Квалификация персонала является определяющим фактором для безопасной и эффективной деятельности на всех предприятиях и в организациях, связанных с использованием атомных технологий. В этой связи повышение эффективности обучения студентов по инженерно-физическим специальностям напрямую влияет на реализацию национальных задач, связанных с ядерным ренессансом. Университеты, готовые быстро и эффективно наладить выпуск специалистов, готовых к практической деятельности в соответствии с новыми требованиями, имеют шанс получить новый импульс в своём развитии и быть востребованными на национальном уровне.
В ядерной промышленности многих стран при осуществлении профессиональной подготовки персонала в течение последних 10-15 лет успешно используется Систематический Подход к Подготовке (СПП), который определяется как подход, который обеспечивает логический переход от определения компетентности, требуемой для выполнения определенной работы, к разработке и реализации программ подготовки персонала, направленных на приобретение указанной компетентности, с последующей оценкой этой подготовки.
Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ) рекомендует применение СПП во всех организациях, использующих атомную энергию с целью достижения надежности подготовки персонала и как логическое следствие повышение безопасности и эффективности работы ядерных объектов и установок.
Обучение в высшей школе существенным образом отличается от профессиональной подготовки в промышленности, но многие элементы такой подготовки могут быть эффективно использованы (позаимствованы) в методологическом обеспечении и совершенствовании процесса обучения в университетах и институтах, и прежде всего это касается инженерно-физического образования, где цели и задачи подготовки будущих инженеров могут быть чётко сформулированы и быть привязанными к конкретным группам предприятий - потребителям будущих специалистов.
В качестве ключевой цели в таком образовании должна выступить требуемая компетентность молодого специалиста, т.е. его способность применять навыки, знания и отношение к работе на практике с целью осуществления деятельности или выполнения определенной работы наиболее эффективным и продуктивным образом в рамках профессии или должности в соответствии с национальными интересами, установленными стандартами и требованиями промышленности. Предлагаемый подход потребует пересмотра и совершенствования всего учебного процесса на основе следующего алгоритма:
1. Анализ - определение ключевых элементов компетенции для каждой специальности и анализ этих элементов с точки зрения знаний и навыков, которые должны быть получены в процессе вузовского обучения;
2. Проектирование - разработка спецификаций по специальностям и проектирование учебных программ;
3. Разработка - определение методов обучения, планирование и проведение аудиторных занятий, семинаров, лабораторных занятий, стажировок и т.д., разработка учебных материалов и нестандартного учебного оборудования;
4. Реализация - осуществление программ обучения в полном объёме в соответствии с этапами анализа, проектирования и разработки;
5. Оценка - оценка студентов с целью их аттестации и, на конечном этапе, установления соответствия между требуемой и полученной компетенцией;
6. Обратные связи - ключевой элемент системы совершенствования образования, который включает в себя пересмотр и модификацию учебных программ и всего учебного процесса на основе периодических оценок всех элементов как учебного процесса, так и требований к элементам компетенции, которые могут и будут происходить в связи с изменениями в технологиях, технической политике, развитем науки и т.д.
Предлагаемый подход не предполагает ломки существующей учебно-методической практики, многие элементы этого подхода успешно применялись в практике ведущих учебных заведений (например в МИФИ) в течение многих лет и легли в основу воспитания многих поколений инженеров-физиков.
Систематический Подход к Обучению (СПО) позволит интегрировать всё лучшее, структурировать учебный процесс, придать ему внутреннюю логику и завершённость, позволит настраивать его на нужды национального ядерного сектора и проводить оценку его эффективности. Этот подход позволит молодым преподавателям и сотрудникам в течение короткого времени овладеть методическими навыками и приёмами и составить достойную смену старшему поколению профессорско-преподавательского состава.
ИСТОЧНИК: Андрей Косилов для AtomInfo.Ru
ДАТА: 22.05.2008
Темы: Кадры, Ядерные знания, МАГАТЭ, Андрей Косилов