AtomInfo.Ru


Комментарии со слушаний в Сосновом Бору по МОЛ для строящихся блоков ЛАЭС

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 29.01.2016

Общественные слушания по материалам обоснования лицензии (МОЛ) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (эксплуатация строящихся энергоблоков №1 и №2 Ленинградской АЭС) признаны состоявшимися.

При их подготовке и проведении соблюдены все требования федерального законодательства.

Об этом 28 января 2016 года сообщил Юрий Андреев, ведущий общественных слушаний, первый заместитель председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу правительства Ленинградской области.

Дмитрий Пуляевский, глава Сосновоборского ГО по вопросу строительства и ввода в эксплуатацию энергоблоков замещающих мощностей Ленинградской АЭС:

"Сосновый Бор, самый молодой город Северо-Запада, ещё именуют и атомградом. Это не случайно - он вырос на берегу Финского залива как город-спутник Ленинградской атомной электростанции. И вот уже более сорока лет идет нога в ногу с атомной отраслью.

Сегодня мы по-прежнему связываем свои планы и надежды с развитием атомной энергетики.

С полным правом можно сказать, что президентская программа развития атомной энергетики в России стартовала в Сосновом Бору. Здесь строятся энергоблоки нового поколения.

Это задача ключевая не только для города и области, но и всего региона, поскольку ЛАЭС вырабатывает до 35% электроэнергии, потребляемой на Северо-Западе России, и является энергетической базой всей Ленинградской области.

Органы местного самоуправления играют самую активную роль в решении этой задачи, потому что ЛАЭС - одно из самых крупных градообразующих предприятий Соснового Бора. Достаточно взглянуть на цифры: 98,8 процента инвестиций в экономику городского округа составляют инвестиции в ЛАЭС. 22% сосновоборцев работают на станции. Около 23% налоговых доходов в городскую казну дает ЛАЭС.

Поэтому концепция социально-экономического развития муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области до 2020 года определяет в качестве основного направления развития города на ближайшие десятилетия его развитие как города-атомграда.

А потому политика городской власти будет направлена на решение на областном, федеральном и муниципальном уровнях вопросов, связанных со строительством новых блоков Ленинградской атомной электростанции.

Это необходимо не только для обеспечения устойчивого развития экономики города, формирования системы эффективного взаимодействия администрации и научно-производственного комплекса города с министерствами, ведомствами, правительством Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а также инвестиционными институтами для реализации мероприятий по сохранению и развитию научно-технического потенциала.

Город заинтересован в строительстве замещающих мощностей станции ещё и потому, что возведение новых блоков имеет важную социальную составляющую для Соснового Бора: мы в итоге надеемся получить магистральный водопровод, который обеспечит водоснабжение города из закрытого источника.

Надеемся мы и на решение вопроса теплоснабжения - Сосновый Бор традиционно и технологически всегда обеспечивался отработанным теплом с атомной станции. Уверен: так оно будет и с вводом в эксплуатацию новых энергоблоков ЛАЭС.

Объездная дорога, которую город получит с вводом в строй замещающих мощностей, позволит разгрузить транспортный поток в городе, приблизиться к решению вопроса строительства новой дороги, планируемой к использованию и как ещё один путь эвакуации населения на случай ЧС, и как автодорога общего назначения.

Благодаря вводу в эксплуатацию новых блоков Ленинградской станции у нас появляется возможность не только сохранить, но и поднять научный потенциал Соснового Бора, что в свою очередь позволит городу претендовать на получение статуса наукограда Российской Федерации.

Таким образом, комплекс имеющихся в городе ресурсов и факторов развития в городе атомной отрасли даёт нам чёткие гарантии и перспективы развития Соснового Бора".

Михаил Пресман, начальник группы проектирования градирен АО "Атомпроект":

"При проектировании наша задача заключалась в том, чтобы свести до минимума вынос капель из градирен.

В первую очередь капли образуются в системе водораспределения, на разбрызгивающих устройствах. Размеры и количество капель определяются конструктивными особенностями разбрызгивающих устройств.

В системе водораспределения градирен ЛАЭС-2 предусмотрено разбрызгивание вниз. При такой схеме напор на соплах разбрызгивающих устройств, достаточный для эффективной работы градирен, составляет 1 метр. Для сравнения: на градирнях Калининской АЭС - система верхнего разбрызгивания, необходимый напор на соплах - полтора метра.

Капельный вынос из градирен пропорционален напору на соплах, то есть, уменьшая напор, мы уменьшаем капельный вынос. Именно это и сделали при разработке проекта градирен ЛАЭС-2.

Оросительные устройства - основной элемент градирен, отвечающий за их охлаждающую способность. Наши оросители двух типов: плёночные и капельно-плёночные.

Попадая на капельно-плёночный ороситель, вода разбивается на дополнительное количество мелких капель, с которых и происходит охлаждение воды. Эти дополнительные капли могут подхватываться восходящим потоком воздуха и покидать градирню.

Попадая на плёночный ороситель, вода растекается по нему тонкой плёнкой, с поверхности которой и происходит охлаждение воды.

На градирнях ЛАЭС-2 будет установлен плёночный ороситель, который не допускает образования дополнительных капель. И этот ороситель разработан специально для работы градирни на морской воде.

Ещё один конструктивный элемент - водоуловительные устройства. Они отвечают за безопасность работы градирен для окружающей среды.

На градирнях ЛАЭС-2 будет применено специальное водоуловительное устройство, которое обеспечивает потери - не более 0,001% от расхода циркуляционной воды. Для сравнения: в конкурсной документации на проектирование градирен для Белорусской и Нижегородской атомных станций в требовании к конструкции водоуловителя говорится, что потери не должны превышать 0,002%. У нас, на градирнях ЛАЭС-2, этот показатель в два раза более жёсткий".

Владимир Поцяпун, депутат, член комитета Государственной Думы по энергетике:

"Наша страна напрямую заинтересована в надёжной и безопасной работе АЭС. Проект "АЭС-2006" - это типовой проект российской атомной станции нового поколения, который отличается не только улучшенными технико-экономическими показателями энергоблоков, но и высочайшими требованиями к их безопасной и надёжной работе.

Примером эффективной реализации этих задач, как раз и является сооружение новых энергоблоков Ленинградской АЭС - самых мощных и современных на сегодняшний день в России.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня к одной из самых грандиозных строительных площадок области приковано внимание представителей и российской, и международной общественности. Именно этот проект Россия продаёт за рубеж, свидетельством чему новые соглашения и договора между Египтом, Бангладеш, Вьетнамом, Ираном, Индией, Республикой Беларусь. С участием российских специалистов не так давно началось строительство АЭС "Ханхикиви" в Финляндии.

Атомная отрасль стала сегодня одной из перспективных в мире. На наших специалистах лежит огромная ответственность. Строящиеся блоки ЛАЭС по сути - лицо Росатома. Оттого насколько эффективно и безопасно будут вестись здесь работы, напрямую зависит бизнес-имидж нашей страны на международной атомной арене.

Большая ответственность лежит и на жителях города Сосновый Бор, ведь именно благодаря их поддержке и заинтересованности в будущем города и их семей вообще стало возможным возведение в Сосновом Бору замещающих мощностей.

Строительство новых энергоблоков позволит не только сохранить прежний уровень производства электрической и тепловой энергии, в том числе и для поэтапного замещения действующих мощностей первой очереди Ленинградской АЭС при исчерпании их эксплуатационного ресурса, но и обеспечит выработку дополнительной электроэнергии в объёме не менее 32,8 миллиардов кВт×ч в год (на четыре энергоблока), что также будет способствовать устойчивому социальному и промышленному развитию региона".

Валентин Олейник - ветеран ЛАЭС, бывший начальник отдела охраны окружающей среды Ленинградской АЭС:

"Башенные испарительные градирни, построенные по проектам СПбАЭП, эксплуатируются на Калининской и Нововоронежской АЭС России, на Ровенской и Запорожской АЭС Украины, на Армянской АЭС.

Проект градирен Ленинградской АЭС-2 уникален для нашей страны, потому что эти градирни должны работать на морской воде. Таких у нас пока нет. Есть за рубежом - с ними работают десятки блоков атомных станций различных мощностей во многих странах.

По имеющимся сведениям, в 1975 году фирмы "Экодайн" (США) и "Исикавадзима харима" (Япония) исследовали опыт строительства и эксплуатации приморских градирен в Сингапуре и в Великобритании. Исследователи сделали выводы, что применение градирен с использованием морской воды целесообразно как с технической точки зрения, так и с экономической, и допустимо с точки зрения защиты окружающей среды.

Также специалисты ЛАЭС сделали предварительную оценку влияния градирен на окружающую среду. Проектная величина поступления в атмосферу дополнительной влаги (пара) составляет 6% от естественного испарения с прибрежной зоны Финского залива в районе расположения проектируемых объектов, что приведёт к увеличению относительной влажности в окрестностях градирен на 2-3% при среднестатистических величинах от 60% летом до 85% зимой.

Вероятность туманов, когда влажность составляет более 95%, в прилегающей к градирням местности может составить 5%, около 18 дней с ноября по февраль, что совпадает с повторяемостью туманов для этой местности - 5,2% для холодного периода года.

В результате температурных колебаний возможно образование кристаллической изморози, о негативном воздействии которой на природные объекты сведений нет".

Юрий Андреев, первый заместитель председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области:

"Площадка сооружения новых энергоблоков Ленинградской АЭС - один из самых важных объектов Ленинградской области. Мы заинтересованы в том, чтобы пуски энергоблоков №1 и №2 состоялись в директивные сроки.

Во-первых, в регионе реализуется целый ряд крупных инвестиционных проектов, которые потребуют значительного энергопотребления. Без ввода новых мощностей, гарантирующих производство дешёвой электроэнергии, эти проекты могут быть "заморожены", а новые - так и остаться на бумаге.

Во-вторых, мы не можем допустить ухудшения социально-экономической ситуации в Сосновом Бору: нельзя оставить тысячи высококлассных специалистов-атомщиков без работы, а бюджет города - без столь значимых для него источников дохода.

Доля предприятий атомной энергетики в собственных доходах бюджета города Сосновый Бор составляет более 30%. Эти средства идут на расходы, связанные с жизнеобеспечением людей: финансирование муниципального дорожного строительства, содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, озеленение, освещение и т.д.

Комитет по топливно-энергетическому комплексу правительства Ленинградской области, который я представляю, ведёт постоянный мониторинг хода сооружения новых энергоблоков. Мы проводим оперативные штабы, отслеживаем сроки и качество поставки оборудования, участвуем во всех общественных слушаниях, проходивших в период с 2007 по 2015 годы.

Сегодня проходит завершающий этап общественных обсуждений первой очереди строящейся АЭС - материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первого и второго энергоблоков.

Я досконально изучил эти материалы и хочу отметить, что проектная организация учла большинство замечаний и предложений, высказанных представителями общественных и экологических организаций, гражданами города Сосновый Бор, специалистами в области эксплуатации АЭС, и доработала проект.

Считаю, что инновационные технические решения, заложенные в нём, обеспечат надёжную и безопасную работу атомной станции, и полностью исключат негативное воздействие на население и окружающую среду".

Андрей Фролов, начальник лаборатории АО "Атомпроект":

"Проект ЛАЭС-2 является эволюционным проектом поколения III+, в котором реализованы самые современные активные и пассивные системы безопасности. Проект отвечает не только всем требованиям российских нормативов, что подтверждено многочисленными экспертизами, но и наиболее жёстким современным международным рекомендациям, учитывающим уроки АЭС "Фукусима".

Выполненные в проекте детальные анализы и исследования подтверждают, что эксплуатация ЛАЭС-2 является экологически безопасной для населения и окружающей среды. Последствия возможных аварий минимизированы техническими решениями до уровней, не требующих каких-либо защитных мер для населения.

Высокие показатели безопасности ЛАЭС-2 подтверждает тот факт, что данный проект выбран в качестве аналога для строительства АЭС "Ханхикиви" в Финляндии, "Пакш-2" в Венгрии, "Эль-Дабаа" в Египте и рассматривается ещё рядом стран, планирующих строительство новых АЭС".

Ключевые слова: Ленинградская АЭС, Мнения


Другие новости:

БН-800 впервые вышел на 50%

Далее - этап ОПЭ.

Росатом: основной этап строительства Курской АЭС-2 начнётся в 2016 году

Работы начнутся в этом году, но, возможно, будут вестись не с той скоростью, как планировалось.

Скончался гендиректор ВНИИНМ Валентин Иванов

На 75-ом году жизни скончался Валентин Борисович Иванов.


Герой дня

Сергей Сорокин: 70 лет ОКБ ГИДРОПРЕСС

Сергей Сорокин: 70 лет ОКБ ГИДРОПРЕСС

Здание, точнее, комплекс зданий, который сейчас во всём мире знают как ОКБ "ГИДРОПРЕСС", было построено намного позже, в 60-ые годы. А первоначально мы находились на территории машиностроительного завода имени Орджоникидзе, нынешнего "ЗиО-Подольск".



ИНТЕРВЬЮ

Юрий Драгунов

Юрий Драгунов
У НИКИЭТ и ОКБ "ГИДРОПРЕСС" есть огромные возможности для нового сотрудничества. Одна из таких тематик - системы контроля и управления. В реакторах РБМК это сложные и уникальные системы, выполненные на мировом уровне.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Несмотря на сложное положение в экономике России и Белоруссии, здесь работы не прекращаются. По ночам зарево от прожекторов заливает окружающую местность, к чему не могут привыкнуть местные жители - всегда этот хуторской край считался медвежьим углом.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100