Денис Флори
Денис Флори: я сделал всё, что хотел
Откликов пока поступило мало. Но это не должно никого удивлять. Доклад опубликован и распространён практически только что, объём информации большой, и даже просто для прочтения доклада требуется время.
Но я хочу отметить, что на стадии подготовки доклад прошёл обсуждение в ряде экспертных групп - в том числе, в INSAG. Участие в обсуждении принял и комитет ITAG - международная группа технических советников, составленная наполовину из членов INSAG и наполовину из представителей других международных организаций.
Замечания, которые мы получили от экспертных групп и международных организаций, были учтены в тексте доклада. Вы можете сами сделать вывод об их реакции на доклад - коли они не возражали против доклада на стадии подготовки, значит, достигнутым результатом они довольны.
Есть ли реакция со стороны Японии?
Пока ещё нет. Они изучают текст доклада, причём делают это очень тщательно.
Росатом и МАГАТЭ подписали соглашение по радиационной безопасности
Белоруссия будет строго придерживаться рекомендаций МАГАТЭ по ядерной безопасности
Денис Флори: сблизить safety и security
Абсолютно верно. Самый активный человек - специальный координатор Густаво Карузо, и он работает как раз в нашем департаменте.
Этот отчёт мы готовили с помощью 180 экспертов из более чем 40 стран. Каждый из них писал ту или иную конкретную часть документа.
По структуре отчёта. Всего в нём пять больших глав. Перечислю некоторые из них. Первая глава - описание случившегося. Вторая - анализ аварии с точки зрения наших стандартов. В четвёртой главе будут рассматриваться аспекты радиационной безопасности, пятая посвящена событиям после аварии.
Объём каждой главы - примерно 200 страниц. Таким образом, общий объём документа составит порядка 1000 страниц. Я бы сказал, получится весьма солидный труд.
Отчёт пишется на английском языке. Причём исходно это много различных вариантов английского языка, потому что тексты готовит множество людей. Из этих текстов нужно сделать единообразный солидный документ.
Денис Флори: кризис коммуникаций
Что до японских регуляторов, то у них свои сложности. Примерно две трети сотрудников NRA заняты тематикой повторных пусков энергоблоков, и только одна треть работает по Фукусиме. А ведь дел у них очень много!
Японцы знают, что международное сообщество готово им помочь, но у них не хватает ни времени, ни людей для того, чтобы воспринять эту помощь.
В стандартах МАГАТЭ чётко прописано, что регулятор должен иметь необходимые человеческие ресурсы. А пока, как нам кажется, у японского регулятора такой возможности нет.
МАГАТЭ и такие страны как США и Франция, которые очень важны для ядерной программы Японии, могли бы оказать Японии, в том числе, и помощь человеческими ресурсами.
Вы понимаете, государство должно решить эту проблему, само NRA не в состоянии это сделать. У него есть определённый бюджет, определённый численный состав, и всё. Япония после коммуникационного кризиса решила вложить много денег в TEPCO...
Денис Флори: документы надо читать
Кризис доверия, по-моему, был во всём мире. Потому что информация вначале поступала слишком медленно, и не всё было понятно.
У разных стран были разные оценки происходящего. Вспомните хотя бы, как авария классифицировалась по шкале INES. Япония сказала - уровень 4, потом 5. В то же самое время в США говорили о седьмом уровне, а во Франции - о шестом. Как публика должна понимать, что происходит в реальности, если мы сами не в состоянии определиться?
Поэтому мы хотим улучшить коммуникации. Одна из наших идей такова. Если происходит событие уровня 5 или выше, то немедленно собирать на базе МАГАТЭ людей, способных дать информацию и оценить ситуацию. Чтобы был один голос, голос МАГАТЭ. Чтобы мы могли сказать - мы понимаем, что случилось, и по нашему мнению, уровень аварии такой-то.
Было бы очень хорошо. То есть, перестанут происходить такие споры, как спор о переводе термина белый дым с японского языка.
Система USIE начала работу в МАГАТЭ
До недавнего времени, сбор информации об инцидентах осуществлялся посредством двух веб-сайтов с закрытым доступом. Первый из них - система ENAC (Emergency Notification and Assistance Convention), в которую поступали данные от государств-членов о ядерных или радиологических инцидентах.
Вторая система под названием NEWS (Nuclear Event Web-based System) являлась совместным проектом МАГАТЭ, OECD/NEA и ВАО АЭС. Она предоставляла пользователям полученные от авторитетных источников сообщения о ядерных и радиологических инцидентах с использованием шкалы INES.
Начиная с 2009 года, в агентстве велась разработка единой информационной системы, которая должна была прийти на смену ENAC и NEWS. Эксплуатация новой системы, получившей название USIE (Unified System for Information Exchange on Incidents and Emergencies), началась в июне 2011 года.
Фукусима Дайичи - сводка от МАГАТЭ
С текущим положением дел на площадке журналистов на этот раз ознакомил представитель Франции, заместитель генерального директора МАГАТЭ Денис Флори (Denis Flory).
На блоке №1 продолжается откачка воды в конденсаторы машинного зала. В операции задействованы три насоса. Уровень воды в турбинном отделении снизился с 40 до 20 см.
На блоке №2 идёт откачка воды из конденсаторов во внешние ёмкости, чтобы освободить в конденсаторах объёмы для продолжения откачки загрязнённой воды из турбинного отделения. Аналогичная процедура стартовала на блоке №3.
На блоке №1 продолжается непрерывная закачка несолёной воды в корпус реактора с объёмным расходом 8 м3/ч. Теперь она производится с помощью временно установленных насосов, запитанных от дизель-генератора.
На блоках №2-3 также продолжается непрерывная подача несолёной воды по линиям противопожарных систем с заявленным объёмным расходом 7 м3/ч.