В международном агентстве по атомной энергии продолжается работа по реализации программы по сохранению ядерных знаний. О её текущем состоянии сайт AtomInfo.Ru попросил рассказать Виктора МУРОГОВА, занимавшего пост заместителя главы МАГАТЭ в 1996-2003 г.г. Виктор Михайлович и по сей день остаётся одним из активных участников программы по сохранению знаний.
Я участвую в реализации программы МАГАТЭ по сохранению ядерных знаний, которую мы начинали ещё в то время, когда я был заместителем генерального директора агентства - в 2001 году. Эта программа появилась по предложению развивающихся стран при поддержке западных государств, и сейчас она находится на завершающей стадии реализации.
В МАГАТЭ выпущена серия отчётов, содержащих мнения учёных о том, почему именно в ядерной области нужно особенно заботиться о сохранении знаний. Идёт поиск консенсуса по вопросу о понимании, что именно следует сохранять и как это необходимо делать.
Если говорить о первом пункте работ (почему именно ядерные знания заслуживают к себе особенного отношения), то в МАГАТЭ подготовлен соответствующий Guidance (руководство) о специфике ядерных знаний. В нём говорится о необходимости сохранения ядерных знаний для успешной эксплуатации АЭС, для индустрии и ядерной безопасности.
Последнее по времени совещание в МАГАТЭ, в котором я принимал участие, прошло в ноябре и было посвящено тематике сохранения ядерных знаний для инновационного развития, для научно-исследовательских организаций. В ближайшие дни начинается новое совещание, где будут рассматриваться различные аспекты сохранения знаний в области быстрых реакторов и для образовательной сферы.
Специфика ядерных знаний обуславливается, в первую очередь, их дороговизной, сложностью, долговременностью и возникновением серьёзных отрицательных последствий при их утере.
Я хотел бы напомнить о двух известных примерах. Лунная программа Соединённых Штатов стоила 180 млрд долларов, из которых к настоящему моменту утрачено опыта и знаний на 160-170 млрд долларов. Судьба оставшихся 10-20 млрд долларов также находится под большим вопросом. Объясняется это очень просто - у американцев не было принято специальной программы по сохранению накопленных в годы лунной гонки знаний, и, со временем, по естественным причинам они были потеряны.
Вернёмся к атомной отрасли, к аварии на TMI-2. В наши дни у самих американцев появилось чёткое понимание того, что эта авария произошла из-за отсутствия анализа предыдущих аварий и инцидентов. Ведь все события, последовательно происходившие на АЭС "Three Mile Island", порознь имели место быть на других реакторах.
В МАГАТЭ ведётся также работа над созданием механизма управления знаниями. Приведу конкретный пример. Сейчас рассматривается вопрос о выборе оптимального решения при передаче знаний в развивающиеся страны. Здесь возникает непростая дилемма. С точки зрения безопасности, чем больше передано знаний, тем лучше. С точки зрения нераспространения, надо чётко выбирать, что можно передавать, а что передавать не рекомендуется или просто нельзя.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 08.12.2007
Темы: Ядерные знания, МАГАТЭ, Виктор Мурогов, Интервью