AtomInfo.Ru


Юрий Драгунов

Юрий Драгунов: из физиков в конструкторы
1 июня 2022 года Российская академия наук на общем собрании РАН избрала новых академиков и членов-корреспондентов.
В ходе тайного голосования академиком РАН по специальности Энергетика был избран видный учёный атомной отрасли, доктор технических наук, заслуженный конструктор Российской Федерации, научный руководитель космических ядерных установок АО НИКИЭТ (предприятие Госкорпорации Росатом) Ю.Г. Драгунов, внёсший значительный вклад в развитие атомной науки и техники.
В связи с этим событием Юрий Григорьевич ответил на вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru.
Спасибо за поздравления! Избрание стало оценкой и моей предыдущей деятельности, и деятельности двух ведущих конструкторских и научных организаций атомной отрасли, ОКБ Гидропресс и НИКИЭТ.

Учёные российской атомной отрасли избраны членами Российской академии наук

Юрий Драгунов: мы сохранили школу Доллежаля
В первую очередь, экспериментальные. Мы создали у себя (и это было наше принципиальное решение) стенд для испытаний на свинце.
На нём уже испытан полномасштабный макет топливной сборки. Посмотрели, как идёт формирование окисной плёнки, другие важные моменты. Конструкторы, которые пишут инструкции по эксплуатации, должны понимать, как работать со свинцовым теплоносителем.
Следующий узел, который требуется испытать - ГЦН. Главный циркуляционный насос относится к уникальным изделиям, и он в обязательном порядке должен быть отработан на стенде. Как минимум один натурный насос обязан быть испытан. То есть, потребуется создать стенд для испытаний и полномасштабный ГЦН.
То же самое верно и для парогенератора. На моделях мы его уже проверяли. Но для парогенератора особенно важную проблему составляет вибрация, поэтому необходимо создать стенд.

Генконструктором НИКИЭТ станет Юрий Драгунов
14 марта 2017 года директор-генеральный конструктор АО НИКИЭТ Юрий Григорьевич Драгунов покидает свой пост. С 15 марта 2017 года Юрий Григорьевич приступает к работе в должности генерального конструктора АО НИКИЭТ.
Об этом электронному изданию AtomInfo.Ru сообщили в АО НИКИЭТ.
Юрий Григорьевич Драгунов - доктор технических наук, профессор, член- корреспондент РАН, известен в России и за рубежом как крупный специалист в области создания АЭС с реакторами ВВЭР и установок с жидкометаллическим теплоносителем.
Ю.Г.Драгунов родился 18 ноября 1942 года в д. Ново-Соловьево, Можайского района Московской области.
После окончания в 1966 году физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова получил распределение в ОКБ Гидропресс.

Юрий Драгунов: интерес к нашим работам большой
Выставка интересная. Мы традиционно в ней участвуем. Наш павильон на выставке обновляется с каждым годом, мы стараемся продемонстрировать все основные направления наших работ.
Могу добавить, что интерес у гостей форума к нашим экспонатам большой.
Как вы можете видеть, в этом году мы представляем проект МБИР, по которому мы работаем совместно с ФЭИ и другими предприятиями Росатома. Наш институт выступает в качестве главного конструктора.
В каком состоянии сейчас проектная документация по МБИР?
Технический проект реакторной установки можно считать практически завершённым. Остались некоторые моменты, в том числе, связанные с топливом, по которым мы сейчас работаем.
По направлению исследовательских реакторов у нас буквально на днях произошло очень радостное событие.

Юрий Драгунов: есть возможности для сотрудничества
Можно и нужно гордиться тем, что у нас есть такая конструкторская организация как ОКБ ГИДРОПРЕСС, обладающая высоким потенциалом.
В Гидропрессе создана настоящая научная школа, а опубликованные труды по основным аспектам направления ВВЭР (13 или 14 больших томов) стали настольными книгами для работников отрасли и студентов.
У НИКИЭТ и ОКБ ГИДРОПРЕСС есть огромные возможности для нового сотрудничества. Одна из таких тематик - системы контроля и управления. В реакторах РБМК это сложные и уникальные системы, выполненные на мировом уровне. Думаю, что есть возможность внедрения этих систем и в проекты ВВЭР.
Консолидация лучших сил на ключевых направлениях будет, на мой взгляд, крайне полезной для атомной отрасли России.

Юрий Драгунов награждён государственной наградой Российской Федерации

Юрий Драгунов: наши подходы комплексные
Моё мнение, что специально тянуть блоки до какого-то назначенного срока не надо. Более того, так поступать просто нельзя.
В каждой конкретной ситуации необходимо выполнять обоснования и доказывать, что уровень безопасности блока на данный момент времени как минимум не хуже, чем в начальном состоянии, а также соответствует современным требованиям. И из этого уже и исходить.
Но назначать тот или иной продлённый срок службы волюнтаристскими методами ни в коем случае нельзя.
Конечно, во всех блоках с ВВЭР были исходно заложены большие запасы. Вы видите, что эти блоки успешно продлеваются, решается задача по повышению мощности. Это нормальный процесс, проходящий практически во всех странах, где работают ВВЭР.
Но я подчёркиваю - нельзя просто так назначать волевым усилием срок службы, до которого блоки можно будет дотягивать. Нет, только индивидуальные решения для каждого блока по отдельности!

Юрий Драгунов: нам помогла инженерная интуиция
Не совсем так. В документах, в том числе, договорах, записано - 70% мощности в течение не менее трёх лет.
Вопрос состоит в том, сколько всего ячеек понадобится обработать. На первом этапе их число было ограниченным. Мы предполагали, что в ППР- 2014, возможно, придётся обработать порядка полусотни ячеек.
Однако результаты выполненного контроля показали, что в этом году дополнительный ремонт делать не надо. 17 августа, после получения решения Ростехнадзора, энергоблок включён в сеть.
Ещё раз подчеркну - самое главное, что найден способ, метод. Показано, что это можно сделать и что это даёт эффект. Дальше вопрос будет только в количестве обрабатываемых колонн и времени на эту операцию.
Кстати о времени. На сам процесс разрезки колонны его уходит немного. Время тратится на подготовку и измерения.

Юрий Драгунов: у Украины огромный потенциал в области ядерной энергетики
В настоящее время энергоблоки с реакторами РБМК первого поколения по уровню безопасности соответствуют уровню западных блоков аналогичных годов постройки. И Россия право их эксплуатации доказала.
В Украине не получилось (или не захотелось). Это уже политика, а я политикой не занимаюсь.
Атомная отрасль максимально извлекла уроки из чернобыльской аварии. Если говорить конкретно про наш институт - НИКИЭТ - то мы особое внимание уделили внедрению комплексной системы управления и защиты на энергоблоках с реакторами типа РБМК, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора.
Сегодня на всех АЭС с РБМК - на Ленинградской станции, на Курской станции, на первом и втором блоке Смоленской - внедрены новые системы управления, которые позволяют оператору быть спокойным и уверенным, что любое отклонение в режиме, любое отклонение в мощности отдельных сборок будет компенсировано.

Исполнилось 70 лет Юрию Драгунову
18 ноября 2012 года Директору-Генеральному конструктору ОАО НИКИЭТ, доктору технических наук, профессору, члену-корреспонденту РАН, заведующему кафедрой Ядерные реакторы и установки МГТУ им. Н.Э. Баумана Юрию Григорьевичу Драгунову исполнилось 70 лет.
Вся трудовая деятельность Юрия Григорьевича неразрывно связана с атомной наукой и техникой. Юрий Григорьевич внес большой личный вклад в развитие атомной энергетики у нас в стране и в целом ряде зарубежных стран. Замечательные страницы в истории создания и обеспечения безопасной эксплуатации АЭС в России, Болгарии, Венгрии, Германии, Индии, Китае, Словакии, Украине, Финляндии, Чехии связаны с именем Юрия Григорьевича Драгунова.
В настоящее время Юрий Григорьевич Драгунов возглавляет один из крупнейших в России ядерных конструкторских и научно-исследовательских центров, специализирующихся на реакторных технологиях.

Юрий Драгунов: заказчики есть всегда
Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что ситуации, близкие к сегодняшнему положению на РБМК, были в истории атомной энергетики. Вспомним хотя бы радиационное охрупчивание корпусов реакторов ВВЭР- 440. Тогда мы были на грани остановки всех (!!!) энергоблоков. На уровне правительства вопрос обсуждался.
Тогда разобраться с ситуацией было поручено главному конструктору. Он в координации со всеми участниками работ подготовил мероприятия, которые были реализованы. Мне было поручено подготовить документ по плану мероприятий, я докладывал его странам Восточной Европы. План был реализован. После этого была отработана технология отжига, которая в итоге обеспечила не только проектный ресурс, но и позволила продлевать сроки эксплуатации блоков с ВВЭР-440.
Другая схожая по размаху проблема из нашей истории - парогенераторы ВВЭР-1000. Тоже ведь все блоки были на грани остановки. Но комплексно проблемой занималась организация - Главный конструктор.

Юрий Драгунов: космическая энергетика вернет РФ достойное место в освоении космоса
Как вы оцениваете ситуацию вокруг блоков РБМК и в частности обсуждение того, что будет к примеру с первым энергоблоком Ленинградской АЭС, судьба которого пока еще не определена.
Меня беспокоит не судьба первого блока, а то, что за этим. Мы говорим - не надо форсировать ввод в эксплуатацию первого блока. Нужно использовать его как натурную экспериментальную базу для проверки решений для остальных блоков, для реального управления ресурсом. Во избежание потери генерирующих мощностей первого поколения РБМК главная наша задача сегодня - отработать технологии по минимизации эффекта искривления, который обнаружен особенно ярко на первом блоке ЛАЭС. Поэтому задача сегодня использовать первый блок, чтобы обеспечить запланированные сроки эксплуатации АЭС с реакторами РБМК.
Как вы относитесь к нитридному топливу и мокс-топливу?
Для БРЕСТа мы рассматриваем нитридное топливо. Однако в целом для других установок у меня нет такой категоричной позиции.

Первый энергоблок Ленинградской АЭС может стать экспериментальной базой - НИКИЭТ

Технический проект реактора МБИР будет готов в 2013 году - глава НИКИЭТ

Первую часть техпроекта ядерного двигателя для космического корабля завершат в этом году

Юрий Драгунов: проблемы, которые обозначило цунами в Японии, гораздо глубже, чем частный вопрос энергоснабжения

Мифы и реальности вертикальных парогенераторов для ВВЭР
Развитие российской технологии ВВЭР продолжается. Планируемый переход на проекты ВВЭР-1200 стал хорошим поводом для того, чтобы вновь обратиться к принятым в начале пути принципиальным решениям и проанализировать возможные альтернативы.
Не стали исключением и парогенераторы. В докладе, представленном в Торонто, рассмотрены последствия от гипотетического применения вертикальных ПГ в перспективных проектах на основе разработок ОКБ Гидропресс для АЭС с ВВЭР.
Прежде всего, следует отметить, что разработки вертикальных ПГ проводятся в Подольске, начиная с 60-ых годов. Специалисты ОКБ Гидропресс занимаются поисками такой конструкции, которая позволила бы использовать преимущества горизонтальных ПГ с одновременным устранением недостатков, присущих традиционным вертикальным ПГ.
Но наличие проекта - не единственное из того, что потребуется сделать до внедрения новой концепции в жизнь.

Юрий Драгунов: НИКИЭТ принадлежит ведущая роль по многим проектам инновационной ФЦП

Назначен новый директор ОАО НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля
Решением единственного акционера в лице ОАО Атомэнергопром на должность директора ОАО НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля назначен Юрий Драгунов.
До настоящего времени Ю. Драгунов занимал должность советника директора ОАО Атомэнергопром, а ранее директора - генерального конструктора ОАО ОКБ Гидропрес.
Данное кадровое решение проведено в рамках реализации стратегии по развитию и расширению сферы деятельности ОАО НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля.
В частности, предприятие будет активно развивать работы по созданию новых ядерных энергетических установок (в том числе, изотопных и исследовательских реакторов) и повышению эффективности действующих. Кроме того, перед НИКИЭТ поставлена задача по выполнению функций головной организации и координатора работ по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности при выводе из эксплуатации и утилизации гражданских и военных ядерных объектов и установок.

Драгунов Юрий Григорьевич назначен на должность первого заместителя генерального директора ОАО ОМЗ

Драгунов Юрий Григорьевич назначен на должность заместителя генерального директора ОАО ОМЗ по инжинирингу

Юрий Драгунов: наша задача - не допустить исчезновения направления
Наши достижения по свинцу-висмуту, без преувеличения, можно назвать огромными. Наши учёные, конструктора, технологи и машиностроители обогнали время на 50 лет. Свинцово-висмутовые установки показали свою жизненность. Я очень рад тому, что сегодня к ним проявляется большой интерес и в мире, и в России.
Потенциал у нас ещё есть. Но, как правильно говорилось на конференции, очень важно сегодня сохранить накопленный опыт и знания, и очень важно передать их молодёжи.
В ОКБ Гидропресс молодёжь готова работать и давно ждёт импульса.
Наша главная задача - не допустить исчезновения свинцово-висмутового направления. Поэтому очень важно, что к нему поворачивается наша промышленность, есть понимание, что дефицит энергетики неизбежен, и что атомные блоки мощностью 300-400 МВт(эл.) наиболее безопасно можно построить именно на основе технологии свинца-висмута.

Герой дня

Владимир Троянов: беседа на полях Нейтроники

Владимир Троянов: беседа на полях Нейтроники

После того, как выделение младших актинидов начнётся в России в промышленных масштабах, их накапливаемое количество превзойдёт любые, самые фантастические потребности как космонавтов, так и других возможных потребителей ритэгов на 238Pu и другой продукции, которые мы могли бы производить, используя миноры как сырьё.



ИНТЕРВЬЮ

Элина Дзугкоева

Элина Дзугкоева
Это мой первый опыт участия в "Нейтронике". Я пришла на работу в ГНЦ РФ - ФЭИ в 2019 году, как раз после завершения предыдущей конференции. Потом два года "Нейтронику" не проводили из-за коронавирусных ограничений.


МНЕНИЕ

Юлия Метелева

Юлия Метелева
Откуда брать результаты экспериментов для создания тестовых задач? Из архивных данных, в первую очередь. Поэтому, для разработки первой серии таких тестов выбраны результаты физического пуска реактора ИВВ-2М после глубокой модернизации, завершившейся в 1976 году.


Поиск по сайту: