России пора вспомнить о собственном опыте

Достаточно ли сделано в мире для того, чтобы новые реакторы вводились в строй и работали безопасно, особенно в развивающихся государствах? Главный вызов, стоящий перед атомщиками - сохранение знаний и опыта, накопленных предыдущими поколениями. При решении этой непростой задачи могут оказаться полезными такие глобальные инициативы, как ИНПРО, пишет Виктор Мурогов в мартовском номере бюллетеня МАГАТЭ.

Инициатива ИНПРО (International Project on Innovative Nuclear Reactors and Fuel Cycles) появилась на свет как ответ на призыв российского президента Владимира Путина развивать международное сотрудничество в области атомной энергетики, сделанный с высокой трибуны ООН в 2000 году. Эта инициатива касается той роли, что инновационные технологии могут сыграть в укреплении как безопасности, так и нераспространенческой защищённости АЭС и предприятий ЯТЦ.

На сегодняшний день, участниками ИНПРО стали уже 26 государств и международных организаций, в том числе, Аргентина, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Чехия, Франция, Германия, Индия, Япония, Пакистан, Словакия, ЮАР, Украина, США и Еврокомиссия.

Анализы, проведенные в рамках ИНПРО, показывают, что атомная энергия способна помочь обеспечить необходимые темпы экономического роста во всём мире и отдельных регионах, но для этого обязательно потребуются инновационные подходы. Следует особенно отметить, что большая часть прогнозируемого прироста энергопотребления - до 70% - будет приходиться на развивающиеся страны.

По мнению участников ИНПРО, подъём атомной энергетики до того уровня, что представляется необходимым, невозможен без замкнутого ЯТЦ. Реакторы новых поколений должны обладать внутренне присущими чертами безопасности, а также быть устойчивыми к распространению.

Приход атомной энергетики в третий мир ставит важные задачи в области сохранения и передачи ядерных знаний и требует глобальной кооперации между Севером и Югом, Востоком и Западом. В 2004 году при поддержке МАГАТЭ, ВАО АЭС и ряда других атомных организаций был открыт Всемирный ядерный университет (WNU), ставший, по мнению автора, логическим продолжением ИНПРО в части прямой передачи знаний и опыта от развитых стран к развивающимся.

При создании WNU были использованы идеи, осуществлённые в своё время в Советском Союзе. Так, в СССР ядерное образование было отделено от общего научно-технического образования. Студенты и преподаватели на атомных специальностях имели особые привилегии (повышенный размер стипендий и зарплат и т.п.). Это позволяло привлекать в атомную отрасль наиболее талантливых и способных молодых людей. В рамках всемирного университета также проводится нацеленная кампания, позволяющая лучшим студентам встречаться и общаться с признанными специалистами с мировым именем.

По иронии судьбы, в самой России опыт Советского Союза оказывается забытым. Ведущие ядерные вузы - в том числе, МИФИ и ИАТЭ - были переданы в юрисдикцию министерства образования, где они не могут получать особой поддержки и целенаправленно работать над привлечением новых кадров в атомную отрасль.

Ядерная Россия была и есть мировым лидером в двух направлениях - создании реакторов на быстрых нейтронах и атомном обучении. Но если реакторы БН и замкнутый ЯТЦ остались краеугольным камнем российской стратегии развития атомной энергетики, то единой государственной программы по сохранению и передаче ядерных знаний в России до сих пор не было принято.

Не менее парадоксальным является и тот факт, что Россия не участвует на национальном уровне в работе WNU. Международное атомное сообщество с удовольствием применяет на практике советские достижения в сфере ядерного образования, но сама Россия отказывается от выгод использования собственного наследства!

По мнению Виктора Мурогова, у Российской Федерации осталось не более пяти лет для сохранения и передачи ядерных знаний молодым атомщикам. Крайне прискорбным фактом становится появившийся в отрасли разрыв между поколениями. Средний возраст ведущих специалистов колеблется в пределах 60-70 лет. Отрасль испытывает острую нужду в креативных и работоспособных инженерах и учёных в возрасте 35-40 лет. Кроме того, низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов ведут к неизбежному снижению качества обучения. Всё вышеперечисленное ставит под сомнение реализацию декларированной в России программы по возобновлению массового строительства атомных энергоблоков.

Нельзя не отметить, что на местах не видят всей глубины надвигающейся проблемы. В статье упоминается об инициативах крупных научно-исследовательских и промышленных центров - таких, как Обнинск, Томск и Димитровград - по созданию системы ядерного образования. Так, в 2005 году в Обнинске была зарегистрирована Российская ассоциация ядерной науки и образования (РАЯНО) при поддержке ряда обнинских и московских институтов. В декабре 2006 года РАЯНО провела первую сессию, посвящённую ядерной медицине, в организации которой приняло участие МАГАТЭ.

Одна из проблем, с которыми столкнулась РАЯНО - это отсутствие финансовой подпитки на федеральном уровне. Денежные средства, необходимые для функционирования ассоциации, поступают от отдельных предприятий и организаций, но не от Росатома. Это, по мнению Виктора Мурогова, отражает бюрократический и "краткосрочный" стиль мышления по отношению к проблеме сохранения знаний и профессионализма, необходимых для развития российской атомной энергетики.

Основанные на советском опыте международные инициативы под эгидой МАГАТЭ - такие, как ИНПРО и WNU - жизненно необходимы для успешной реализации ядерного ренессанса. Для России также настало время задуматься над сохранением собственного опыта, пишет в заключение Виктор Мурогов.

Полностью текст статьи бывшего заместителя Генерального директора МАГАТЭ Виктора Михайловича Мурогова доступен в журнале "Бюллетень МАГАТЭ" №48/2 за март 2007 года.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 26.04.2007

Темы: Виктор Мурогов, Россия, Ядерные знания


Rambler's Top100