Михаил ХОРОШЕВ - эксперт от Российской Федерации в международной координационной группе проекта ИНПРО. Работает в МАГАТЭ с 2002 года, участвовал в становлении методологии ИНПРО и в ряде совместных проектов, инициированных странами-участницами ИНПРО.
Михаил Владимирович, какие цели преследует проект ИНПРО?
Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) стартовал в агентстве после инициативы российского президента Владимира Путина. За прошедшие годы ИНПРО приобрёл международное признание. Практически ежегодно к нему присоединяется по 2-3 страны, а общее количество участников проекта составляет 30 государств.
Развитие инновационной атомной энергетики может быть эффективным и выполнимым в необходимые сроки только при международной кооперации усилий. В этой связи, я хочу подчеркнуть, что российские инициативы в этой области имеют важное политическое значение. Их последовательная и целенаправленная реализация даёт России политические и экономические выгоды, а это, в свою очередь, позволит эффективно задействовать отечественный потенциал атомной отрасли.
Цель ИНПРО заключается в развитии инновационных ядерных энергетических систем и ядерных топливных циклов. Инновационные системы и ЯТЦ позволят снизить риск распространения и решить проблему безопасного обращения с отходами. Они будут экономически выгодными и экологически безопасными.
Есть точка зрения, что проект ИНПРО предполагает решать такие проблемы, как укрепление режима нераспространения, технологическими методами, а это путь ошибочный.
Упор на исключительно технологические методы можно отнести к "родимым пятнам" времён становления проекта. Да, действительно, был такой период, когда методологию пытались выстраивать под какую-то одну концепцию. Это на первых этапах отпугнуло от проекта большое количество потенциальных участников.
Однако ИНПРО достаточно быстро сменил курс. Мы начали разрабатывать методологию с учётом всех противоречивых факторов. Мы принимаем во внимание требования экономики, экологии, ресурсообеспечения, безопасности реакторов и топливного цикла, обращения с отходами, нераспространения и инфраструктуры.
Страны поняли, что в ИНПРО идёт серьёзная работа над методологией, и стали проявлять к проекту повышенное внимание. Как я уже сказал, сейчас в проекте участвует 30 государств. В наших стенах собираются и владельцы технологий, и их будущие потребители. Это позволяет лучше понимать нужды развивающихся стран, а также находить общие точки, позволяющие государствам совместно работать над теми или иными проблемами.
Я бы сказал, что наиболее эффективно международная кооперация сейчас может быть реализована только при такой постановке задачи, как её предлагает ИНПРО.
Как показали проведенные агентством оценочные исследования (assessment studies), методология ИНПРО была востребована пользователями, а недавно опубликованное "Руководство по использованию методологии ИНПРО" было задействовано в ходе оценок и стало серьёзным подспорьем для квалифицированных экспертов.
Вы можете привести примеры конкретных применений методологии ИНПРО?
Одним из важных применений стало совместное исследование инновационной ядерно-энергетической системы, основанной на замкнутом топливном цикле с реактором на быстрых нейтронах (INS CNFC-FR). Оно было инициировано Россией и проводилось в сотрудничестве с Канадой, Китаем, Францией, Индией, Японией, Республикой Корея и Украиной в период с октября 2004 года по ноябрь 2007 года.
В ходе совместного исследования было показано, что INS CNFC-FR обладает высоким потенциалом для обеспечения устойчивости развивающейся атомной энергетики. Внедрение быстрого реактора с натриевым теплоносителем в комбинации с тепловыми реакторами позволит решить ряд насущных проблем, таких как накопление ОЯТ в некоторых странах, либо недостаток делящегося материала в других странах. В глобальной перспективе INS CNFC-FR могла бы стать ключевым элементом регионального/международного подхода к организации ЯТЦ, обеспечивающим возможность возвращения ОЯТ в страну-поставщика в качестве значимого топливного ресурса.
Другим характерным примером можно назвать Индию. В этой стране раздел методологии ИНПРО по безопасности был взят за основу при разработке национальных документов, регулирующих развитие атомной энергетики в стране в области безопасности.
Индийское национальное исследование по водород-производящей инновационной ядерной системе на всех этапах опиралось на методологию ИНПРО во всех её областях. Методология не только обеспечила структурированный комплексный подход к оценке, но и послужила "проверочным листом" (check list).
Китай отмечает, что, участвуя в проекте ИНПРО, он получил множество полезных отчетов и многому научился из опыта других стран. Китайские атомщики планируют продолжать концептуальные проработки инновационных технологий по отобранным инновационным системам в полном объёме и в соответствии с методологией ИНПРО. К этой работе в КНР подключится несколько институтов.
Украина использует методологию ИНПРО для проведения комплексной оценки своей ядерной программы. Бразилия провела исследование двух реакторов малой и средней мощности (IRIS и FBNR), по результатам которого было показано - эти реакторы обладают определённым потенциалом, позволяющим удовлетворить ряду базовых принципов методологии ИНПРО.
Что делается в рамках ИНПРО для нужд развивающихся стран?
На 50-ой и 51-ой генеральных конференциях МАГАТЭ были приняты резолюции, призывающие к определению общих предположений пользователей из развивающихся стран (Common Users' Considerations, CUC). ИНПРО организовал работу по этому направлению, и в его структуре была создана рабочая группа по CUC.
Должен признать, что группа столкнулась в ходе своей деятельности с целым рядом вопросов и противоречивых моментов, и экспертам предстоит ещё немало потрудиться над тем, чтобы добиться их полного разрешения и достижения консенсуса по окончательному документу.
Приведу один пример. В настоящее время в развивающихся странах распространено мнение о том, что единичная мощность блока 1000 МВт(эл.) является наиболее востребованным решением энергетических проблем. Между тем, глубинный анализ показывает, что важна мощность всей атомной станции, а не её единичного блока.
Та же самая мощность может набрана из ряда блоков по 300-600 МВт(эл.). Такие установки средней мощности лучше подходят к действующим сетям в большинстве развивающихся стран. Более того, государствам третьего мира будет намного спокойнее осваивать эти установки с точки зрения финансирования, восприятия технологий при строительстве и эксплуатации, подготовки кадров и так далее. Однако, в развивающихся странах знают об имеющихся на рынке и зарекомендовавщих себя реакторных установках мощностью 1000 МВт(эл.) и больше. Поэтому на вопрос "Хотели бы они иметь у себя реакторы малой и средней мощности, которые наилучшим образом отвечают местным потребностям и вписываются в имеющиеся электросети в этих странах" они не могут обозначить свою позицию, поскольку мало знают о ведущихся разработках.
Обсуждение этого и ряда других вопросов продолжается сейчас на экспертном уровне. Я надеюсь, что применение методологии ИНПРО в поддержку принятия решений по инновационным ядерно-энергетическим системам позволит переломить сложившиеся стереотипы.
Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 04.05.2008
Темы: МАГАТЭ, ИНПРО, Михаил Хорошев, Интервью