Виктор Мурогов: о роли ветеранов в развитии ядерной культуры AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 20.07.2014 26 июня 2014 года в Обнинске в ИАТЭ НИЯУ МИФИ прошёл круглый стол "Ядерная энергетика - вчера, сегодня, завтра". С докладом на заседании выступил профессор Виктор Мурогов. Доклад был посвящён роли ветеранов в развитии ядерной культуры. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Виктор Мурогов, фото AtomInfo.Ru
В 1992-1995 годах - директор ГНЦ РФ - ФЭИ. В 1996-2003 годах - заместитель гендиректора, директор департамента ядерной энергии МАГАТЭ (DDG-NE IAEA). Новое направление На семинаре в Обнинске, который был посвящён 60-летию Первой АЭС, впервые присутствовали представители международного союза ветеранов атомной энергетики (МСВАЭП). По мнению докладчика, это обстоятельство сделало уместным обсуждение нового направления работ ветеранского сообщества в нашем ядерном сообществе. Наряду с традиционными социальными вопросами жизни ветеранов, на недавно состоявшейся конференции МСВАЭП в Москве во время МНТК-2014 было принято решение о повышении и сосредоточении активности Совета МСВАЭП на сохранении и передаче знании и опыта молодому поколению.
Решение касается и области истории ядерной науки и техники - в широком смысле, от обороны страны до здоровья и продуктовой безопасности нации. "Чтобы не росли в наших вузах иваны безродные, не знающие истории страны, нашего ядерного щита и мирного атома. Именно такая история является неизбежной частью ядерной культуры специалиста", - сказал Мурогов. На одном из важных направлений работ по сохранению и передаче знаний докладчик остановился особо. Речь идёт о развитии культуры ядерного нераспространения. Культура ядерного нераспространения Виктор Мурогов напомнил, что в 2014 году исполнилось 12 лет резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 57/60 и докладу генерального секретаря ООН о просвещении в области разоружения и нераспространения. Эти решения ООН положили начало приоритетного отношения в системе международных отношений к развитию культуры ядерного нераспространения. Если специальными знаниями в области экспортного контроля или ядерной безопасности обладают эксперты, то культура ядерного нераспространения должна стать частью общественной и политической жизни как "простых" граждан, так и тех, кто принимает ответственные решения. Она "должна охватывать многочисленные группы, включая молодёжь, школьников и студентов, преподавателей и инструкторов, исследователей, учёных, инженеров, работников директивных органов, таких, как парламентарии и государственные должностные лица, профсоюзы и частный сектор, и специалистов, занимающихся вопросами осуществления законов и стратегий, таких, как военные, сотрудники правоохранительных органов и лицензионных и таможенных служб…". Проблема обостряется тем, что более 20 новых (в основном развивающихся) стран обратились к МАГАТЭ с просьбой о помощи в развитии ядерных технологий и строительства АЭС. Это страны, как правило, со своеобразной национальной, этнической и промышленной культурой. Как показывают последние события в Азии - в Японии, Иране и на Корейском полуострове - ядерная безопасность и ядерное нераспространение являются самыми острыми и сложными проблемами широкомасштабного развития ядерной энергетики. Передача в эти страны ядерных технологий, опыта и знаний требует строгого соблюдения режима ядерной безопасности и нераспространения и воспитания в этих странах культуры ядерной безопасности и ядерного нераспространения. Проблема ядерной безопасности после аварий в США, СССР и Японии полностью осознана мировым сообществом и культура ядерной безопасности стала неотъемлемой частью ядерной деятельности от ядерного образования, разработки, строительства и контроля до полного захоронения отходов, то ситуация с реализацией культуры ядерного нераспространения оказалась более сложной. Более того, уже стало ясно, что при решении проблемы ядерной безопасности на базе АЭС с реакторами IV поколения (международные проекты ИНПРО и GIF-4) нераспространение является наиболее острой, наиболее важной задачей, определяющей будущее развитие полномасштабной ядерной энергетики. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о культуре ядерного нераспространения как о приоритетной теме международного сотрудничества и о роли ядерного образования (шире - ядерного воспитания) как важнейшем механизме решения этой проблемы. Докладчик привёл цитату из совместного заявления по вопросам роли образования в области нераспространения и разоружения на заседании главного комитета итоговой конференции по ДНЯО 11 мая 2010 года, сделанное представителем Японии от имени 40 государств (в том числе, и России): "Образование является императивом для содействия разоружению и нераспространению, и, следовательно, для создания мира без ядерного оружия. Образование прививает знания и критическое мышление людям и отдельным личностям. Образование может повысить осведомлённость общественности, в особенности будущих поколений, о трагических последствиях применения ядерного оружия. Образование может также подвигнуть людей и отдельных личностей, граждан мира внести свой вклад в дело разоружения и нераспространения". Роль неформальных организаций Ядерное образование как механизм воспитания и обеспечения культуры ядерного нераспространения должно являться важным составным элементом международного сотрудничества во всех сферах, связанных с развитием ядерных технологий и использования ядерной энергии, считает Виктор Мурогов. Ядерное образование должно быть подключено наряду с известными политическими, институционными и полицейскими мерами. Причём подключать его следует и не только в рамках официальных контактов. Сотрудничество по линии ядерного образования должно рассматриваться в качестве приоритетной задачи не только правительственных, но и неформальных, инициативных программ. В том числе, может быть задействован и международный союз ветеранов МСВАЭП. Развитие ядерного образования (воспитания) требует кооперации и координации в подготовке лекционных материалов, учебных пособий - в том числе, с использованием самых современных информационных технологий. Другие направления сотрудничества, отмеченные докладчиком - обмен студентами и преподавателями, проведение для них курсов повышения квалификации, в том числе, при активном участии МАГАТЭ, всемирного ядерного университета и национальных международных центров ядерного образования. Это и многое другое следует делать для продвижения элементов культуры ядерного нераспространения прежде всего в развивающиеся страны. "Необходимо продвигать в общественное сознание новых "ядерных" стран, претендующих на развитие ядерных технологий, требование на получение (своего рода) лицензии на право развития ЯЭ, то есть, практически необходимость анализа состояния их инфраструктуры (промышленной, социальной и образовательной) на наличие специалистов (их опыта и знаний) , на компетентность руководства", - отмечено в заключительной части доклада Виктора Мурогова. "Ключевую роль в развитии этого режима и процедуры должны играть ядерные державы (прежде всего США и Россия) - но официально через МИД это может восприниматься как попытка дискриминации развивающихся стран". "Важнейшую роль в этом процессе могут и должны играть неформальные, инициативные проекты, в том числе, через такие НПО как наш международный союз ветеранов МСВАЭП", - полагает Мурогов. Ключевые слова: Образование, Ядерные знания, Виктор Мурогов, Статьи Другие новости: Пока мы не ощущаем и не испытываем реальных проблем поставок с украинских предприятий. Росатом 23 июля может подписать прединвестиционное соглашение на сооружение АЭС в Иордании Параллельно готовятся два документа. Госкорпорация Росатом объявляет о кадровых изменениях в "Uranium One Holding" и "Uranium One Inc." Вадим Живов покидает посты президента. |
Герой дня Иван Васильченко: ТВС-2М и далее Поэтому мы пошли другим путём. Наши решётки сотовые, образованы сваркой специально сформированных ячеек, привариваются только к направляющим каналам. С твэлами не контактируют, поэтому фреттинг-износ в этих местах исключён. ИНТЕРВЬЮ
Михаил Быков МНЕНИЕ
Smith |