AtomInfo.Ru


Владимир Кузнецов: инновации и безопасность

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 21.06.2011

В МАГАТЭ проходит министерская конференция по ядерной безопасности. В кулуарах форума на вопросы электронного издания AtomInfo.Ru любезно согласился ответить российский эксперт ИНПРО Владимир Кузнецов.

Владимир Владимирович, Ваше мнение о конференции?

Это важная конференция, на которой мы постараемся получить ответ на вопрос - как будет развиваться атомная энергетика дальше. Нужно понять, что делать с имеющимися реакторами. И самое главное - как обеспечить безопасность атомной энергетики в будущем..

В программе ИНПРО мы рассматриваем предложения по безопасному развитию атомной энергетики с использованием инновационных ядерных реакторов и топливных циклов. Предполагаем, что к концу сентября или октябрю мы сможем сформулировать план наших исследований с учетом уроков тяжёлой аварии на АЭС Фукусима-1 в Японии.

Инновационные реакторы и топливные циклы, о которых много говорилось, должны стать ответом на постфукусимские вызовы. Полностью аварий они не исключат, но есть возможность добиться предотвращения, снижения либо локализации (именно в такой последовательности приоритетов) выбросов радиоактивных материалов или иных потенциально опасных материалов при авариях до такой степени, что эти риски станут сопоставимыми с имеющимися на неядерных промышленных установках аналогичного назначения.

Технологические возможности для этого есть. Как видите, есть и все предпосылки разрабатывать такие реакторы, в том числе и водоохлаждаемые. И это одно из важных направлений по которому надо продвигаться в будущем.

Ждать появления инновационных реакторов придётся долго.

Не совсем с вами согласен. В России ведутся работы в этом направлении. Прежде всего, я имею в виду концепцию, которая долго и сложно отрабатывалась, но в итоге была реализована на подводных лодках - свинцово-висмутовые реакторы. Я напомню о проекте СВБР-100 с пуском прототипного блока к 2017 году.

И в России и в мире есть заделы в разработках и по другим реакторам, другим концепциям, нужно исследовать их внимательно с точки зрения безопасности.

Не получится ли так, что инновационные реакторы исключат аварии, характерные для современных установок, но при этом добавят свои аварии, характерные уже для инновационных реакторов?

Корректный подход к проектированию реакторных установок - мы должны принять, что авария может произойти. Если мы не будем так поступать, то мы окажемся не готовыми к аварии, когда она случится.

Весь вопрос в другом - к каким последствиям приводит авария. Что в Чернобыле, что на Фукусиме после аварии большие территории были загрязнены. Это недопустимо. И этого не хотим прежде всего мы сами. Недопустимо, чтобы эксплуатация атомной энергетики сопровождалась появлением зон, запретных для проживания человека на сотни лет.

Задача, которую мы должны ставить перед собой - исключение выбросов радиоактивности за пределы площадки или даже контейнмента, локализация активности в пределах небольших объёмов. Думаю, что здесь придётся основательно поработать, подумать, что и каким образом изменить в реакторных проектах.

Например, хорошо было бы избавиться от давления в первом контуре и всемерно снизить запасенную в реакторе потенциальную неядерную энергию, в т.ч. энергию экзотермических химических реакций. Также хорошо бы иметь возможность отводить тепло от активной зоны, не прокачивая теплоноситель непосредственно через активную зону...

На что должна быть похожа идеальная тяжелая авария будущего?

Может быть, в какой-то степени на TMI-2. Несмотря на расплавление зоны, топливо осталось в реакторе, отселеления людей не понадобилось.

Надо стремиться так действовать - всеми силами и средствами обеспечивать, чтобы топливо даже в случае самой тяжёлой аварии не покидало бы корпуса, а выброс радиоактивности за пределы площадки АЭС или даже контейнмента - отсутствовал.. Это совершенно другой уровень опасности для населения. Компания - да, она понесёт финансовые потери. Но люди не пострадают.

Если удастся этого добиться, то наша отрасль сможет устойчиво развиваться. Но если мы будем повторять Чернобыль и Фукусиму каждые 25 лет, то наши перспективы останутся неясными.

Пожалуйста, несколько слов о конкретных проектах ИНПРО, касающихся безопасности АЭС.

Оценка безопасности ядерно-энергетической системы и её отдельных компонентов - ядерных реакторов, ядерных топливных циклов и обращения с отходами - является важнейшим элементом оценок ядерно-энергетических систем (NESA - Nuclear Energy System Assessment), выполняемых в ряде стран мира с использованием методологии ИНПРО.

В настоящее время такие оценки выполняют Украина, Беларусь, присупает к оценкам Казахстан, в ближайшем будущем планируют провести оценки Индонезия и Иордания, в 2012 г. - Италия. Есть интерес и со стороны ряда других стран.

Кроме того, в течение уже ряда лет выполняется проект по оценке надежности пассивных свойств безопасности одного из типов инновационных реакторов - быстрого газоохлааждаемого реактора.

Идут и проекты по разработке пассивных систем отвода остаточного тепла для реакторов различных типов.

Список исследований в областия ядерной и радиационной безопасности будет расширен. Как я уже сказал, с учётом периода времени, необходимого на осмысление первых уроков аварии на АЭС Фукусима-1, это будет сделано к сентябрю-октябрю.

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Безопасность, ИНПРО, МАГАТЭ, Интервью, Владимир Кузнецов


Другие новости:

Представители трёх атомных компаний погибли в авиакатастрофе под Петрозаводском

В числе погибших - Сергей Рыжов и Николай Трунов.

Россия и Белоруссия обсудят в Вене цену строительства АЭС

Основные параметры мы согласовали и сейчас работаем над ценовыми параметрами.

Энергетический пуск АЭС Бушер запланирован на начало августа 2011 года

Об этом сообщило иранское агентство MNA со ссылкой на чрезвычайного и полномочного посла Ирана в РФ Махмуда Резу Саджади.

Герой дня

Василий Константинов

Василий Константинов о новых предложениях ТК ТВЭЛ

Ясно, что новая модификация явно лучше, и нормальная эксплуатирующая организация должна быть в ней заинтересована.



ИНТЕРВЬЮ

Виктор Мохов

Виктор Мохов
Но последние события показали, что избыточной безопасности не бывает. Насколько оптимален проект, мы должны оценивать по масштабам катаклизмов, которые можем получить.


МНЕНИЕ

Геннадий Соловьёв

Геннадий Соловьёв
И они её раскрутили, посадили на иглу, приладили сверху магнит, чтобы не очень сильно давило на опору, поставили молекулярный насос, чтобы уменьшить трение.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100