AtomInfo.Ru


Сергей Кондратьев: причин для выбора Венгрией российского проекта было несколько

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 19.01.2014

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов":

"Причин для выбора Венгрией российского проекта, на мой взгляд, было несколько.

Самая, пожалуй, основная заключается в том, что АЭС "Пакш", построенная советскими тогда ещё специалистами, работает уже более четверти века. Этот срок является одной из лучших гарантий качества. Венгрия неспроста решила продолжать сотрудничество с нашими подрядчиками.

Вторая причина состоит в том, что Россия предлагает достаточно привлекательные финансовые условия (предоставление долгосрочного кредитования).

Кроме того, 3 млрд из предоставляемых 10 млрд евро придутся на заказы венгерских компаний, что позволит создать в стране несколько тысяч рабочих мест. Думаю, именно эти три момента были существенными в процессе выбора для венгерских властей.

Помимо этого есть ещё и общеевропейская тенденция. На территории Европы в последние 10 лет шло серьезное соревнование между российским проектом и дизайном атомных станций и европейским, выполняемым "Аревой". У "Аревы" первое время были действительно серьёзные успехи, потому что помимо строительства во французском Фламанвилле им удалось выиграть тендер на строительство атомной станции "Олкилуото" в Финляндии.

Но сам процесс строительства шёл не очень гладко - были задержки по времени, перерасход средств. Это повлияло на многие правительства и национальные энергетические компании в принятии решений по вопросам развития атомной генерации. Подтверждение этому мы получили в конце прошлого года в Финляндии, когда была выбрана Россия в качестве партнёра для строительства нового энергоблока. И ещё одно - теперь уже от Венгрии.

Росатом приходит со своим предложением туда, где власти страны уже приняли решение строить атомные мощности, то есть выбор типа генерации уже произошёл. И если в качестве поставщика технологии не выберут Росатом, то это будут те же атомные компании, но из других стран, и потеря потенциальных заказов для нашей экономики.

И ведь зарубежные технологии сильно от наших не отличаются - Россия входит в тройку лидеров, но преимущество наших отечественных проектов в том, что они регулярно осуществляются на практике. Плюс те решения, которые предлагает Росатом, дешевле, чем предлагают конкуренты, и при этом не хуже по качеству.

Напомню, что в атомной отрасли проекты реализуются долго. Стандартный срок сооружения АЭС 60 месяцев, но он часто нарушается. Это приводит к омертвлению капиталовложений, когда блок почти достроен, но по каким-то причинам не вводится в эксплуатацию и соответственно не приносит прибыли. Это приводит к серьёзным убыткам для генерирующих компаний.

Опыт же Росатома показывает, что российской компании удается на практике выходить на сроки, которые требует заказчик и стоящие в договоре, а не просто декларировать на словах свои намерения. У конкурентов Росатома соблюдение сроков получается не всегда. Я думаю, что во многом это связано не с вопросами организации работы, а с практикой - Росатом строит чаще и больше, все производственные процессы отлажены, что облегчает работу.

Сейчас Росатом придерживается политики предоставления заказчику максимально экономичных решений точно в срок, которые при этом отвечают всем требованиям безопасности. Думаю, венгры долго следили за реализацией проектов Росатома, их сроками и принимали решение после тщательного анализа.

Сыграл тут свою роль и тот факт, что технология венгерским специалистам знакома на практике. Хотя примеры совмещения в одной АЭС разных технологий есть - вспомним Чехию, где после развала СССР американцы попытались внедрить свои технологии, и к чему это привело.

У Венгрии нареканий ни к советскому оборудованию, ни к российскому проекту не было, и менять коня на переправе в таком случае поводов нет. При разнородном оборудовании на одном объекте сложнее добиться масштабной синергии, чем если все выполнено по одной технологии. Плюс выбор венграми России позволяет им сэкономить в плане эксплуатационных расходов при подготовке к строительству".

Напомним, 14 января 2014 года в Ново-Огареве в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана состоялось подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. От имени правительства России документ подписал генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, от имени правительства Венгрии - министр национального развития Жужанна Немет. Согласно документу, на АЭС "Пакш" будет построено два энергоблока ВВЭР большой мощности. Также российские компании будут поставлять для этих энергоблоков ядерное топливо и сервисные услуги.

Кроме того, на полях российско-венгерского саммита руководителями компаний "Русатом Оверсиз" с российской стороны и компаний "MVM" и "Paks-2" с венгерской стороны были подписаны "Основные условия сооружения энергоблоков АЭС", "Основные условия топливообеспечения энергоблоков АЭС" и "Основные условия предоставления услуг по сервису энергоблоков АЭС". Согласно этим документам, по утвержденному сторонами графику в 2014 году должны быть разработаны и подписаны контракты, необходимые для перевода проекта расширения АЭС "Пакш" в активную фазу реализации.

Ключевые слова: АЭС Пакш, Мнения


Другие новости:

Физпуск второго блока АЭС "Куданкулам" в Индии состоится в мае или июне - СМИ

Подключение к сети - в сентябре.

"Westinghouse" не верит в отмену тендера на Темелине

Когда тендер начинался, CFD не было.

Математик рассчитал стратегию поиска убежища при ядерном взрыве

До надёжного убежища нужно добраться за пять минут.


Герой дня

Памяти О.Д.Казачковского

Памяти О.Д.Казачковского

10 января 2014 года ушёл из жизни Олег Дмитриевич Казачковский - последний представитель славной плеяды тех, кто в конце 1940-ых годов стоял у истоков создания Лаборатории "В", носящей ныне название Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт.



ИНТЕРВЬЮ

Бедржих Гержмански

Бедржих Гержмански
Чётко определить, какой безопаснее, не могут даже специалисты. В системе оценки в CEZ работает сто человек. Есть 2000 критериев к проекту. Каждый критерий оценивает группа учёных: выполнен ли он или нет, при этом критерии основаны на требованиях европейских атомных компаний.


МНЕНИЕ

Валерий Дроздов

Валерий Дроздов
Размышляя над этим по прошествию стольких лет, я стал предполагать, что, по всей вероятности, в то время так работала система отбора и расстановки кадров, о необходимости возвращения к которой недавно говорил глава администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100