом этапе, такие системы могут быть сделаны внутри организаций. Инструменты и методология для этого уже есть.
Каждая конкретная организация могла бы внутри себя реализовать эти методики и сохранять свои знания, может быть, не выдавая их наружу. Главное - знать, что в этой организации сохранено и не потеряно всё ценное, что было наработано в прошлом. А потом уже можно будет обсуждать проблемы обмена знаниями и так далее.
Кстати, в упоминавшемся координированном проекте по парогенераторам от России участвуют не только ФЭИ, но и ОКБ "Гидропресс", НИИАР и Белоярская АЭС. По сути дела, мы сохраняем в рамках Проекта существовавшую ранее кооперацию предприятий в области БР.
От Портала - к энциклопедии
А что может последовать за Порталом? Есть ли у сохранения знаний по быстрым реакторам следующие стадии развития?
Есть, и интересный опыт в этом направлении продемонстрировали французы. Как вы знаете, в этой стране на время была практически приостановлена программа быстрых натриевых реакторов. Многие специалисты ушли из этого направления и занялись проблемами газовых реакторов.
Поэтому французы провели целенаправленную акцию. Они собрали специальную команду, которая в течение двух лет суммировала и обобщила все знания в виде уже упомянутой выше энциклопедии "MADONA". Уточню, что она была признана документом только для внутреннего пользования, то есть, доступ "со стороны" к ней получить нельзя.
Любопытно, что денег на эту работу французы потратили не так уж много. А полученный результат превзошёл все ожидания. Приходящие в отрасль молодые специалисты имеют теперь отличный инструмент, где содержится всё для них необходимое. Непосредственного контакта с ветеранами нет, зато появляется возможность приобщиться к нужным знаниям.
Французская энциклопедия - хороший пример второй стадии сохранения знаний, которую в общем виде можно назвать этапом подготовки обобщающих отчётов по определённым разделам технологий быстрых реакторов.
Ведётся ли такая работа в России?
Нет, не ведётся. Хотя в рамках ведущегося Координированного исследовательского проекта по сохранению знаний по быстрым реакторам выпуск таких отчётов запланирован.
Также хочу отметить, что в рамках рабочей группы МАГАТЭ планируется перевыпуск статусного отчёта по быстрым реакторам. Последний такой отчёт увидел свет 10 лет назад - в 1998 году.
Новый документ должен выйти до конца текущего года, может быть, в начале следующего. Статусный отчёт представляет собой фундаментальный труд, где будет суммирована основная информация по опыту эксплуатации, по различным проблемам НИОКР быстрых реакторов и другим аспектам БР.
Давайте вернёмся к Проектам, осуществляемым в рамках Инициативы МАГАТЭ. Есть ли польза от участия в них России? Не получится ли так, что россияне будут сохранять знания по быстрым реакторам для индусов?
Участие в Инициативе МАГАТЭ для России, конечно, выгодно. По крайней мере, это даёт нам возможность разрабатывать структуру, которая будет полезна и нам самим. Когда и если на программу сохранения знаний по быстрым реакторам в нашей стране будут выделены средства, необходимая структура для практического решения этой задачи уже окажется созданной.
По поводу индусов и других стран, я напомню о концепции ИК. Все понимают, что знания имеют определённую стоимость. Подход с ИК как раз позволяет нам заявлять о том, что у нас знания есть. Мы будем выкладывать для обозрения краткие сведения о накопленных нами знаниях, но в открытое пользование давать знания, которые имеются помимо открытых публикаций, не будем. Для их приобретения потенциальным покупателям придётся обращаться к России по официальным каналам.
Дополнительная польза для России от участия в Координированном исследовательском проекте связана и с выпуском обобщающих отчётов. По тем же парогенераторам мы сможем систематизировать информацию и для себя.
Выдержка из эксклюзивного интервью для электронного издания AtomInfo.Ru руководителя программы МАГАТЭ по вопроса управления ядерными знаниями Янко Янева.
Я повторю: знание - это ресурс. Оно имеет свою стоимость, причём ядерное знание очень дорогое. Тот, кто теряет ядерные знания или не заботится об их сохранении, лишается огромных денег. Каждый новичок в ядерной области понимает - для измерения всего лишь одного нейтронного сечения приходится делать очень большие затраты. Строить установки, проводить эксперименты…
Если вспомнить об индусах, то в Индии были подготовлены и выпущены очень интересные отчёты, где суммировались все инциденты на объектах быстрой натриевой программы в этой стране…
Да, и, вы знаете, в Индии очень внимательно относятся к проблеме сохранения знаний в этой области. Там принята соответствующая программа, которая систематически и последовательно реализуется.
Например, в Индии предусмотрено, что каждый специалист перед уходом на пенсию обязан выпустить отчёт, где суммировался бы его опыт, указывались бы основные особенности, преимущества и недостатки тех или иных решений, разбирались бы реальные события, в которых он принимал участие по долгу службы.
Это очень полезная практика. К сожалению, у нас такого пока нет. В ФЭИ предпринимались определённые попытки привлечь наших известных специалистов для подготовки обобщающих материалов, но единой системы как в Индии у нас пока создать не удалось.
Получается, что по быстрым натриевым реакторам мы впереди, но по сохранению знаний в этой области мы многим начинаем проигрывать.
Я бы не говорил так. У нас выполняется самое первое условие, нужное для сохранения знаний - мы продолжаем развивать это направление. Если подходить к вопросу с глобальной точки зрения, то наилучшим способом сохранения знаний является устойчивое непрерывное развитие направления.
Но имеется проблема, я бы сказал, тактического плана. Нам важно обеспечить преемственность знаний от старших поколений к младшим, и вот на этом фронте мы недорабатываем.
Деятельность по сохранению знаний очень важна. Да, на сегодняшний день мы - мировые лидеры по быстрым натриевым реакторам, и БН-600 - наше знамя. Но у нас появляются конкуренты, например, Индия, чьи планы по строительству быстрых натриевых реакторов весьма амбициозны. России важно не потерять лидирующие позиции, а сохранение знаний - один из аспектов сохранения лидерства.
Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 18.07.2008
Темы: Ядерные знания, Быстрые натриевые реакторы, ФЭИ, Интервью, Юрий Ашурко