ИНПРО
Владимир Каграманян: борьба за перспективу
Наш прошлый разговор я закончил тем, что сложившийся в период разработки и развития концепции использования избыточного плутония коллектив энтузиастов стал впоследствии фундаментом научного международного проекта ИНПРО под эгидой МАГАТЭ.
Мы искренне хотели вернуть интерес к быстрым реакторам на их заслуженный уровень в мире и надеялись сделать это, используя возможности МАГАТЭ.
Основания для этого были, так как заместителем генерального директора агентства стал Виктор Михайлович Мурогов. В 1996 году Мурогов пригласил меня на вакансию в секции планирования и экономических исследований МАГАТЭ.
Обстановка, с которой мы столкнулись в начале нашей работы, была такова. МАГАТЭ строго следовало линии западного блока, в первую очередь, США. Они считали, что атомная энергетика не имеет для них будущего. В разрабатываемых...
МАГАТЭ выпустило документ по оценке с использованием методологии ИНПРО систем, основывающихся на БН-1200
РФ в 2020 году внесёт 24,6 млн рублей в фонд МАГАТЭ для проекта по инновационным реакторам
МАГАТЭ опубликовало результаты проекта KIND
ИНПРО - проект SYNERGIES
В Вене в штаб-квартире МАГАТЭ с 16 по 20 сентября 2019 года прошла работа очередной, 63 -ей по счёту сессии генеральной конференции атомного агентства.
На полях сессии специалисты агентства провели мероприятие, посвящённое работам, которые проводятся в рамках международного проекта по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО).
Одна из таких работ - проект сотрудничества Синергетические взаимодействия региональных групп стран с ядерной энергетикой, оцененные с позиций устойчивости (SYNERGIES).
В 1987 году комиссия ООН, известная как комиссия Брундтланд, дала определение устойчивого развития как развития, отвечающего потребностям нынешнего поколения, не лишая будущего поколения возможности удовлетворять свои потребности.
С тех пор в ООН, не меняя определение комиссии...
ИНПРО - от прошлого к будущему
Подлинная история ИНПРО до конца ещё не дописана, хотя многие факты и обстоятельства, сопровождавшие рождение проекта и его функционирование, собраны в публикациях и интервью.
Не секрет, что облик проекта сформировался в результате жёсткого, лоб в лоб, столкновения взаимоисключающих концепций.
Приверженцы одной из них настаивали - проект должен сосредоточиться на атомной энергетике естественной безопасности, сужая, тем самым, задачи проекта фактически до единственной реакторной технологии.
Оппоненты предлагали перестать ловить журавлей в небе. Развитые страны никогда не поддержат в МАГАТЭ проект, продвигающий чужую для них технологию. Страны с только разгорающимся аппетитом к АЭС вежливо попросят Россию сначала построить реакторы нового типа у себя и только потом выходить на международную арену. А страны, не заинтересованные в атомной энергетике, не заинтересуются всерьёз и её подвидом.
РФ выделила МАГАТЭ 24,6 млн рублей на ИНПРО
ОКБ ГИДРОПРЕСС приняло участие в Диалог-Форуме-9 по проекту INPRO
Валерий Коробейников: топливные циклы - это важно
У нашей лаборатории две составляющие - внутрироссийская и международная, а именно, взаимодействие в рамках проекта ИНПРО.
От России мы являемся основным поставщиком информации для экспертов, которые заняты в ИНПРО. Также мы участвуем и в постановке задач. Например, какими могут быть сценарии развития мировой атомной энергетики?
В первом приближении все страны можно разделить на три группы - те, кто хочет, но не умеет; те, кто только начал и ещё в раздумьях; те, кто умеет. Встаёт задача - каким образом организовать мировую атомную энергетику, чтобы наилучшим способом учесть интересы всех трёх групп и не допустить при этом повышения риска распространения ядерного оружия?
Одно из предлагаемых решений проблемы - создание международных топливных центров, во главе которых стоят государства, обладающие ядерным оружием и предоставляющие услуги в сфере ЯТЦ для остальных стран.
ОКБ ГИДРОПРЕСС приняло участие в Диалог-Форуме-8 по проекту INPRO
Александр Бычков: о делах департамента
По секциям. В ИНПРО на сегодняшний день 40 стран-участниц, и ожидается дальнейшее пополнение их рядов. Можно сказать, что к ИНПРО присоединились все базовые страны, развивающие или планирующие развивать атомную энергетику.
По секции инфраструктуры. Мы все хорошо понимаем, что поддержка стран-новичков важна не только в контексте продвижения атомных технологий на рынке, но и с точки зрения всеобъемлющего режима ядерной безопасности.
Наша прямая обязанность оказать помощь новичкам при выстраивании государственной системы, которая обеспечивала бы безопасность эксплуатации их атомных станций. Поэтому необходимо опыт государств, прошедших долгий путь в развитии отрасли, трансформировать в методические рекомендации для стран, только приступающих к освоению атомной энергии.
Стратегические исследования перспектив развития ядерной генерации Украины в рамках проекта МАГАТЭ INPRO
Оценки проводятся как с использованием методологии INPRO TECDOC 1575 на соответствие критериям устойчивого развития, так с помощью расчётных моделей, учитывающих технико-экономические параметры ядерной и неядерной генераций, стоимости ресурсного обеспечения и стоимости услуг в области ЯТЦ.
Принимая во внимание значительные временные затраты на развёртывание и эксплуатацию АЭС (десять лет от принятия решения о строительстве РУ и до ввода в эксплуатацию, а также 40-60 лет эксплуатации), аналитические оценки проводятся на средне- и долгосрочную перспективу.
Результаты подобных исследований существенным образом определяются корректностью исходных данных.
Принимая во внимание чувствительность реальных стоимостных показателей, в практике МАГАТЭ принято целесообразным использовать данные открытых источников...
Борис Попов: в ИНПРО всё расписано по деталям
Проблемы из-за того, что в процессе строительства у них произошли инциденты, как вы сами понимаете, безопасности проекта не касаются. Публике, конечно, всё равно, они слышат, что что-то происходит на предприятиях, связанных с ядерной энергетикой, и даже в таких странах, как Франция. И для общественности это большая ложка дёгтя.
Как Вы считаете, насколько принципиально требование референтности блока? Не касаясь конкретно Белорусской АЭС, подойдём к вопросу в целом. Строительство АЭС - длительная работа, а технологии не стоят на месте. Не рискуют ли те страны, что требуют референтности для реакторов, получать себе технологии вчерашнего дня?
В чём-то я готов с вами согласиться. Тем не менее, в методологии ИНПРО, о которой мы сейчас говорим, есть такой критерий - стране, которая впервые вводит АЭС, необходимо иметь референтный блок, проработавший несколько лет в другой стране. Вот такой есть критерий.
Росатом в 2013-2015 гг вложит 73,8 млн рублей в проект МАГАТЭ по инновационным реакторам
Михаил Хорошев: пора анализировать энергосистемы комплексно
Сегодня мы становимся свидетелями очередного зигзага в истории человечества. Все бросаются в возобновляемые источники, видя в них панацею. Но я вас уверяю - вскоре выяснится, что во многих регионах опираться на возобновляемые источники неприемлемо. Там придётся делать шаг назад, возвращаться к другим технологиям, а это и непросто, и дорого.
Пора, наконец, переходить к научно обоснованным стратегиям развития энергетики, свободным от политических и лоббистских пристрастий. Считал бы полезным проведение консолидированных анализов и рассмотрение общих стратегий развития региональных систем. По итогам таких анализов мы могли бы давать обоснованные предложения по составу энергетических корзин для конкретных регионов земного шара.
Думаю, назрела необходимость провести региональные оценки по неангажированной справедливой методологии, которая должна быть принята экспертным сообществом за основу.
Владимир Кузнецов: ИНПРО - проект инновационный
Итак, проект GAINS определил модельные сценарии перехода к устойчивым ядерно-энергетическим системам. Проект SYNERGIES определит, как эти сценарии можно реализовать, какие формы международного сотрудничества могут способствовать продвижению в этом направлении, какие есть мотивации и какие могут возникнуть препятствия на этом пути.
Казалось бы, всё хорошо. Но и в GAINS, и в SYNERGIES есть определённые модельные предположения, связанные с тем, что мы не учитывали реальные состояние и перспективы освоения и разработки технологий инновационных реакторов и топливных циклов в странах. Такая информация имеется у технических рабочих групп МАГАТЭ.
После того, как рабочие группы поделятся с нами информацией о реальном положении дел в государствах, мы получим возможность разрабатывать для стран дорожные карты. Фактически, мы будем давать рекомендации по программам действий, временным рамкам и объёмам работ.
Александр Бычков: в первый раз вижу генконференцию МАГАТЭ изнутри
Вопрос по поводу Центра коллективного пользования. Какова ситуация по этому направлению?
Движемся вперёд, медленно, но уверенно. Пока идут организационные мероприятия. Мы провели консультационную встречу. В октябре в Димитровграде будет первая техническая встреча. Иными словами, проект стартовал.
Нам необходимо нарисовать облик будущего центра. Сегодня актуально увидеть проект и центр не с российской стороны. Подчёркиваю - не с российской! Мы (когда я ещё работал в Росатоме) собственное видение центра разработали, но теперь нам важно получить отклики от стран- участниц ИНПРО. Понять, что им нравится, что не очень, и сделать проект, который бы был интересен и приемлем для всех.
Пока мы воспринимаем этот проект как инициативу под эгидой проекта ИНПРО, который, в свою очередь, является проектом МАГАТЭ. Выбор очевиден, так как именно в ИНПРО у нас сконцентрирована работа по инновационным реакторам.
Настоящее и будущее
О том, что в МАГАТЭ существует центр по инцидентам и аварийным ситуациям (Incident and Emergency Center, IEC), многие узнали - или вспомнили - только после Фукусимы. На самом деле, это несправедливо. Центр играл важную роль задолго до японской аварии - например, во время известных событий на венгерской АЭС Пакш.
IEC располагает базой из 416 контактов (contact points) в 173 государствах и организациях, от которых он может получать информацию в случае ядерных и радиационных инцидентов. Все эти контакты официальные, назначенные правительственными органами государств-членов МАГАТЭ.
В состав смены в IEC входят менеджер по чрезвычайным ситуациям, менеджер по логистике и четверо специалистов в различных областях, в том числе, один - по внешним событиям. Функция центра - выступать координационным органом атомного агентства в случае ядерных и радиационных инцидентов, а также содействовать повышению аварийного реагирования и готовности государств.
Фоторепортаж о мероприятии по ИНПРО в рамках 55-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ
Александр Бычков: МАГАТЭ может встать над любым спором
Давайте рассуждать прямо. Сил у самого агентства не так много. Мы слышим со всех сторон - агентство должно то, должно это… А вы посмотрите, сколько у нас людей. В нашем департаменте работает свыше 200 человек. Из них только половина - это штатные сотрудники аппарата. Тех, кто может реально принимать решения, я бы насчитал в департаменте порядка 50 человек, распределённых по разным направлениям.
В результате получается, что у нас есть, допустим, один специалист по кипящим реакторам, два по исследовательским установкам, два человека по урану, и так далее. Их квалификация очень высока. Но для серьёзных анализов нам требуется включать механизм рабочих групп или миссий, куда приглашаются внешние эксперты. Мы знаем, кто в мире чем занимается, и понимаем, кого мы можем пригласить.
Суть в том, что кадровый ресурс ограничен. Агентство, скорее всего, задействует в своих проверках многих из тех людей, кто участвует в проверках по линии других организаций.
Владимир Кузнецов: инновации и безопасность
Корректный подход к проектированию реакторных установок - мы должны принять, что авария может произойти. Если мы не будем так поступать, то мы окажемся не готовыми к аварии, когда она случится.
Весь вопрос в другом - к каким последствиям приводит авария. Что в Чернобыле, что на Фукусиме после аварии большие территории были загрязнены. Это не допустимо. И этого не хотим прежде всего мы сами. Недопустимо, чтобы эксплуатация атомной энергетики сопровождалась появлением зон, запретных для проживания человека на сотни лет.
Задача, которую мы должны ставить перед собой - исключение выбросов радиоактивности за пределы площадки или даже контейнмента, локализация активности в пределах небольших объёмов. Думаю, что здесь придётся основательно поработать, подумать, что и каким образом изменить в реакторных проектах.
Например, хорошо было бы избавиться от давления в первом контуре и всемерно снизить запасенную в реакторе потенциальную неядерную энергию.
МАГАТЭ выпустило русский текст введения в использование методологии ИНПРО
Владимир Каграманян: десять лет, которые не должны пропасть зря
Мы и так собираемся развивать быструю энергетику и замыкать топливный цикл. Мы готовы к этому, но прямо сейчас особенно острой необходимости вводить коммерческие быстрые реакторы у нас нет. Знаете, почему? Потому что у нас просто мало ОЯТ. Не Франция мы и даже не Япония, не накопилось у нас сколь-либо критического объёма облучённого топлива, чтобы начать коммерческую переработку. И поэтому, несмотря на все наши стратегические декларации, замыкать цикл мы не слишком торопимся.
А вот если к российскому ОЯТ добавить ОЯТ Украины? ОЯТ Армении, будущее ОЯТ Белоруссии или Казахстана?
Я хочу, чтобы все спокойно и без политических лозунгов подумали и вспомнили, как поступали в СССР. Станции там строились в тех местах, где есть потребители. А проблему ОЯТ как сложную проблему предполагалось решать централизованно. Поэтому Украине от советских времён досталось 15 блоков и никаких производственных мощностей для переработки.
ИНПРО: для развития энергетики нужны многонациональные центры
Если следовать минимальному из принятых сценариев, то до конца века суммарная мощность атомного парка в мире возрастёт почти в семь раз - от 370 до 2500 ГВт(эл.).
Нехватки урана эксперты ИНПРО, в отличие от некоторых более нервных своих коллег, не боятся, и их уверенность подтверждают уран-добывающие компании. Имеющиеся сегодня тепловые реакторы способны обеспечить продекларированный в минимальном сценарии рост мощностей, не переходя при этом за границу постулированного предела потребления урана.
Если с ресурсной базой для минимального сценария всё в порядке даже при условии работы в открытом ЯТЦ, то проблема ОЯТ без переработки и быстрых реакторов встанет в полной мере. Наше исследование показало, что создание необходимого количества хранилищ ОЯТ, требующихся для разомкнутой системы с такой суммарной мощностью, может быть затруднительным, отметил Битти.
Вячеслав Лысаков: транспортабельные АЭУ, или новое - это хорошо забытое старое
А вот другой вопрос. В каком состоянии будет транспортироваться реактор?
В обеих опциях, выбранных нами для экспертизы, предполагается, что реактор будет проходить предпусковую проверку на заводе-изготовителе. К чему это приводит?
Хотя чёткого однозначного определения нет, но есть толкование, что реактор, будучи единожды пущенным, считается реактором, находящимся в эксплуатации. Вне зависимости от того, остаётся ли в нём после этого топливо или нет, продолжает ли он работать или находится в заглушенном состоянии. А законодательных норм по транспортировке работающих реакторов на сегодняшний день не существует.
Наша задача состояла в том, чтобы вскрыть подобные узкие места и показать, что нужно сделать для того, чтобы дать зелёную улицу транспортабельной АЭ с целью обеспечения доступа к услугам АЭ в развивающихся странах. Поэтому предложения по продолжению работ внесены в проекты планов действий ИНПРО.
Польша стала 32-ым членом ИНПРО
Михаил Хорошев: силы у ИНПРО есть, нужна воля стран
Но есть и другая сторона медали. Некоторые проекты, которые были запущены в начале второй фазы ИНПРО, не были подхвачены странами. На первом этапе все высказывались с большим энтузиазмом, но как только речь заходила о предоставлении данных, о посылке экспертов на совещания, о взаимодействии на уровне правительственных структур, то начались пробуксовки. Из-за этого часть проектов не набрала ту динамику, какую хотелось бы.
Приведу показательный пример, прямо связанный с восточно-европейским регионом. По нему был задуман проект по истощению природных ресурсов и определению роли атомной энергетики. Им заинтересовалась большая группа стран региона, в том числе, Чешская Республика, Польша, Словакия, Венгрия, Украина. Все высказались за то, что действительно настала пора определить ту роль, ту нишу, которую мирный атом должен занять в Восточной Европе.
Работа началась, но почти сразу её ожидаемые результаты были поставлены под сомнение.
Юрий Бусурин: ИНПРО готов к следующему броску
Юрий Николаевич, какие работы в данный момент проводятся в рамках инициативы ИНПРО? Очень много приходится слышать о методологии ИНПРО…
Методология - это инструментарий, который был создан с участием более 300 экспертов из разных стран. Методология смотрит на атомную энергетику - будь то мировая, региональная или национальная - системно.
Это означает, что ИНПРО смотрит на атомную энергетику, начиная с добычи урана и кончая захоронением отходов, от момента начала проектирования ядерной установки до снятия её с эксплуатации.
Применяется комплексный подход, сверху вниз, в шести основных областях - безопасность РУ и ЯТЦ, нераспространение, экономика, защита окружающей среды, решение проблемы отходов и решение проблемы физзащиты. Получается своего рода шестимерная картина мира, где каждая страна или регион могут отыскать своё место.
Наталья Шумкова: нас очень интересуют быстрые технологии
Прямой вопрос - заинтересована ли Украина в строительстве БН?
Украина заинтересована исследовать цикл с использованием БН. Если это покажет свою состоятельность и целесообразность, то почему бы и нет? В целом понятно, что мы не можем развивать свою ядерную систему только на основании тепловых реакторов.
То есть, далее речь пойдёт о строительстве БН в Украине?
Безусловно, но после того, как технология себя покажет, точнее, после того, как мы всесторонне оценим наш ядерный топливный цикл с включением быстрых реакторов.
Спасибо! Надеемся скоро увидеть Украину среди стран с активно развивающейся быстрой программой. Вопрос на другую тему, возможно, более близкую к нам по времени. Что планирует Украина после достройки хмельницких блоков?
Если говорить о кооперации с Российской Федерацией, то речь идёт о создании нашего совместного проекта.
МАГАТЭ – цепной пёс меняет профессию
ИНПРО купается сегодня в лучах славы. О российской инициативе говорил Амано, с неё начал свой доклад Сергей Кириенко, ей посвятили отдельный стенд и конференцию с участием первых лиц агентства и российской делегации. За десять лет ИНПРО сумела убедить американцев в том, что они неправы. Ну и, конечно, создала базис для всестороннего анализа развития атомной энергетики. Базис, которым осталось теперь научиться всем пользоваться.
Громкие заявления по поводу ИНПРО в понедельник звучали из стана россиян. В докладе Сергея Кириенко прослеживается чёткая линия. Методология ИНПРО использовалась в России для оценки технологий, заложенных в инновационной ядерной ФЦП, в том числе, быстрых реакторов.
Следующий шаг, который предлагает сделать Россия - формирование международной программы многостороннего сотрудничества по разработкам и исследованиям в области быстрых реакторов.
Владимир Каграманян: продавать выгоднее без прилавка
Судьбу проекта БН-800 можно смело изучать на примере Золушки. Идеологи БРЕСТА рассматривали его как котёл, пригодный только для испытаний их топлива. На самих разработчиков натриевых реакторов он навевал скуку. За предшествующие годы они внесли в него все возможные усовершенствования, превратив его, по сути, в БН-880. Теперь, вместо того, чтобы подтягивать топливные технологии до реакторного уровня, им хотелось заниматься новыми реакторными проектами. В БН-800 разве что не тыкали пальцами, и тут такой неожиданный поворот!
Хорошо известно, что произошло дальше. На мой взгляд, соглашение о поставке двух быстрых реакторов в КНР прямо вытекает из результатов работы ИНПРО. И я хотел бы обратить внимание на следующее - сделанные в ИНПРО вложения, которые измеряются суммой порядка 10 млн долларов за весь срок существования инициативы, обернулись для нас престижным контрактом на несколько миллиардов евро.
Вы не находите, что это очень неплохой бизнес?
ИНПРО и БРЕСТ: венский мезальянс
Не стоит исключать, что Россия была бы не против видеть Иран в рядах международной кооперации по БРЕСТ. В мировой дипломатии сплошь и рядом встречаются милые шутки вроде подкладывания кнопки на стул принципиальному конкуренту - а Иран с быстрым реактором совершенно точно можно расценивать как кнопку на стул чиновникам из госдепа США.
Да вот только шутить умеют и американцы. Что мешает Соединённым Штатам попросить, например, Грузию присоединиться к работе над БРЕСТ через ИНПРО? И тогда страна, с которой недавно Россия вела боевые действия, получит право, заплатив небольшие деньги, копаться в российских технологиях!
Сказанное хорошо иллюстрирует слабости исходного российского предложения, сделанного в начале века по организации технологического сотрудничества под эгидой МАГАТЭ. БРЕСТ с пристанционным циклом создавал новую брешь в мировом режиме нераспространения.
Михаил Хорошев: основная цель ИНПРО - собрать вместе производителей и пользователей ядерных технологий
Отчёт по этому исследованию близок к завершению. Заключительное совещание по его доработке проведено в октябре. Могу сказать, что структура документа включает в себя три основных раздела - сценарный, юридический и институциональный.
Как следует из его названия, в первом разделе описываются сценарии внедрения передвижных атомных станций, даются ссылки на имеющиеся прототипы, перечисляются различные опции.
В юридическом разделе были собраны воедино все вопросы и проблемы, возникающие в связи с положениями действующего международного законодательства. Было потрачено много усилий на корректную интерпретацию международных конвенций в части их применения к передвижным станциям.
Мы постарались дать некоторые рекомендации по специальным соглашениям между странами, вовлечёнными в процесс, в том числе, по условиям транспортировки. Нужно быть реалистами и стоять на твёрдой почве - появление таких соглашений неизбежно.
Олег Годун: комментарии по исследованиям Украины в рамках проекта ИНПРО
Перед тем, как ответить на поставленные вопросы, необходимо ещё раз остановиться на тех задачах, реализовать которые предполагалось в рамках украинских национальных исследований под эгидой международной деятельности проекта INPRO.
Украина присоединилась к проекту INPRO исходя из возможности получения информационной и методологической поддержки для последующей оценки развития собственного ядерно-энергетического комплекса.
Основной задачей национальных исследований являлось освоение методологии INPRO. Разработка вариантов конфигураций ядерно-энергетических систем Украины выполнялась на основании Энергетической стратегии развития ТЭК на период до 2030 года, которая по мнению специалистов имеет существенные недостатки в части прогнозов производства/потребления электроэнергии и роста ВВП.
Вячеслав Лысаков: в МАГАТЭ рассматривается порядка 50 перспективных реакторных проектов
Индия поддержала ИНПРО
Юрий Соколов: российские внебюджетные взносы сделали ИНПРО стабильным и предсказуемым
ИНПРО приступил к анализу правовых аспектов передвижных АЭС
Михаил Хорошев: ИНПРО набрал обороты
Начнём с того, что малые и средние реакторы - это регулярная деятельность агентства, которая ведётся давно. Наработано большое количество материалов, выпущено множество отчётов, где собраны все концепции на разной стадии проработки. Но есть вещи, которые мы до сегодняшнего дня не затрагивали. В их число входит новое направление - передвижные атомные станции.
В 2009 году мы готовимся к выпуску документа, в котором будут обрисованы законодательные и институциональные вопросы внедрения передвижных атомных станций. Чтобы дать зелёный свет этой технологии, предстоит провести огромную работу.
В частности, потребуется внимательнейшим образом изучить все нюансы международного законодательства, рассмотреть законодательства отдельных государств и дать рекомендации, каким образом их следует адаптировать.
Виктор Мурогов: МАГАТЭ на пути перемен
Я как директор департамента ядерной энергии МАГАТЭ, отвечающего за проект, и как первый руководитель ИНПРО вместе с коллегами по проекту понимал, что такая предлагаемая программа приведёт ИНПРО к гибели в виду отсутствия интереса основных сторонников ИНПРО к этой, с их точки зрения, узкой и не актуальной тематике.
После острых споров мне удалось убедить руководство Минатома, что на первом этапе роль ИНПРО должна быть шире, чем простой технологический проект. Создание ИНПРО позволило в рамках МАГАТЭ организовать постоянный форум экспертов и руководителей стран-членов МАГАТЭ по принципиально важным на тот момент вопросам.
Для агентства подобный подход был чрезвычайно важен. Дело в том, что в МАГАТЭ уже длительное время господствовала контрольная тематика с разговором о полицейских функциях агентства, а научно-технологические вопросы развития ядерной энергетики, как считалось, должны решаться естественным образом промышленностью на коммерческой основе.
GNEP во многом копирует идеи ИНПРО
Американская инициатива GNEP во многом копирует известные российские ядерные инициативы, такие как ИНПРО и инициатива Владимира Путина о создании глобальной инфраструктуры атомной энергетики. Об этом электронному изданию AtomInfo.Ru заявил на условиях сохранения анонимности осведомлённый российский эксперт, близкий к этой области.
Идеи GNEP были во многом взяты из ИНПРО. Даже сама структура начального документа американской инициативы по большинству позиций совпадает с тем, что рассматривалось в ИНПРО, подчеркнул эксперт.
В GNEP имеются позитивные моменты. Так, выглядит привлекательным упоминание о глобальном энергетическом партнёрстве. Движением в правильном направлении можно назвать и ведущееся в рамках GNEP обсуждение реакторов малой и средней мощности, подходящих для нужд государств со слабыми сетями или для стран третьего мира, которые хотели бы приобщиться к атомной энергетике.
Михаил Хорошев: ИНПРО сломает стереотипы
Упор на исключительно технологические методы можно отнести к родимым пятнам времён становления проекта. Да, действительно, был такой период, когда методологию пытались выстраивать под какую-то одну концепцию. Это на первых этапах отпугнуло от проекта большое количество потенциальных участников.
Однако ИНПРО достаточно быстро сменил курс. Мы начали разрабатывать методологию с учётом всех противоречивых факторов. Мы принимаем во внимание требования экономики, экологии, ресурсообеспечения, безопасности реакторов и топливного цикла, обращения с отходами, нераспространения и инфраструктуры.
Страны поняли, что в ИНПРО идёт серьёзная работа над методологией, и стали проявлять к проекту повышенное внимание. Как я уже сказал, сейчас в проекте участвует 30 государств. В наших стенах собираются и владельцы технологий, и их будущие потребители. Это позволяет лучше понимать нужды развивающихся стран.