AtomInfo.Ru


Ветераны отрасли для будущего

AtomInfo.Ru // AtomInfo.Bg, ОПУБЛИКОВАНО 05.11.2014

В Вене во время 58-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ с корреспондентами AtomInfo.Ru и AtomInfo.Bg побеседовали представители Международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности (МСВАЭП) - председатель МСВАЭП Виктор Михайлович МУРОГОВ, ответственный секретарь МСВАЭП Евгений Михайлович АКИМОВ и заместитель председателя МСВАЭП Юрий Парфеньевич САРАЕВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Евгений Акимов и Юрий Сараев (в центре), Фото AtomInfo.Ru

Виктор Мурогов, Фото AtomInfo.Ru

МСВАЭП - открытая организация

Юрий Сараев:

Международный союз ветеранов атомной энергетики и промышленности (МСВАЭП) - это открытая международная общественная организация, которая работает уже четвёртый год. На сегодняшний день она объединяет 16 общественных организаций из девяти стран.

Одна из задач нашего союза - убеждать людей в пользе атомной энергетики, которая является сейчас наиболее экологически чистым видом производства энергии, не ограниченным, в принципе, по своим ресурсам. Кроме того, мы преследуем цель способствовать сохранению критических знаний и опыта ветеранов-атомщиков и передаче их молодому поколению.

Евгений Акимов:

При создании МСВАЭП мы руководствовались следующим соображением. Как все знают, последствия от эксплуатации ядерных объектов не всегда были положительными. Были и отрицательные последствия, в том числе, огромного масштаба - TMI-2, Чернобыль, Фукусима.

Очевидно, что крупные аварии плохо сказываются на отношении населения к отрасли, люди отворачиваются от атома. С другой стороны, специалисты уверены - атомная энергетика и промышленность в плане безопасности являются сегодня наиболее технически оснащёнными секторами энергетики и промышленности.

Мы, как ветераны и профессионалы, постоянно объясняем это населению и, особенно, молодёжи. Однако управленцы, в обязанность которых входит пропагандистская работа с населением, очень мало нас к этому привлекают

По второй проблеме - задаче союза. Разрыв поколений, образовавшийся в отрасли, становится критически опасным. Дальнейшее развитие атомной энергетики без передачи знаний, опыта и традиций, наработанных жизнями и кровью, не станет успешным. Мы как союз ветеранов считаем для всех нас важным, чтобы разрыв был полностью ликвидирован или сведен до допустимого минимума.

Мы достаточно активно контактируем с МАГАТЭ по программам управления и сохранения ядерных знаний. Плотно сотрудничаем, например, с Янко Яневым, возглавлявшим эту работу в атомном агентстве, а сейчас организовавшим Международный Центр по Управлению ядерными знаниями в Вене, принимаем участие в семинарах, организуемых МАГАТЭ.

Приятно также, что руководство эксплуатирующих и регулирующих организаций стран, входящих в МСВАЭП, встретило создание союза с большим удовлетворением. Они видят пользу от нашей деятельности и рассчитывают, что она принесёт плоды.

Приведу вам самый яркий, на мой взгляд, пример нашей работы по линии передачи знаний. На Калининской АЭС стояла задача по продлению сроков службы первого и второго энергоблоков (причём по первому блоку она уже решена).

В успешное завершение работ по ПСЭ большой вклад внесли именно ветераны центрального аппарата "Росэнергоатома" и Калининской АЭС, знавшие и помнившие все детали и подробности строительства и эксплуатации блоков. Не будь ветеранов, без их памяти, знаний, интуиции, выполнение проекта столкнулось бы с большими трудностями.

Виртуальный музей

Юрий Сараев:

Назову ещё один проект, в котором МСВАЭП принимает самое живое участие. Вместе с Обнинским ИАТЭ НИЯУ (МИФИ) мы предложили создать кафедру истории атомной энергетики.

Для российских и зарубежных студентов ветераны (преподаватели, специалисты) будут читать лекции по истории ядерной отрасли в нашей стране и во всём мире.

В ИАТЭ уже имеется созданная с помощью МАГАТЭ видеотека лекций ведущих учёных мира, начиная с момента зарождения отрасли - от А.Эйнштейна, Энрико Ферми, М.Планка до наших дней - В.И.Субботина, И.И.Новикова, В.В.Орлова и других.

Что важно, мы планируем не просто хронологические обзоры ("такой-то реактор был построен тогда-то"), а хотим давать анализ развития технологий.

Вспомните, какие радужные мечты были у Э.Ферми после того, как выяснилась практическая возможность получения энергии ядерного деления . Что изменилось с тех пор, по каким путям пошла отрасль? Какие возлагались надежды, какие делались предсказания - и что мы получили сегодня? Все эти моменты мы собираемся рассказывать студентам.

Конечно, будут споры, дискуссии и обсуждения. По той же Чернобыльской АЭС, где мы вместе с Евгением Михайловичем были ликвидаторами, до сих пор сколько людей, столько и мнений.

Виктор Мурогов:

Если быть совсем точным, то ситуация по кафедре такова. Когда мы в первый раз поставили такой вопрос, то в университете нам справедливо ответили: "Кафедра подразумевает наличие списка выпускающих дисциплин, списка предметов и так далее".

Кафедра - это символ организационного действия. Поэтому нам предложили не привязываться к формальному понятию кафедры, а создать вместо этого Центр или Лабораторию Истории развития Ядерной науки и техники.

Сама по себе идея лекционных курсов по истории ядерной энергетики своевременна и востребована. В нашей стране написана под руководством Л.Д.Рябева достаточно полная история военного атомного проекта, но по мирной части применения атомной энергии подобных обзорных материалов с детальным анализом не хватает.

Определённый набор лекций у нас уже наработан, причём в различных вариантах. Скажем, есть вариант для школьников. Есть вариант для директоров и главных инженеров АЭС. А теперь к ним добавился ещё и вариант для управленцев, предназначенный для корпоративной академии "Росатома".

Подготовлена популярная, если так можно сказать, литературно-просветительская история развития ядерной технологии для "гуманитариев" (для широкого круга - хозяйственников, местных руководителей, широких кругов интеллигенции и т.п.).

Мы стараемся выходить за пределы отрасли. Например, по приглашению руководителя "Роснано" А.Чубайса мы читали курс лекций для старшеклассников и их учителей в "Нанограде" (под Самарой). Участие в летней школе "Нанограда" для нас было полезным опытом с точки зрения организации мероприятий и прямого общения с новым поколением и их наставниками.

Если заглядывать в будущее, то нам хотелось бы организовать в ИАТЭ НИЯУ (МИФИ) виртуальный музей ядерной энергетики в рамках уже упомянутого Центра Истории ядерной науки и техники. Он демонстрировал бы развитие идей - как развивалась атомная наука и техника.

Помещение в ИАТЭ нам уже выделено. Информация в огромном объёме (печатная литература, оцифрованные видеофильмы, лекции и учебники и т.п.) есть, она годами собиралась усилиями энтузиастов. Мы надеемся и в дальнейшем на поддержку руководства НИЯУ (МИФИ).

Мы подготовили (и уже направили. - Прим.AtomInfo.Ru) письмо от Совета Союза Ветеранов Атомной Энергетики и Промышленности на имя С.В.Кириенко с просьбой помочь нам в реализации наших планов (в том числе, поддержка оргтехникой) по организации сайта, выпуску видеоматериалов, новых лекций и учебных пособий, чтению лекций в информационных центрах Росатома в нашей стране и за рубежом.

У виртуального музея обязательно будет свой регулярно обновляемый сайт. В наши планы входит издание трудов - воспоминания ветеранов, научные статьи, образовательные материалы. Кроме того, мы, начиная с этого года, будем проводить ежегодные семинары, на которых будем обсуждать насущные проблемы отрасли.

Стоит пояснить, почему мы активно сотрудничаем именно с ИАТЭ НИЯУ (МИФИ). Обнинский вуз превратился в последние годы в крупный международный кампус. Здесь создан центр по обучению студентов-иностранцев. В ИАТЭ учатся студенты из Турции, Вьетнама, на подходе Бангладеш. Общее количество студентов из этих стран превысит тысячу человек.

Обратите внимание - в Обнинск приезжают студенты из стран-новичков в атомной энергетике. Кроме того, в новых странах необходимо даже дальнейшее развитие обычной промышленной культуры. Мы надеемся, что с помощью нашего Союза готовность этих государств к восприятию мирного атома повысится до должного уровня.

Дела международные

Юрий Сараев:

Хороший вопрос - кого следует понимать под ветеранами? Сейчас мы переносим центр тяжести не на ветеранов нашего возраста, а на тех людей, кто только готовится к выходу на пенсию. У них ещё полно пороха в пороховницах, они поработали при рыночных отношениях, и мы стараемся их привлекать в наше движение.

Все ли ветераны охотно готовы делиться своими знаниями с молодёжью? Могу ответить. С того момента, как мы начали создавать наш союз, мы не сталкивались с массовым неприятием со стороны ветеранов. Не было боязни передавать знания. Наоборот, была поддержка наших идей и стремление объединиться.

Конечно, бывает всякое. В отдельных случаях мы слышали: "Не надо меня трогать, не собираюсь передавать знания, потому что меня потом уволят за ненадобностью". Но когда начинаешь общаться с человеком, объясняешь ему наши цели и задачи, негативизм уходит, и люди становятся нашими соратниками.

Кстати, в некоторых из стран, которые сейчас входят в МСВАЭП, ветеранских организаций просто не было. Мы рады тому, что появление союза инициировало создание национальных организаций.

Виктор Мурогов:

Добавлю. Я упоминал о российских ежегодных семинарах, которые уже проводит и будет проводить наш Союз. Аналогичные мероприятия мы надеемся организовать и в странах Восточной Европы - членах нашего Союза. Нам нужно чаще встречаться друг с другом и обмениваться мнениями.

Евгений Акимов:

Более того, в нашем уставе прямо записано, что четыре раза в год мы должны собираться в различных странах. Естественно, если мы собираемся в Болгарии, то обсуждаем вопросы, интересующие болгарскую сторону, если в Венгрии - то венгерскую, и так далее.

Юрий Сараев:

Последним по времени в МСВАЭП вступил болгарский "Союз ветеранов ядерной индустрии". По этому поводу мы были в Козлодуе, присутствовали на юбилейных торжествах по поводу 40-летия станции.

Признаюсь, что чувства после посещения Болгарии у нас двойственные. Когда-то там работало шесть реакторов. Но четыре блока с ВВЭР-440 взяли и остановили задолго до окончания проектного срока службы. Такие же блоки сегодня прекрасно работают в Венгрии, Финляндии... Закрытие болгарских блоков стало результатом политических игрищ, другого ответа у нас нет.

Виктор Мурогов:

У болгарского атома 2014 год юбилейный, точно так же, как и у российского. Только в нашей стране мы отмечали 60 лет Первой атомной, а в Болгарии - 40 лет АЭС "Козлодуй".

Нас пригласили наши болгарские коллеги. В рамках юбилейных мероприятий мы провели заседание правления МСВАЭП, встречались с директором станции - на тот момент им был Иван Генов.

Согласен с Юрием Парфеньевичем. Впечатление от посещения площадки двойственное. "Праздник со слезами на глазах". Из шести реакторов в строю осталось два, по седьмому блоку никакой определённости. Болгария за 40 лет создала у себя мощные научные кадры, стала пионером освоения технологии и эксплуатации АЭС с советскими реакторами ВВЭР. Непонятно, что будет дальше.

Политики в Софии сидят и решают - строить ли Белене, строить ли "Козлодуй-7"? Нужно ли покупать реакторы у России или у США? У каждой партии своё мнение, а дело в итоге не движется.

Я считаю, что в Болгарии сформировалась мощная культура реакторов ВВЭР. Переключаться им сейчас на AP-1000 или какой-то иной западный проект - значит, стартовать практически с нуля.

Юрий Сараев:

В заключение хотелось бы отметить, что наша инициатива по созданию и развитию нового направления деятельности ветеранов, судя по всему, является отражением более широкого движения в нашей стране. Об этом свидетельствует Решение Президиума Госсовета в Воронеже (5 августа 2014 года), на котором Президент РФ говорил "О более активной роли ветеранов в передаче знаний и опыта молодому поколению". Это обстоятельство вселяет в нас надежду и оптимизм.

Спасибо за разговор с корреспондентами AtomInfo.Ru и AtomInfo.Bg.

Ключевые слова: Интервью, Статьи, Ядерные знания, Виктор Мурогов


Другие новости:

Выгрузка облучённых сборок из БВ-4 на Фукусиме завершена

В бассейне осталось 180 свежих сборок.

Блок ХАЭС-1 остановлен до 15 декабря

До останова блок работал на 60%.

Братислава не удовлетворена ходом достройки Моховце - министр

Министерство экономики будет каждый день дышать итальянцам в затылок.

Герой дня

Игорь Жемков

Игорь Жемков: на БОР-60 работы хватает

Добавлю, что патент уже внедрён. Три устройства данного типа уже стоят в БОР-60 и планируется, что исследуемые образцы в них будут облучаться до конца срока службы реактора.



ИНТЕРВЬЮ

Михаил Зизин

Михаил Зизин
С тех пор появился тест по БН-1200. В нём ионизационные камеры расположены на краю активной зоны и на самом верху активной зоны. Я использовал этот подход для бенчмарка по БН-600 и посчитал разные ситуации - например, классический вариант из регулирующих документов, когда происходит срабатывание аварийной защиты с застреванием одного из наиболее эффективных стержней.


МНЕНИЕ

Рудольф Баклушин

Рудольф Баклушин
Почему я взялся за написание этой книги? Причина, пожалуй, в том, что я остался, наверное, одним из последних могикан, которые с самого начала работали в области натриевой технологии быстрых реакторных установок. После института я сразу пришёл на реактор БР-5, работал на этом первом в стране быстром натриевом реакторе в период его монтажа, освоения и эксплуатации.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100