Япония - создаётся центр для разработки ATF-топлива
Правительство Японии намерено открыть новый
научно-исследовательский центр для разработки
новых типов ядерного топлива в университете
Тохоку в городе Сэндай.
Об этом пишет газета The Yomiuri Shimbun со
ссылкой на источников, знакомых с планом.
Газета уточняет, что центр может начать работу в
марте 2025 года. Речь идёт о разработке
толерантного (противоаварийного) топлива
ATF.
Правительство Японии придаёт большое значение
развитию топливного производства для АЭС, так как
считает это вопросом из сферы национальной
энергетической безопасности, говорится в
публикации.
Основным препятствием для научно-
исследовательской деятельности по направлению
ATF-топлива в Японии является отсутствие
подходящего исследовательского реактора.
Поэтому японским специалистам приходится
полагаться на соответствующие возможности...
|
Блок Flamanville-3 впервые подключён к сети
Компания EDF (Франция) сообщила 21 декабря 2024
года о том, что пусковой блок Flamanville-3
(Фламанвиль-3) был впервые подключён к сети.
Подключение произошло в 11:48 утра на мощности
100 МВт(э).
Блок стал первым новым атомным энергоблоком во
Франции за последную четверть века. Предыдущий
энергопуск в этой стране был произведён 24
декабря 1999 года - блок Civaux-2 (Сиво-2).
Flamanville-3 - второй в Евросоюзе действующий
блок с реактором EPR, первым стал блок Olkiluoto-3
(Олкилуото-3) в Финляндии. Также два энергоблока с
реакторами EPR работают в Китае на АЭС Taishan
(Тайшань).
Кроме того, два блока с реакторами EPR строятся в
Британии на АЭС Hinkley Point C (Хинкли Пойнт
Си).
Строительство блока Flamanville-3 началось 3
декабря 2007 года. В отличие от блока Olkiluoto-3, где
ведущую роль играла группа AREVA, на Flamanville-3
за проект исходно отвечала компания EDF.
|
Злоключения одной посылки
Сотрудники испанской компании-получателя
приехали за упаковкой в аэропорт только на
следующий день, в пятницу 13 декабря 2024 года.
Сочетание пятницы и 13-го числа их не смутило,
хотя, как показали дальнейшие события, им не
стоило затягивать с поездкой.
Прибыв на месте, получатели с удивлением узнали в
службе, отвечающей за невостребованный багаж,
что уведомления о поступлении упаковки не было и
что служба не знает, где упаковка может
находиться.
На протяжении всей пятницы получатели тщетно
пытались разузнать о судьбе упаковки у таможни,
экспедиторов, грузоотправителя и авиакомпании в
Праге и Мадриде. Никто из них ничего полезного не
сообщил.
Источники источниками, а выходные по расписанию,
поэтому компания-получатель прервала свои
розыски до понедельника, 16 декабря 2024 года.
Утром в понедельник были подведены...
|
Hermes и Hermes-2 - различия проектов
Различия между двумя проектами, на которые
компания Kairos получила строительные лицензии,
таковы.
Hermes - исследовательский реактор тепловой
мощностью 35 МВт(т). На нём не предусмотрена
выработка электроэнергии. Отводимое от активной
зоны тепло передаётся атмосфере через радиатор в
подсистеме под названием Heat Rejection Subsystem
(HRS).
Hermes-2 - фактически это атомная станция малой
мощности, состоящая из двух реакторов такого же
типа, как и реактор Hermes. Суммарная тепловая
мощность станции - 70 МВт(т). Станция снабжена
единой для обоих реакторов турбиной и
вырабатывает электроэнергию, электрическая
мощность порядка 20 МВт(э).
Строго говоря, Hermes-2 также следует относить к
исследовательским реакторам. Однако в
пропагандистских целях компания Kairos в случае
успешного пуска Hermes-2 может назвать...
|
Руппур-1 - начинаются испытания
На энергоблоке №1 АЭС Руппур, сооружаемом
инжиниринговым дивизионом госкорпорации
Росатом в Народной Республике Бангладеш,
завершены строительно-монтажные работы.
Персонал станции приступил к масштабной
программе испытаний.
18 декабря 2024 года стартовал первый этап
операции по выводу реакторной установки на
номинальные параметры (без ядерного
топлива).
В ходе этого этапа будет опробована
работоспособность оборудования и механизмов, в
частности, впервые будут запущены и опробованы
главные циркуляционные насосы (ГЦН).
Итогом программы станет тестирование реакторной
установки на номинальных параметрах без ядерного
топлива. Тем самым должно быть подтверждено
соответствие оборудования всем проектным
характеристикам.
После проведения всего комплекса испытаний блок
будет готов к началу пусковых операций.
|
Ленинград-2 - топливо удалено
С энергоблока №2 с реактором РБМК-1000
Ленинградской АЭС отправлен последний рейс
вагона-контейнера с ядерным топливом.
Таким образом, с остановленных ранее для вывода
из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС №1 и №2
полностью удалено ядерное топливо.
Работу выполнила команда специалистов в составе
порядка 150 человек, включая сотрудников атомной
станции и подрядных организаций.
На энергоблоке №1 завершающие работы с ядерным
топливом выполнены в период с 9 января по 19
февраля 2024 года, а на энергоблоке №2 - с 1 ноября
по 9 декабря 2024 года.
Работы на энергоблоке №1 выполнены в срок, а на
энергоблоке № 2 с опережением сроков на 11
суток.
Аркадий Соколовский, заместитель главного
инженера по безопасности и надёжности
Ленинградской АЭС:
Для нас это стало очередным вызовом - выполнить
масштабную работу, включающую в себя...
|
Алексей Слободчиков: канальный проект 2.0
При разработке этого аппарата мы закладывали два
основных принципа. Первый - использование
решений, которые были апробированы и
подтверждены опытом эксплуатации. Второй -
реализация в новом проекте решений, которые
невозможно было по экономическим или
техническим причинам внедрить на стадии
модернизации РБМК.
Среди новых решений упомяну гермооболочку.
Также мы отказываемся от трубопроводов большого
диаметра, что позволит смягчить последствия в
случае аварий с потерей теплоносителя. Работаем
сейчас над отказом от мощных ГЦН, что позволит
оптимизировать стоимость энергоблока и повысить
эксплуатационную надёжность.
В то же время мы планируем сохранить многое из
реакторной установки. Например, тепловыделяющая
сборка себя очень хорошо зарекомендовала, на
РБМК-1000 мы выходим на показатели, близкие к
нулевому отказу.
|
Индия - текущие сведения
Ещё один депутатский запрос касался состояния
работ по ториевому направлению в индийской
атомной энергетике.
Отвечая на запрос, государственный министр
сообщил, что на сегодняшний день в Индии
отсутствует какой-либо одобренный для реализации
крупный проект в рамках ториевого
направления.
В Индии выполняются НИР и НИОКР по ториевому
направлению. Чиновник добавил, что
привлекательным вариантом являются
жидкосолевые реакторы, позволяющие создать
самоподдерживающиеся ториевые топливные
циклы.
Чиновник напомнил, что в Индии в стартовых
активных зонах тяжеловодных реакторов имелись
ториевые таблетки. Это позволило получить ценный
опыт обращения с торием в реакторных
условиях.
Таблетки с диоксидом тория применяются в
стартовых загрузках тяжеловодников для...
|