Управление ядерными знаниями - перспективы проекта Янко Л. Янев, Виктор М. Мурогов, ОПУБЛИКОВАНО 22.03.2020 Профессор, доктор наук Янко Л. Янев1 Профессор доктор наук Виктор Михайлович Мурогов2 1 - Институт управления ядерными знаниями, Австрия 2 - МИФИ, Москва, Россия Текст статьи на английском языке - по этой ссылке. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Янко Янев и Виктор Мурогов Управление знаниями возникло как новое течение в отдельной области информационного менеджмента в начале 90-х годов прошлого века. Многие считают, что термин "управление знаниями" был изобретен консалтинговым сообществом. С появлением интернета и широким развитием информационных технологий возникла огромная проблема обеспечения надлежащего управления информацией и её доступности для непосредственного или повторного использования. Вторая "волна" управления знаниями последовала за первыми исследованиями Нонаки и Такеучи в Японии, которые поставили в центр внимания человеческое знание, его интернализацию, обмен и социализацию. В начале XXI века управление знаниями широко рекламировалось и применялось с переменным успехом в различных отраслях промышленности и организациях. С начала тысячелетия ядерные организации, особенно электростанции, приступили к осуществлению программ управления знаниями и управление знаниями (УЗ) стало мощной стратегией для решения важных и в некоторых случаях критических проблем потери знаний в результате ухода и смены поколений. Сохранение знаний ключевых ядерных экспертов и необходимость передачи знаний также привлекли большое внимание и усилия по разработке новых подходов и методологий, которые были бы пригодны для сложных областей специальных знаний и навыков, накопленных после многих лет ядерной деятельности. Применение систематической практики УЗ в эксплуатирующих организациях и контролирующих органах, в организациях технического обеспечения (ОТО), конструкторских бюро и научных институтах оказалось эффективным и необходимым для поддержания компетентности и навыков для достижения высокого уровня безопасности и эксплуатационных характеристик. Проекты УЗ пришли в ядерную сферу после того, как аналогичные проблемы были решены в других отраслях промышленности (Sandia National Laboratory, Tennessee Valley Authority, Scandia, IBM и др.). Они развивались независимо друг от друга для достижения одной и той же общей цели поддержания эффективности эксплуатации и сохранения и повышения организационной и индивидуальной компетентности. В то время как каждая ядерная организация сталкивается с конкретными задачами и вызовами в поддержании знаний и навыков и поддержании ориентированного на безопасность отношения на высоком уровне, в течение последних, по крайней мере, 10 лет наблюдаются и широко обсуждаются некоторые тенденции, бросающие вызов управлению ядерными знаниями: • снижение интереса к ядерной науке и технике у молодого поколения; • снижение потенциала учебных заведений в связи с уходом на пенсию профессоров и финансовыми трудностями для обслуживания ядерных установок в качестве исследовательских реакторов, радиационных лабораторий и другой инфраструктуры; • сложная передача знаний и опыта от вышедших на пенсию ядерных экспертов; • возможность принятия решений при недостатке знаний на высшем управленческом уровне; • отсутствие понимания необходимости инвестирования в инновационные методы и технологии для сохранения и/или создания знаний; • в странах, заинтересованных в ядерной энергетике, но не имеющих предыдущего опыта, знания являются важнейшим компонентом развития национальной ядерной инфраструктуры. Большинство из вышеперечисленных проблем и вызовов связаны с поддержанием знаний и компетентности и созданием среды открытого общения, обмена знаниями и передачи знаний. В то время как большая часть усилий УЗ в других областях направлена на повышение эффективности эксплуатации, в ядерной области знания и компетентность прямо или косвенно могут влиять на безопасную эксплуатацию ядерного объекта и накладывать отпечаток на отношение к безопасности и показатели безопасности. Потеря институциональной памяти и "забытое" прошлое могут стать серьёзной проблемой для инноваций. Это может вызвать задержки в разработке новых, инновационных конструкций, а также, в конечном итоге, откладывает внедрение следующего поколения ядерных реакторов. Управление знаниями в МАГАТЭ Безопасное использование лицензированных ядерных установок и технологий зависит от постоянного наличия и поддержания соответствующих знаний и опыта, включая адекватное понимание соответствующих вопросов безопасности. На способность организаций, эксплуатирующих или использующих ядерные технологии, принимать продуманные решения и действия могут влиять пробелы в знаниях или утрата знаний. Для создания и управления ядерными знаниями, компетенциями, информацией и записями, рабочими процессами, методами интерпретации, анализа и проверки данных необходимы соответствующие методы управления знаниями и вспомогательные технологии. Энергетическое и неэнергетическое применение ядерных технологий требует стабильной и постоянно растущей базы ядерных знаний и подготовленных людских ресурсов, будь то в области ядерной безопасности или производства энергии, лечения рака или вопросов продовольствия и сельского хозяйства. В последние годы управление ядерными знаниями становится все более важным элементом управления ядерным сектором. Страны, имеющие существующие ядерные энергетические и исследовательские программы, должны обеспечить потенциал и людские ресурсы, необходимые для поддержания безопасной эксплуатации существующих установок, включая их вывод из эксплуатации и соответствующие программы по отработавшему топливу и отходам. Замена уходящих на пенсию сотрудников и привлечение молодого поколения к карьере в ядерной сфере являются ключевыми задачами. Страны с расширяющимися ядерными энергетическими программами нуждаются в квалифицированных и подготовленных людских ресурсах для проектирования и эксплуатации будущих ядерных установок. Важное значение имеет наращивание потенциала посредством обучения, воспитания и передачи знаний из Центров знаний в Центры роста. Потенциал развития и использования ядерной энергетики по-прежнему ограничен относительно небольшим числом стран-поставщиков или пользователей ядерными энергетическими технологиями. В последние 20 лет появились некоторые уникальные характеристики ядерных энергетических технологий, такие как её долгая история (на самом деле ядерная энергетическая программа продолжается уже целый век!), специфическая демографическая ситуация и требования к компетентным кадровым ресурсам, а также откаты в политических обязательствах правительств, которые создают серьёзную озабоченность по поводу сохранения ядерных знаний и компетентности на надлежащем уровне. С самого начала своего создания МАГАТЭ было надёжным и доступным источником научно-технической информации и знаний о мирном использовании ядерных технологий и ядерной безопасности. Только после Чернобыльской аварии доверие к ядерным технологиям сильно пострадало во многих частях мира. Это ведёт к социальной неудовлетворенности в отношении ядерной энергетики и серьёзному отсутствию интереса к ядерной науке у молодого поколения. Закрытие многих атомных энергетических проектов в Северной Америке и Европе, а также старение рабочей силы в ядерной сфере создали новый риск утраты важнейших знаний в различных областях - от строительства и эксплуатации до вывода из эксплуатации и обращения с отходами. Сохранение инновационного потенциала и компетентности в области проектирования также оказалось под угрозой, хотя США и ряд заинтересованных стран создали проект инновационных ядерных реакторов "4-го поколения", а МАГАТЭ самостоятельно инициировало инновационный проект, ориентированный на целостную политику, инфраструктуру и подходы к разработке программ использования ядерной энергии. К концу 90-х годов стало ясно, что сохранение знаний и компетентности в области ядерной науки и техники не может быть предоставлено исключительно рыночным силам и промышленности, и правительства должны взять на себя серьёзную роль. Это была ключевая цель создания отдельной программы МАГАТЭ для оказания поддержки государствам-членам в их усилиях по сохранению знаний и компетентности в существующих ядерных программах. В сентябре 2002 года Генеральная конференция приняла на основе полного консенсуса резолюцию об управлении ядерными знаниями, представленную Канадой и поддержанную США, Россией, Китаем, Францией и многими другими странами. На основе этой резолюции была создана программа управления ядерными знаниями. Для лучшего понимания целей программы управления ядерными знаниями с самых первых дней её создания ниже приводится оригинальный текст резолюции: 1. В последнее время ряд тенденций привлек внимание к необходимости более эффективного сохранения и расширения ядерных знаний. Персонал объектов атомной энергетики стареет - т. е. всё больше и больше работников приближаются к пенсионному возрасту без соответствующего притока соответствующего квалифицированного молодого персонала для их замены. Всё меньше молодых людей изучают ядерную науку, ядерную инженерию и смежные области на университетском уровне, и всё большее число университетов полностью отказываются от своих программ ядерного образования. Признавая эти и другие тенденции, Генеральная конференция, а также Совет управляющих и ряд консультативных комитетов призвали принять меры для более чёткого определения характера и масштабов этой проблемы, понимания того, что государства-члены делают для её решения, и определения того, какие совместные международные действия могут быть целесообразными. 2. В ответ на пункт 5 постановляющей части документа GC(44)/RES/21 "Об укреплении деятельности Агентства, связанной с ядерной наукой, технологией и приложениями", и рекомендациями консультативных групп Агентства, МАГАТЭ созвало в июне 2002 г. совещание старших должностных лиц по вопросам управления ядерными знаниями, в котором приняли участие более 70 представителей из 35 государств-членов и международных организаций. Цель этого совещания состояла в том, чтобы углубить осознание и понимание возникающей озабоченности по поводу сохранения и расширения знаний и опыта в области ядерной науки, техники и прикладных технологий и лучше понять роль агентства в этом процессе. 3. Доклады на совещании были посвящены следующим темам: нынешнее и будущее развитие ядерных знаний; образование, подготовка кадров и научные исследования; перспективы обеспечения безопасности при управлении ядерными знаниями; перспективы развивающихся стран; перспективы промышленности; управление ядерными знаниями в интересах устойчивого развития; перспективы правительств; а также нынешние потребности и будущие перспективы в области ядерных знаний. 4. Участники пришли к следующим основным выводам. а. Существует настоятельная необходимость сохранения существующих знаний в области ядерной науки, техники и мирного применения для будущих поколений, хотя эта потребность является более насущной в странах, имеющих ядерно-энергетические программы. b. Независимо от текущей национальной энергетической политики, необходимость сохранения или даже расширения базы ядерных знаний будет сохраняться. c. Сохранение и дальнейшее развитие ядерной науки, техники и прикладных технологий имеет важное значение для социально-экономического развития. Это требует сохранения знаний и наращивания потенциала на трёх уровнях: а) фундаментальная ядерная наука, b) технология, с) проектирование и эксплуатация. d. Агентство обязано руководить деятельностью в этой области, дополняя деятельность правительств, промышленности, научных кругов и международных организаций. Международное сотрудничество имеет жизненно важное значение. e. Агентство должно оказывать государствам-членам помощь в обеспечении сохранения ядерного образования и подготовки кадров, что является необходимым предварительным условием для планирования преемственности. 5. Агентство рекомендует незамедлительно обратить внимание на шесть приоритетных областей: а. интеграция существующих баз ядерных данных и информации (в том числе в государствах-членах) в форме легкодоступного "портала ядерных знаний", b. содействие созданию сетей учреждений по ядерному образованию и подготовке кадров в государствах-членах в координации с существующими мероприятиями, c. разработка руководящей документации по сохранению ядерных знаний, d. реализация целевых проектов по сохранению знаний, e. разработка и осуществление информационно-пропагандистских мероприятий для повышения уровня общих знаний в обществе о преимуществах ядерной науки, техники и прикладных программ, f. содействие разработке учебных программ для получения международного признанных высших университетских степеней по специальности "ядерная технология", например сетевыми университетами. 6. Участники совещания приняли к сведению нынешнюю деятельность агентства и настоятельно призвали к дальнейшему повышению уровня внимания к его деятельности по сохранению и совершенствованию знаний. За почти 20 лет своего существования "Программа МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями" была реализована как типичная сквозная программа. Её роль заключалась в том, чтобы руководить деятельностью по управлению знаниями и служить центром передового опыта в области управления знаниями для Агентства в условиях, когда каждый департамент и программа инициируют и осуществляют конкретные мероприятия по управлению знаниями в своей собственной области (SG, MT, NS, NA и TC). Эта программа успешно осуществлялась во всех стратегических областях деятельности Агентства и получила одобрение государств-членов. В течение всех этих лет программа управления ядерными знаниями МАГАТЭ была координационным центром и форумом для обмена информацией и опытом в области управления ядерными знаниями в государствах-членах, отраженными в двухгодичных докладах Генеральной конференции и соответствующих резолюциях. Наиболее важным вкладом МАГАТЭ в деятельность государств-членов является повышение осведомлённости о применении систематического и комплексного управления знаниями для повышения безопасности и экономичности ядерной энергетики. Перспективная цель управления ядерными знаниями Стратегические цели связаны с определённой миссией и сформулированным видением. Стратегические цели обычно соответствуют условиям и принципам SMART (specific, measurable, achievable, realistic and timely), или конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность и своевременность. При разработке стратегической цели управления ядерными знаниями на ближайшие пять-десять лет необходимо оценить следующие внешние элементы (оперативную среду): • общая картина ядерной энергетики в мире и роль управления ядерными знаниями в сохранении и/или передаче знаний, • новые потребности стран в управлении ядерными знаниями и информацией, • развитие технологий в области управления информацией и знаниями, • влияние глобальных проблем и тенденций. Общая картина ядерной энергетики В ближайшие 10 лет в сфере ядерной энергетики будут доминировать такие факторы, как "продление срока службы" существующего атомного парка в странах, использующих в настоящее время ядерную энергию (а именно в Северной Америке, Европе и Японии); новое строительство и рост в Китае и небольшом числе стран Восточной Европы и региона Персидского залива; сильный интерес и подготовительная работа в ряде африканских стран и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Управление знаниями будет необходимо для поддержания компетентности в существующих ядерных странах и создания условий для передачи знаний и наращивания потенциала в "новых странах". Особенно важным будет внедрение требований к управлению знаниями через новые стандарты ИСО: ИСО 9001/2015 (Управление качеством) и новый ИСО 30401 (Управление знаниями) и их потенциальное влияние на ядерную сферу. Новые потребности стран Потребности стран, которые продолжают использовать ядерные технологии, будут заключаться в методологии и руководстве, подготовке кадров в области управления ядерными знаниями, поддержке университетских программ по ядерным дисциплинам посредством создания сетей и обмена опытом, учебных материалов и доступа к инновационным технологиям. Развивающиеся страны, заинтересованные во внедрении ядерно-энергетических технологий ("новички"), по-прежнему, проявляют большой интерес к доступу к информации, опыту и передовой практике, а также к технической поддержке в целях наращивания потенциала и развития инфраструктуры. Развитие технологий Технологии всегда были стимулом для управления знаниями. Технологии сами по себе не могут обеспечить успешное управление знаниями, но управление знаниями в любой организации, кроме самой маленькой, будут нуждаться в технологиях. Последние 20 лет оказали заметное влияние на управление информацией и знаниями в целом и в ядерной области в частности. Наблюдаемое и ожидаемое дальнейшее взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий окажет влияние на управление знаниями в трёх аспектах. • Новые технологии, связанные с тем, как мы работаем, учимся и взаимодействуем внутри организации, неизбежно окажут сильное влияние на производительность, включая быстрый и точный доступ к необходимой информации и знаниям. Потребуется доступ к "большим данным" и "умным базам знаний", которые помогут сразу же подключиться к институциональным знаниям и применить их на практике. • Изменения в составе и привычках "нового молодого поколения" ядерной рабочей силы повлияют на цели УЗ и на то, как она практикуется - потребуются новые навыки и знания для УЗ. Расширенное познание - человеческое познание, дополненное компьютерами и интеллектуальными технологиями, "ускорится как тенденция, влияющая на область УЗ в течение следующих трёх-пяти лет" и будет продолжать изменять то, как люди и организации включают технологию в процесс принятия решений. • Ядерные технологии - это строго регламентированный и консервативный сегмент человеческой деятельности. В то же время глобализация инновационной технологии и смена поколений требуют, чтобы подходы к управлению знаниями следовали за развитием технологий. Государства, использующие или заинтересованные во внедрении ядерной энергии, имеют разный уровень развития промышленной и ядерной инфраструктуры, но гораздо более близкий уровень использования и применения информационных технологий. ИКТ-технологии будут играть ключевую роль в развитии необходимой ядерной инфраструктуры и обеспечении национальной самодостаточности в области ядерной науки и техники. Влияние глобальных проблем Вопросы глобального характера, которые приводят к сложным политическим решениям, могут серьёзно повлиять на программы и деятельность по управлению ядерными знаниями в странах и в самом МАГАТЭ. Одна из них - изменение климата и декарбонизация глобальной энергетической системы. В то время как в ряде стран, использующих ядерные технологии, и в международных организациях (МАГАТЭ, МЭА, ВЯА, ВАО АЭС) предпринимаются серьёзные усилия для продвижения ядерной энергетики как неизбежного неуглеродного источника электроэнергии, её массовое внедрение может стать ограниченным или даже невозможным из-за потери знаний и инновационного развития наряду с другими политическими вопросами, такими как нераспространение и общественное признание. Самая последняя проблема беспрецедентного глобального характера, связанная с заражением коронным вирусом COVID-19, и введённые глобальные ограничения требуют серьёзного переосмысления наших нынешних договорённостей с точки зрения наличия человеческих знаний и технологий, необходимых для безопасной эксплуатации любого ядерного объекта. Многие страны с долгосрочными ядерными программами полагаются на опытных операторов и экспертов, на доступность которых могут оказать решающее влияние пандемические события, ограничения передвижения, закрытие границ, авиаперелёты и т.д. Необходимо разработать и обеспечить ресурсами новые планы действий на случай непредвиденных обстоятельств для сохранения знаний и обеспечения их доступности для безопаснойэксплуатации объектов атомной энергии. Выводы Развитие программ и инициатив по управлению ядерными знаниями в странах, использующих ядерные технологии, стало ответом на насущные потребности в сохранении ядерных знаний, критической информации в различных областях ядерной науки и техники и сохранении бесценного опыта эксплуатации, который уходящие эксперты и профессионалы забирают с собой, когда уходят на пенсию. С самого начала, с тех пор как управление ядерными знаниями стало важной стратегией управления в ядерном сообществе, МАГАТЭ служило источником методологии и руководства, обеспечивая подготовку и информируя старших руководителей во многих странах о важности управления знаниями. Надвигающиеся потери от ухода сотрудников, приводящие к разрыву между наукой и практикой, всегда будут занимать центральное место в отраслевой повестке дня, когда речь идёт о гарантировании соответствующих навыков и опыта, обеспечении критически важных знаний и осуществлении устойчивой передачи знаний между поколениями. Продление срока службы нынешнего атомного парка и потенциальное превращение ядерной энергетики в важный источник низкоуглеродной электроэнергии в ближайшем будущем станет важнейшей задачей для управления знаниями в ядерном сообществе в целом. Управление ядерными знаниями должно осуществляться более активно на протяжении всего жизненного цикла ядерных установок, причём оно должно осуществляться через национальные и организационные границы и барьеры, и всегда в рамках комплексной системы управления. Использованные документы и материалы 1. IAEA Program and Budget 2018-2019, GC(61)4 2. IAEA Medium Term Strategy 2018 -2023 3. Subprogram 1.3.3. Nuclear Knowledge Management, SBP_1010048PB_2018_19, Final 4. Strengthening the Agency Activities related to nuclear science, technology and applications, GC(60)RES/12, Nuclear Knowledge 5. Информационные ресурсы на www.iaea.org Ключевые слова: Ядерные знания, Статьи, Янко Янев, Виктор Мурогов, Мнения Другие новости: В Белоруссии завершили проверку готовности АЭС к завозу ядерного топлива Проверка шла с 17 февраля. На "Barakah-1" завершилась загрузка топлива Готовятся к физпуску. МАГАТЭ выпустило технический документ по пассивным системам АЗ для быстрых реакторов Рассмотрены имеющиеся и перспективные разработки. |
Герой дня Льву Кочеткову исполнилось 90 лет 20 марта 2020 года исполнилось 90 лет дважды лауреату Государственной премии СССР, заслуженному энергетику Российской Федерации Льву Алексеевичу Кочеткову. ИНТЕРВЬЮ
Павел Свиридов МНЕНИЕ
Александр Быков |