AtomInfo.Ru


Реинкарнация ядерной науки

к.ф.м.н. Куприянов В.М., профессор Мурогов В.М., ОПУБЛИКОВАНО 05.08.2020

В интервью для AtomInfo.Ru профессор Виктор Мурогов обозначил основные проблемы, стоящие перед атомной энергетикой в России и мире на рубеже четвёртой четверти века её существования.

Решение этих проблем невозможно без восстановления в атомной отрасли ведущей роли науки.

В продолжение дискуссии мы публикуем статью "Реинкарнация ядерной науки: дискуссия о роли "Управления ядерными знаниями "УЯЗ" и Создания новых знаний "СЯЗ"".

Авторы - к.ф.м.н. Куприянов В.М., профессор Мурогов В.М. (Союз ветеранов Наукограда МОДВ АЭП).

Вячеслав Куприянов

Виктор Мурогов



"Наука дает больше вопросов, чем ответов".

"Знание может быть только у того, у кого есть вопросы".

(Генри Форд)

Предисловие

В предлагаемом тексте сделана попытка рассмотреть актуальную сегодня в среде "ядерных" специалистов проблему, сформулированную почти 20 лет назад в МАГАТЭ и впервые обсуждённую мировым сообществом на Первой конференции по управлению ядерными знаниями в Сакле в 2004 году (Managing Nuclear Knowledge: Strategies and Human Resource Development, 7-10 September 2004, Saclay, IAEA).

В публикации мы постарались совместить две точки зрения - "сверху" ("eagleeye" - орлиным взглядом) и снизу -"di sotto in su" - в лягушачьей перспективе) на эту проблему. Первую точку зрения представляет заместитель генерального директора МАГАТЭ в то время, а вторую - и тогда и сейчас специалист по обработке и анализу данных

Современное состояние ядерной энергетики (ЯЭ) характеризуется её стабилизацией в странах с госрегулированием, стагнацией в "старых" ядерных странах Запада и сохранением интереса к развитию ЯЭ в ряде новых ("newcomers") странах.

При этом характер развития мирового ядерного энергетического рынка показывает, что он монополизирован индустрией проектирования, конструирования и строительства практически только одного типа АЭС с ядерными реакторами водо-водяного типа (95% строящихся АЭС используют водо-водяные реакторы).

Этот процесс обусловлен, в том числе, стремлением к стандартизации строящихся проектов с приемлемыми на сегодня экономическими показателями в странах, строящих АЭС, и с приемлемым уровнем риска тяжёлых аварий при современном количестве блоков АЭС (около 450 блоков).

Получив ускорение на начальном этапе развития ЯЭ (50-60-ые годы), на основе созданных оборонных топливной, машиностроительной, кадровой баз и стремительно войдя в энергетику с использованием энергетических технологий тех лет, "ядерная" отрасль занялась преждевременной "капитализацией" реакторной науки, не развив её в полной мере, но стремясь получить отдачу для страны в слишком "младенческом" возрасте.

Например, мы поспешили "втиснуть" ядерную энергетику в "паровозный" уровень термодинамики, работая на самых низких параметрах в современной энергетике в целом, которая не имела проблем с риском глобальных аварий и сосредоточилась на росте экономической эффективности и впоследствии - экологической приемлемости установок традиционной органической энергетики.

Как писал в то время академик П.Л.Капица, нельзя без смены научно-технического принципа преобразования ядерной энергии в электрическую создать новые конкурентно способные энергоблоки АЭС.

Достижение полномасштабного уровня развития ЯЭ, сравнимого с уровнем традиционной энергетики в конце XXI века (т.е. уровня 5000-10000 ГВт-эл), способной решить социально-экономические и экологические проблемы - вызовы, стоящие перед человечеством, потребует принципиально новой концепции развития ЯЭ.

Как предсказывал академик В.И.Вернадский, такая ЯЭ откроет дверь в "золотой век" развития человечества с решением проблем обеспечения энергией, питания и др. социально-политических задач.

Это потребует нового уровня реализации требований культуры ядерной и радиационной безопасности, и культуры ядерного нераспространения. В свою очередь, достижение этого уровня ядерной культуры потребует решения не менее серьёзной задачи нашего общества - воспитания нового менталитета вступившего в ядерный век человечества.

В долгосрочном плане наличие риска тяжёлых аварий АЭС или ЯТЦ с глобальными последствиями, как и жёсткие требования по соблюдению культуры ядерного нераспространения, выведут АЭС будущего за рамки конкурентной способности- даже при достижении на будущих АЭС IV поколения параметров пароводяного или газотурбинного цикла, характерных для традиционной энергетики.

Взгляд сверху

Современная превалирующая концепция управления ядерными знаниями (NKM-УЯЗ) сводится к положению: NKM - сердце безопасности ЯЭ (безопасной эксплуатации АЭС), в том числе с передачей ядерных знаний и опыта в этих целях в новые ("newcomers") страны, планирующие развитие ЯЭ.

Такое понимание, в том числе, согласуется с политикой отрасли в нашей стране, сосредоточенной на вопросах безопасной эксплуатации экономически конкурентоспособных, экологически приемлемых АЭС.

Т.е. программа NKM сосредоточена на подготовке кадров, их компетенции в вопросах эксплуатации, сохранения и передачи опыта и навыков, обеспечения стабильного состояния отрасли.

Что касается содержания самих знаний, их развития, поиска новых технических и технологических решений, т.е. реинкарнации ядерной науки и создания новых знаний, то эта задача далека от состояния приоритетности в отрасли.

Аналогичная ситуация сложилась и в других ведущих ядерных странах. В результате, можно видеть, что основное содержание международного проекта "Генерация-4" (GIF-4) сводится к поиску путей промышленной реализации результатов прошлых экспериментальных разработок 50-60 годов прошлого века (ВТГР-HTGR, солевые и жидкометаллические системы, системы с закритическими параметрами теплоносителя, системы с регулируемым спектром и т.п.)

Проблема состоит в том, что наряду с широко обсуждаемой ситуацией с NKM как основой безопасного и стабильного развития ЯЭ, в ядерной науке, технике и технологии отсутствует аналогичная по масштабам программа "Создание новых знаний в ЯЭ - Реинкарнация ядерной науки (РЯН)".

Т.е. отсутствует целевая программа поиска решений фундаментальных критических проблем, обуславливающих принципиальные рамки развития ядерных энергетических технологий (как деления, так и синтеза).

В результате мы в принципе не имеем возможности полностью раскрыть и реализовать потенциал ядерных сил, ядерной энергетики. Новый источник энергии требует новой технологии реализации.

Для реализации программы "Реинкарнация ядерной науки - Создание новых знаний для ЯЭ" требуется развитие подхода, аналогичного с реализацией фундаментальных исследований, т.е. создание коллективов молодых творческих исследователей в сочетании с существующими научными школами, с развитием соответствующей расчётно-экспериментальной базы с соответствующим финансированием.

Как известно, за прошедшее время большинство научных школ в сфере гражданской ядерной науки потеряли своих руководителей (возраст), а приходящее в отрасль новое поколение, к сожалению, не имеет стимулов к участию в их развитии. В результате этого мы возвращаемся к первоначальной проблеме современного этапа развития ЯЭ, налицо - инновационная стагнация. Без решения этой проблемы мы не можем говорить о полномасштабном развитии ЯЭ, отвечающей потребностям будущего развития нашего общества.

Потребность в существовании научных школ для получения новых знаний очевидна для любой сферы науки. Однако для ядерной сферы сегодня она обозначена особенно ярко. Если в традиционной науке преемственность существует объективно - уходящие лидеры оставляют за собой для нового поколения исследователей совокупность перспективных задач, в решение которых они последовательно вовлекают учеников, то в ядерной науке имеется особенность.

В годы нашей молодости чисто гражданской ядерной науки почти не существовало, основные все научные школы были вовлечены в "Атомный проект", и, следовательно, результаты их исследований были закрыты для традиционных форм научной деятельности. Как помнят ветераны, даже "нейтрон" приходилось называть "нулевой точкой" в закрытых научных отчётах. Поэтому формирование коллективов исследователей оказывалось невозможным. .

Теперь времена тотальной секретности прошли, но, к сожалению, уходят и признанные носители знаний - потенциальные руководители гражданских научных школ, часто не успев передать свои знания последователям. Например, один из конструкторов Первой АЭС Михаил Егорович Минашин ушёл, так и не успев опубликовать свой анализ опыта эксплуатации первых лет ядерной энергетики в России

Отчасти в связи с этим ядерная энергетика не сформировала своих традиций создания и развития научных школ. Но в связи с пониманием необходимости их наличия для реализации новых решений нам необходимо начать их создавать, используя современные возможности и правила игры. Т.е. работу нужно начинать сейчас, и начинать создавать школы "снизу вверх", в отличие от прежних способов.

Вид снизу

Деятельность, цели которой мы сейчас обсуждаем, названа нами "Реинкарнация ядерной науки (РЯН)" для того, чтобы отличить её от привычного термина "Сохранение ядерных знаний", "рейдерски захваченного" сегодня новациями в области государственной подготовки кадров в ядерной отрасли.

Обсуждение проблемы - построение современной модели генерации новых знаний в областях ядерной науки и ядерных технологий удобно представить в форме базовых тезисов и комментариев к ним.

Тезисы

    1. Обсуждаемое дело (РЯН) будет иметь реальный результат, если мы откажемся от подхода, имеющего в качестве явной целевой функции, "заботу о благе будущей атомной энергетики и ядерной науки", заменив её "заботой о мотивировании текущей деятельности" по созданию новых результатов предполагаемыми участниками активности.

    Иными словами, эволюционная ценность создаваемого индивидуального результата должна обозначаться для автора в каждый текущий момент.

    2. Начинать организацию возрождения интереса нового поколения к ядерным знаниям нужно не с создания административно-декларативных документов, а с реализации современных управленческих механизмов, которые могли бы решать жизненные сиюминутные потребности каждого участника этого процесса на пути к осознаваемому конечному результату.

    Иными словами, конечный успех дела должен складываться из сиюминутных успехов участников.

    3. Результаты интеллектуальной деятельности любого участника не должны, как в советские времена, автоматически становиться "общенародным достоянием" - за каждым вкладом в дело должен быть виден его автор и его права на признание его участия в общем результате.

    Иными словами, каждый участник должен всё время видеть свой вклад в конечный успех (или неуспех).

    4. Как и любое новое дело, РЯН должна начинаться с инвестиционных усилий будущих бенефициаров этой инновации.

    Иными словами, каждый участник должен вначале внести в дело что-то, чем он уже владеет. В первую очередь, - резерв личного времени.

    5. Вновь создаваемое направление деятельности не должно разрушать устойчивые механизмы, существующие в предметной области, а должно порождать и затем эксплуатировать новую "нишу активности".

    Иными словами, нельзя топтать "чужую поляну".

Комментарии к тезисам

1. Ценность индивидуального результата.

В условиях сложившегося на сегодняшний момент положения дел в ядерной энергетике необходимо констатировать отсутствие у участников ясного понимания того, что такое "интересы отечественной атомной энергетики".

Известно, что в целом ядерная энергетика (ЯЭ) нерентабельна. Иными словами, любое новое дело в нашей сфере потребует передела статей государственного бюджета, с ней связанного.

При этом не важно, что "деньги-то на науку мизерные". За любым финансовым бюджетным потоком стоит строгая бухгалтерская отчётность перед Счётной палатой с балансом до "сотых долей рубля". Следовательно, можно утверждать, что нынешние государственные интересы в ЯЭ прежде всего, заключаются в экономии бюджетных расходов.

По сведениям из Интернета, на сегодняшний день в Росатоме не существует привычной в прошлом связи между использованием результатов "гражданской науки" и "оборонными ядерными исследованиями".

Оборонный ядерный комплекс полностью удовлетворён собственными механизмами получения новых знаний и не допускает отвлечения средств "оборонного заказа" на гражданские цели. Их развитие определяется акционерным обществом "Дирекция научных программ". (Единственным акционером АО "Наука и инновации" является АО "Атомный энерго-промышленный комплекс" (АО "Атомэнергопром").

То есть, реально интересы отечественной ядерной науки - выражаются через интересы частных структуры АО "Атомэнергопром" при 100-процентном государственном владении их акциями.

Поскольку высшая школа в России имеет собственные цели и задачи, то интересы вузовской науки также не отражают интересов "ядерной науки".

При этом важно, что критерии, по которым оценивается привлекательность любого университета для абитуриентов, построены на их прагматичности. Она, естественно, слабо связана как с прикладными интересами акционерных обществ страны, так и с ядерной наукой.

Сегодня эти критерии в значительной степени ассоциируются с перспективами карьерного роста выпускников в будущем. Поэтому магистратуры и аспирантуры университетов рассматриваются учащимися как средство приобретения компетенций в общегражданской сфере в большей степени, чем в узкопрофессиональной области ядерной науки.

Необходимость зарабатывать средства на текущую жизнь, источников для чего почти нет в сфере собственно ядерной науки, объективно не позволяет молодёжи тратить ресурсы на овладение компетенциями, которые, может быть, принесут доход лишь в отдалённом будущем, и то лишь при условии, что ядерная энергетика окажется востребованной в течение времени осязаемого горизонта планирования личной жизни.

Понимание этого заставляет магистров и аспирантов, специализирующихся на исследованиях ядерной проблематики, искать оплачиваемую работу в других сферах деятельности.

2. Конечный успех любого нового дела должен складываться из сиюминутных успехов участников.

Воспроизведение в сегодняшних реалиях модели молодёжного творческого коллектива 60-70-ых годов (т.е. времени нашей творческой активности) невозможно, потому что у нашего поколения были в ходу и должным образом ценились нематериальные стимулы, мотивирующие поисковые усилия. Были почётные грамоты с премией профкомов, призовые места в конкурсах на лучшую полноценную научную работу (с реальной премией) и т.п.

Сейчас для молодёжи проводятся конкурсы (хакатоны?) на лучшего организатора, лидера и т.п. - эти мотиваторы направлены на поощрение активности как таковой, а не на стимулирование получения результатов содержательной компоненты деятельности.

Иными словами, современный менеджмент, обучаясь тому как получить результат, воспроизводит себя, так же как руководители научных школ в наше время воспроизводили себя, обучаясь тому, что нужно получать в результате.

Этому есть и объективные причины - получение заметного результата в современной науке много сложнее, чем в наше время. К тому же, одной из главных причин замирания исследовательской активности в области ядерных знаний сегодня является традиционное отношение Росатома и его структур к научным результатом как к государственной собственности. Объективно это давно не так.

Во-первых, "почти все возможные докторские диссертации в ядерной физике уже защищены нами"), т.е. "нетоптанных полянок" осталось очень мало и, потому, государство не заинтересовано в неотложном использовании этих знаний. Например, Б.Г.Дубовский получил Сталинскую премию за создание первого портативного дозиметра, а сегодня уже даже таблица Менделеева достроена новыми элементами.

Во-вторых, в сегодняшних условиях "негосударственной" науки, для молодого специалиста мотивирующих результатов текущей работы почти не осталось. Поэтому при создании молодёжной творческой группы необходимо, прежде всего, построить новую мотивационную модель.

Одним из современных механизмов для этого может стать, например, создание условий для реальной фиксации авторства каждого успешного результата, создаваемого молодым специалистом. Современный Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) позволяет это сделать.

ГК РФ определяет: "Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемо. Иными словами, публикационная деятельность должна стать для автора идентификационным средством результата исследований в конечном (прикладном) продукте.

Авторские права "неотчуждаемы и непередаваемы", в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения." (ГК РФ Статья 1265. Право авторства и право автора …").

Иными словами - любой результат интеллектуальных усилий должен быть однозначно связан с его создателем. В законодательном смысле это необходимо для того, чтобы не только защитить автора, но и для того, чтобы можно было найти "виновного" в случае, если использованный в деле результат ошибочен.

Кроме права на авторство, в ГК РФ определено ещё и право на использование интеллектуального результата - исключительное право. Это, в простейшем случае, есть право монопольного применения объекта в хозяйственной деятельности.

Результатом творческой деятельности автора (авторов) в общем случае является некий текст. В нашем случае ГК определяет, что этот текст может быть также объектом исключительного права, передаваемого автором заказчику или иному правообладателю в ходе хозяйственной деятельности путём формализованной передачи исключительных прав от создателя хозяйствующему субъекту.

В то же время права авторства "непередаваемы и неотчуждаемы". Т.е. например, авторские права на таблицу данных или текст, обосновывающий безопасность технического решения, должны и могут являться идентифицируемым вкладом каждого физического лица в итоговый успех использования результата научной деятельности обладателем исключительных прав.

Необходимо учитывать, что в этом случае существенно то, что какой-либо исходный (авторский) результат, переданный автором в научный журнал (т.е. опубликованный), может быть передан для использования кому-либо ещё, поскольку автор вместе с текстом передает права на его использование редакции журнала только именно в форме публикации.

Следовательно, автор уже не может передать его в таком же опубликованном виде заказчику, финансировавшему работу, в ходе которой появился этот текст, но это не мешает автору использовать содержательную компоненту текста иным способом, представив его в формате требований заказчика, если заказчик явно не запретил иных форм реализации прав автора.

Это требование, безусловно исполняемое в зарубежной практике и часто игнорируемое на российском пространстве, говорит о том, что публикация в научном журнале и заказной результат исследований - это разные объекты собственности.

Именно на последовательном использовании этого механизма должна быть построена технология текущего мотивирования работы в инициативной исследовательской группе, создаваемой для сохранения и передачи ядерно-технологических знаний.

Иными словами, публикационная деятельность должна стать для автора идентификационным средством результата исследований в конечном (прикладном) продукте.

3. Каждый участник должен внести в дело что-то, чем он уже владеет.

Традиционный государственно-административный механизм, который предлагается сейчас как привычный способ возрождения ядерной науки в среде исследовательских предприятий, имеет ряд системных "узких мест":

      - необходимость создания для каждого иерархического уровня управления убедительных доказательств целесообразности обсуждаемых начальных мероприятий;

      - необходимость создания новых способов распределения бюджетных средств, минимально необходимых для реализации работ, в обход традиционных "накладных расходов" базового предприятия, как правило, не имеющих прямого отношения к сути исполняемой работы;

      - необходимость опережающего создания каких-либо управляющих организационных структур до возникновения первых "обещанных" результатов от создаваемой группы "свободного научного поиска".

Поэтому, если мы хотим создать что-то, чего пока нет (новые знания), нужно декларировать и реализовать новые организационно-управленческие формы (ниши).

На фоне призывов МАГАТЭ и Росатома о необходимости сохранения ядерных знаний, новой нишей могла бы стать деятельность, построенная на создании и непрерывной коммерциализации локальных компонентов, составляющих конечный облик нового научного результата в обсуждаемой сфере деятельности.

То есть, целью деятельности инициативной группы творческой молодёжи должно стать не самовыражение участников в свободном научном поиске за деньги бюджета, а наоборот, выработка способов и средств доведения отдельных научных результатов до реального их использования (не значит простого "внедрения") через механизм управления правом собственности.

Именно на этом пути нашли успех такие структуры как "Общество Макса Планка" или "Общество Фраунгофера" в Германии, частные университеты в различных странах и успешные негосударственный "Start-Up"-ы в России.

В действующей практике таким использованием интеллектуальной собственности ("результатов интеллектуальной деятельности") может быть реализован один из базовых принципов 4-ой части Г К РФ о правах интеллектуальной собственности.

В прошлое время, использование ядерных знаний в большинстве "чисто научных задач" эффективно обеспечивалось часто за средства и под флагом оборонных исследований. Ныне, успешное решение задач, связанных с созданием новых знаний, которые могут быть поставлены для "инициативной исследовательской группы", возможно только при наличии ясно определённого "квалифицированного потребителя совокупности промежуточных результатов" через правовые механизмы, и не реализуемо в рамках свободного научного поиска..

Понимание этого молодым специалистом - членом группы будет внутренне мотивировать его на овладение таким научным знанием, которое носит не только фундаментальный характер, но и может быть применено. Необязательно внедрено в промышленность, но возможно в другом таком похожем исследовании. .

Кроме того, необходимо понимать, что "создание фундаментальных научных знаний" не может быть заказано юридическому лицу - "результат интеллектуальной" деятельности изначально возможен только у физического лица - автора. А прикладное содержание этого результата может быть реализовано юридическим лицом, которому автор может передать исключительные права на использование этого результата.

В нашей отрасли таким потребителем нового научного знания обязательно окажется одно из АО госкорпорации "Росатом" - т.е. коммерческая структура. Поэтому с ним возможно построение именно коммерческих механизмов (а не бюджетных схем), что невозможно в отношениях с собственно госкорпорацией, если она будет выступать заказчиком работ за бюджетные средства.

В такой модели, принципиальным звеном должно стать создание независимой от бюджета коллективной деятельности, целью которой будет коммерциализация результатов научных исследований в области гражданских ядерных технологий. Это возможно через использование различных гражданско-правовых форм, например, фондов.

4. Каждый участник должен вначале внести в дело что-то, чем он уже владеет. В первую очередь, - резерв личного времени.

Создание такой системы должно реализовываться на инициативном инвестировании различных прав всеми потенциальными участниками своего делового потенциала.

      • Руководители научных школ должны внести в качестве интеллектуальной собственности права на все созданное за прошедшее время научные результаты (реальное управление ядерными знаниями - NKM). Объекты права обязательно должны быть идентифицированы и оформлены в соответствии с законодательством. Это и станет вкладом в уставной капитал новой структуры. Например, рукописи публикаций, представленных в своё время в ВАНТ (в том числе таблицы данных), могут быть представлены как "второе уточнённое издание" после их соответствующего редактирования.

      • Молодые специалисты должны внести оформленные как "ноу-хау" предложения, которые они готовы инициативно развивать, чтобы иметь возможности их коммерциализации в будущем. Наличие такого собственного научного задела должно стать обязательным порогом для вступления в команду. (В наши времена мы, как правило, поступали в аспирантуру "со своей" темой).

      • Молодые менеджеры должны будут участвовать во всём этом в надежде на будущие доходы, которые возникнут в результате коммерциализации (т.е. это - высокорисковые фьючерсные инвестиции).

      • Специалисты-ветераны ответственно внесут свой имидж и авторитет (trademark) в качестве гарантий для кредитов и спонсорства со стороны потенциальных потребителей новых результатов.

Это сложная модель сугубо капиталистического подхода к РЯЗ, но она, на наш взгляд, сейчас более реализуема, чем любая социалистическая.

5. Нельзя топтать "чужую поляну.

Прежде чем строить новый механизм РЯН, необходимо ответить себе на вопросы:

      а) "Почему это не реализовано до сих пор?",

      б) "На каком управленческом уровне должны приниматься необходимые для этого решения и насколько необходима их централизация?".

Вообще-то, движений в этом направлении в Росатоме много. Например, совместная аспирантура и профильная кафедра ОКБМ-Нижегородский университет; эндаумент-фонд МИФИ "Мы вместе" и масса аналогичных примеров вне отрасли. Все они, так или иначе, предназначены формировать состав нового поколения специалистов.

С даты учреждения многих из них прошло 5-10 лет. К сожалению, результаты, которые они обещали при создании, слабо заметны.

Поскольку бюджетных средств в ближайшее время станет меньше ("Тучные времена прошли, сейчас приходится более эффективно распоряжаться теми ресурсами, которые есть в государстве" А.Силуанов), то создание нового бюджетного потока в Росатоме малореально.

То, что простая идея формирования инициативной группы молодёжи в привычной социалистической модели не была реализована до сих пор кем-то в другом месте - маловероятно. Однако, очевидно - раз мы про это не знаем, то в таком виде она не нужна тем, от кого это зависит.

Распоряжение бюджетными деньгами в нашей сфере сегодня полностью сосредоточено в Росатоме. Их распределение возможно только на конкурсной основе, оно контролируется Счётной палатой и законодательством о противодействии коррупции.

Если для реализации новой идеи нужны бюджетные средства, то нужно добиться от Росатома открытого конкурса и выиграть его, в борьбе с существующими образовательными учреждениями (например, МИФИ, РГТУ им. Баумана, МГУ и т.п.)

При этом, для открытия конкурса нужно провести экономическое обоснование и разработать техническое задание с контролируемыми показателями и понятными Счётной палате результатами. Очевидно, для наших инновационных идей в фундаментальной области предложений это - неподъёмная задача.

Если же нам не нужен бюджет, и наша забота о будущем ядерно-энергетической науки и ядерных знаниях определяется только нашей компетенцией и пониманием реальной ситуации, то мы должны сделать всё сами.

При этом, верхним уровнем централизации должно стать неформальное взаимопонимание лидеров научных школ и ветеранов АЭ.

Заключение

Обзор с высоты "птичьего полёта" современной ситуации в ядерной науки позволяет констатировать два основных утверждения.

Первое - цели, которые ставила ядерная наука перед предыдущим поколением учёных, связанные с процессами "извлечения энергии из ядер урана и плутония в водо-водяном топливном цикле", в значительной степени достигнуты.

Оставшиеся цели либо требуют значительных коллективных усилий, как например, проблема безопасного обращения с радиоактивными отходами, либо настолько технологичны, что не вызывают "волны энтузиазма" в среде нового поколения учёных, какая была, например, в то время при разработке модели двугорбого барьера деления тяжёлых ядер (О.Бор, А.Игнатюк, Ю.Оганесян, В.Струтинский, Г.Смиренкин, Г.Флёров и др.). Эта модель привела впоследствии к синтезу тяжёлых ядер за пределами периодической таблицы элементов.

Второе - резкое сокращение объёмов экспериментальной деятельности в ядерной науке и перенос внимания исследователей на вычислительные модели привели к потере интереса молодых физиков к анализу физического обоснования фактами содержательной составляющей научного исследования и, как следствие, к их уходу в другие сферы науки.

Далеко не каждый специалист способен часами разбираться в том, где "пропущена запятая" в тексте компьютерной модели исследуемого явления. Да и защитить диссертацию по физической тематике только с использованием компьютерной модели уже практически невозможно.

Эти утверждения отчасти объясняют тот факт, что ядерная реакторная наука стагнирует.

По нашему мнению реинкарнация ядерной науки может реализоваться, если перед исследователями возникнут новые глобальные цели, связанные с осознанием концептуальной специфики использования ядерных сил как источника энергии.

Это, например, осознание того факта, что существующий сегодня процесс преобразования высококачественного тепла энергии деления в работу происходит при очень низких термодинамических параметрах процесса. КПД ядерных энергоустановок с паровым циклом сегодня не превышает 35%. И атомная станция, фактически, через градирни греет атмосферу значительнее, чем традиционная энергетика.

Поэтому такая глобальная цель как повышение эффективности использования "ядерного тепла" (прямое преобразование, высокотемпературные материалы, новые типы переноса энергии и т.п.) могла бы стать сферой деятельности, в которой новое поколение физиков-ядерщиков найдёт задачи для своего научного энтузиазма .

На этом пространстве знаний необходимо идентифицировать соответствующие теплофизические, ядерно-физические, материаловедческие и системные проблемы. Наше поколение видит наличие этих проблем, но их разрешение должно стать целями новой генерации исследователей как насущная форма современной инновационной .деятельности.

Очевидно, в современных условиях, помимо традиционных государственных механизмов поддержки, необходимы и новые формы организации исследовательских работ.

С точки зрения "снизу", описанный выше инновационный механизм потребует значительных организационных усилий со стороны всех участников, некоторого благотворительства со стороны потенциальных потребителей, некоторого риска со стороны спонсоров.

Но, несмотря на кажущуюся фантастичность, сегодня он более реален, чем получение бюджетных средств на деятельность, которая будет всегда официальными структурами рассматриваться как конкурентная (а часто и как дискредитирующая уже существующую активность).

В принципе, если нам, заботящимся о реинкарнации ядерных знаний и о перспективах развития новых идей в ядерной энергетике, удастся собрать единомышленников из числа активных специалистов моложе 65 лет, задача может быть решена. Но, очевидно, искать решение (т.е. доказывать целесообразность такого подхода), нужно не в пространстве властных структур, а среди людей, готовых инвестировать в дело свои ресурсы.

Выводы

Представленный выше анализ методологии истории развития ядерной гражданской энергетики показывает серьёзность кризиса развития ядерной науки.

В то время, как реализация ЯЭ началась на базе конверсии оборонной техники в сочетании с традиционной энергетикой 50-60-ых годов, и начальный этап её развития сосредоточился на решении внутренних проблем (безопасность, эффективность утилизации топлива и ОЯТ, РАО, нераспространение и т.п.), традиционная энергетика в условиях конкуренции реализовала пути повышения экономической и экологической эффективности.

Вся современная традиционная энергетика принципиально повысила свою экономическую и экологическую эффективность, перейдя на закритические параметры, к реализации газо-парового цикла с эффективностью КПД до 60%. Что касается энергетической эффективности ЯЭ, то к настоящему времени она осталась на уровне 60-ых годов.

Более того, даже при достижении на будущих АЭС с реакторами IV поколения параметров современных ТЭЦ, АТЭЦ, ЭС с паро-газовым или газотурбинным циклом (например, на АЭС с ЯР на жидкометаллическом теплоносителе) АЭС потеряют конкурентную способность из-за риска тяжёлой аварии с глобальными последствиями, а также требований культуры ядерного нераспространения.

С одной стороны, это означает стагнацию для будущего этапа ЯЭ и невозможность достичь принципиальной задачи ЯЭ - вытеснения традиционной энергетики на органике (т.е. достижение уровня 5000-10000 ГВт-эл) с решением в том числе экологических проблем человечества.

С другой стороны, по словам П. Капицы - для учёных и инженеров открывается интересная перспектива крупнейшей, и многообещающей творческой научной работыв самых разнообразных областях, например, в области физики, электроники, металлургии, химии, электрохимии, теплотехники и пр. В этом случае ядерная энергия станет неотъемлемой частью нашей культуры и благосостояния, каким сейчас является электричество [1].

Подводя итог, можно сказать, что "сверху" видится совокупность нерешённых задач и направлений активности, которые должны быть реализованы для построения ядерной энергетики будущего, а "снизу" - понимание того, как её можно строить.

Начинать нужно, очевидно, с достижения понимания со стороны руководства и с привлечения энтузиастов к разработке бизнес-плана реализации новых идей.

Союз ветеранов Наукограда МОДВ АЭП,
к.ф.м.н. Куприянов В.М., профессор Мурогов В.М.



[1] - Капица П.Л. Эксперимент теория и практика, М., 1974 г., 288 стр. с илл.

Ключевые слова: Мнения, Статьи


Другие новости:

"Росэнергоатом" снизил прогноз выручки на 2020 год на 5% из-за коронавируса

А вот с точки зрения платёжной дисциплины у нас она достаточно на высоком уровне - больше 99%.

На "Тяньване-5" завершилась загрузка топлива

Блок готов к физпуску.

"Westinghouse" получил 10 млн фунтов на нужды программы по созданию быстрого свинцового реактора LFR

Деньги выделили в Британии.

Герой дня

На ЛАЭС-6 начались пусковые операции

На ЛАЭС-6 начались пусковые операции

19 июля 2020 года на Ленинградской АЭС стартовал физический пуск нового энергоблока с реактором ВВЭР-1200. В реактор загружена первая топливная сборка.



ИНТЕРВЬЮ

Виктор Мурогов

Виктор Мурогов
Значит, нам требуются возрождение творческого духа в реакторной науке и технике и подготовка специалистов нового творческого уровня. Причём подготовка должна быть штучной, в отличие от созданной стандартной подготовки.


МНЕНИЕ

Ирина Куприянова

Ирина Куприянова
Конечно, нескольких статей, опубликованных на сайте, недостаточно для репрезентативного анализа. Однако, то, что ветераны с неохотой и без энтузиазма отнеслись к предложению представить статьи на сайт, тоже многое говорит о той проблеме, которая называется "передача знаний молодому поколению".


Поиск по сайту: