Кирилл Поляков о системе закупок Росатома Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 28.04.2014 В 2013 году госкорпорация "Росатом" сэкономила 22 млрд рублей на конкурентных закупках за счёт разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора, заявил в ходе круглого стола "Корпоративные закупки. Что принёс 223-ФЗ?" на форуме-выставке "Госзаказ-2014" директор департамента методологии и организации закупок ГК "Росатом" Роман Зимонас. По его словам, ещё 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счёт дополнительной проверки начальных максимальных цен. Общий экономический эффект от закупок в атомной отрасли достиг 25,7 млрд рублей. Общий объём экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах). Кирилл Поляков, коммерческий директор электронной торговой площадки АКД: "Закупочную деятельность Росатома, я бы оценил на 80 из 100. И это очень хороший показатель. Во-первых, есть куда расти, и, во-вторых, не будем забывать, что речь идёт о госкомпании, которая лидирует по соотношению размера бизнеса и прозрачности закупок. Столь крупная госкорпорация сейчас проводит 99% своих закупок в электронной форме. Это достойно восхищения и отражается в различных рейтингах, а в её состав, напомню, входят около 400 предприятий, которые регламентируют свои закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ и положением о закупках Росатома - Единым отраслевым стандартом закупок. Эксперт РА вместе с Национальной ассоциацией институтов закупок проводил исследование, и Росатом со своей прозрачной и эффективной системой закупок занял в рейтинге первое место. Все аспекты закупочной деятельности Росатома, вкупе с постоянным совершенствованием системы закупок, дают весьма продуктивный эффект. В новой редакции ЕОСЗ Росатома несколько сотен нововведений - это значит, что работа велась долго и кропотливо, и она повлечёт за собой изменения на электронных площадках. То есть закупочная отрасль в Госкорпорации "Росатом" не только работает, но и совершенствуется. ЕОСЗ - основательный документ, который был разработан и постоянно совершенствуется ведущими экспертами и специалистами в этой области. Это сложная работа, так как одновременно надо учитывать потребности и особенности работы всех предприятий, входящих в состав Росатома. Я бы посоветовал заказчикам и в других отраслях перенять этот опыт. Создание положения о закупке и его внедрение в любой крупной компании - это очень важный и нужный шаг. Раньше, когда закупки Росатома были не упорядочены, и единых правил для предприятий не существовало, это существенно осложняло жизнь поставщикам. Переход на электронные торги - это тоже смелый, но необходимый шаг со стороны Росатома. Очень сложно перевести большинство закупок в электронную форму - нужно очень много времени, чтобы подвести закупки под нормативно-правовую базу. Мировая практика складывается таким образом: прямыми закупками узкоспециальной продукции занимаются сами заказчики, которые точно знают все необходимые характеристики. А вот непрямые закупки (канцелярские товары, оргтехника, спецодежда и т.д.) зачастую передают на аутсорсинг или на площадку электронных торгов. Росатом пошёл дальше и многие свои сложные прямые закупки тоже стал проводить на электронных площадках. За последний год рынок этот ощутимо подрос - на этих площадках стало много и поставщиков, и заказчиков. Этот опыт тоже я бы посоветовал у Росатома перенять другим компаниям. Как и решение по выбору трёх независимых площадок - все они не входят в структуру госкорпорации, что обеспечивает дополнительную прозрачность. Все три нацелены на эффективную работу и максимальную результативность. Такая конкуренция всегда стимулирует на продуктивную работу, в том числе и по организации функционала и его доступности как для заказчика, так и для поставщиков. Третий момент, который позитивно влияет на повышение прозрачности закупочной деятельности, которые можно было бы перенять у Росатома, это создание арбитражного органа по контролю и арбитражу закупок. В госкорпорации в этом направлении работает ЦАК - Центральный арбитражный комитет, куда поступают жалобы участников торгов и в большом количестве. Отчасти и поэтому появилась необходимость создавать помимо центрального, ещё два арбитражных комитета - по дивизионам, так как центральный аппарат уже не справляется. И я расцениваю этот факт, как положительный. Количество жалоб прямо пропорционально доверию участников к тому, что этот инструмент работает. Участники видят, что жалобы рассматриваются объективно, видят и решения, которые принимают в пользу того, кто прав. Другое дело, что среднее соотношение обоснованных и необоснованных жалоб 50 на 50. В России закупки подразумевают всего лишь сами закупки. В Европе и США закупки подразумевают прибыль. Если сравнивать процент экономии в закупочной деятельности и увеличение продаж, то по исследованию McKinsey (исследование проводилось на примере 1500 компаний), 1% экономии в закупках дает равносильный рост продаж в 4%. Сегодня очень много известно о продажах, а вот закупки всегда были за кадром и значения им особо никто не придавал, тем более в России. И закупки тогда становятся эффективными, когда видно, кто куда и сколько потратил - есть ли экономия или кто-то "сэкономил" себе в карман. С появлением ЕОСЗ и электронных площадок стало возможно добиться хорошей экономии, а значит, и увеличить прибыль. Поэтому госкорпорация совершенно верно выбрала для себя не самый лёгкий и весьма трудоёмкий путь по увеличению прозрачности своих закупок. Эффективная система закупок напрямую влияет на прибыль компании. Об этом же говорит и увеличение числа зарубежных проектов, которое, разумеется, должно сопровождаться оптимизацией закупок". Ключевые слова: Госкорпорация Росатом, Мнения Другие новости: Энергетика США - дороже и нестабильнее Американская энергетика сталкивается с системными проблемами. GE и "Siemens" заинтересованы в покупке "Alstom" Но Париж спешить не будет. Энергоблоки №1 и №2 Белоярской АЭС будут демонтированы к 2032 году Финансирование работ осуществляется за счёт средств ОАО "Концерн Росэнергоатом". |
Герой дня Лев Кочетков: первые белоярские Между тем, пароперегревательного канала всё не было и не было. Время шло, назначенные сроки пропущены. Что делать? В.А.Малых проверил разные варианты. ИНТЕРВЬЮ
Игорь Жемков МНЕНИЕ
Василий Семашко |