Янко Янев (Болгария) - руководитель секции менеджмента ядерных знаний в департаменте ядерной энергии МАГАТЭ.
Как давно появилась программа по сохранению и управлению знаний?
Эта программа появилась несколько лет назад. В 2002 году был принят первый вариант программы, а сейчас мы находимся уже в третьем цикле программы агентства (МАГАТЭ).
Как Вы считаете, эта программа государственная, или она должна исполняться такими международными организациями, как МАГАТЭ? Иными словами, кто должен сохранять знания?
Собственниками знаний сейчас выступают государственные организации, индустриальные коммерческие фирмы, университеты, исследовательские организации. Каждый из них имеет свою зону ответственности на своём уровне. Ответ на вопрос таков - все должны сохранять ядерные знания.
А какова роль МАГАТЭ в этом процессе?
МАГАТЭ - не научная организация. Агентство имеет дело с большим количеством научной информации, но само по себе научной организацией не является. Роль МАГАТЭ заключается в создании условий, установлении международных связей. Агентство действует тогда, когда появляются проблемы, затрагивающие интересы более чем одного государства.
Если та или иная проблема затрагивает интересы только одного государства, то она входит в зону ответственности этого государства. Но если речь идёт о проблеме многих стран, то в этом случае может принять участие МАГАТЭ.
В качестве примера, можно вспомнить о проблеме сохранения ядерных знаний всей Восточной Европы. Во многих странах этого региона используется одна и та же реакторная технология, и их интересует совместное с Россией сохранение связанных с ней знаний.
Не возникнет ли такая ситуация, что какое-то государство предпочтёт пользоваться знаниями, сохранёнными общими усилиями, но при этом не станет вносить своего вклада в общее дело? Я имею в виду, в частности, что конкуренцию в атомной области сегодня часто называют "конкуренцией знаний".
Такой вопрос всегда может стоять. Но знания сейчас так распределены, что ни одна страна не в состоянии самостоятельно решить проблему их сохранения. Даже Россия, такое мощное в ядерной области государство, не располагает всеми знаниями. Некоторые знания вам нужно получать у других стран. Международная кооперация всегда будет более эффективной, чем попытки справиться с проблемой в одиночку.
Но если кто-то захочет сохранять знания самостоятельно - пожалуйста, пусть делает так. Но он столкнётся при этом с большими проблемами.
А Болгария может помочь России с точки зрения сохранения знаний?
Конечно! В каком-то плане мы можем вам помочь, в том числе, и с точки зрения эксплуатационных знаний. На АЭС "Козлодуй" накоплен большой опыт. Это - ядерные знания. Например, мы можем вспомнить те данные, которые есть у Болгарии по охрупчиванию корпусов. Мы накопили огромные знания по исследованию корпусов, металла и так далее. И конечно, эти знания пошли обратной дорогой к генеральному конструктору - ОКБ "Гидропресс" - который может теперь использовать их при проектировании новых корпусов.
Знания появляются там, где их необходимо генерировать при поиске решения конкретных проблем. С точки зрения знаний, не существует больших и маленьких стран, особенно, когда мы говорим о критичных областях знаний, связанных с обеспечением безопасности.
Большое спасибо за интервью для сайта AtomInfo.Ru.
Интервью взято в кулуарах регионального семинара МАГАТЭ по установлению политики и стратегии сохранения и дальнейшего укрепления ядерных знаний, организованного на базе ФГОУ "ГЦИПК" (Обнинск), 26-28 июня 2007 года.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 26.06.2007
Темы: ЦИПК, Ядерные знания, Янко Янев, Восточная Европа, Болгария