Дэвид Николс: атомный план Eskom Перевод AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 23.01.2017 Дэвид Николс (David Nicholls), отвечающий в компании "Eskom" (ЮАР) за деятельность её атомного дивизиона, дал обширное интервью изданию "EE Publishers". Публикуем перевод фрагментов интервью. Прокомментируйте, пожалуйста, утверждения о том, что процесс закупки новых атомных энергоблоков, за который отвечало министерство энергетики ЮАР, был скрытным, незаконным и полным ошибок, а после передачи контроля за ним в руки компании "Eskom" ситуация только ухудшится. В последние несколько лет процесс сбора и анализа информации (в связи с подготовкой к строительству в ЮАР новых атомных блоков) вёлся министерством, а компания "Eskom" принимала в нём участие в роли поддержки. Да, кое-кто утверждает, что соглашение о строительстве АЭС уже заключено, его условия оговорены, а мы сейчас только подводим под него документальную основу. Однако сейчас за подготовку к приобретению блоков отвечает "Eskom", и нам неизвестно о существовании какого-либо подобного соглашения. В противоположность утверждениям о том, что прозрачность атомной программы ухудшится после передачи её в "Eskom", могу сказать, что мы делаем всё возможное, чтобы избежать скрытности... В мире есть всего четыре или пять потенциальных поставщиков, обладающих компетенциями для поставки реакторных технологий и, вероятно, желающих дать нам свои предложения, и они (поставщики) нам известны. Соответственно, мы могли бы пойти по пути закрытого конкурса, но вместо этого "Eskom" почти наверняка объявит открытый тендер с публикацией запроса о предоставлении предложений (request for proposals, RFP) на сайтах "Eskom" и министерства финансов. Так мы уже поступили в декабре 2016 года, опубликовав запрос о предоставлении информации (request for information).
Ранее говорилось, что RFP будет опубликован в середине 2016 года, потом в конце 2016 года, но вместо него был опубликован RFI. Почему так происходит? Я не могу комментировать заявления министерства по датам публикации RFP или по причинам задержек. Могу сказать, что 14 декабря 2016 года было опубликовано решение о назначении "Eskom" агентом по закупке (procuring agent) для новых атомных энергоблоков, и формально наш процесс по приобретению блоков стартовал с этой даты - хотя мы, конечно, задумывались и раньше над тем, что нам придётся сделать... "Eskom" взялся за работу в декабре 2016 года с чистого листа. Поэтому мы сочли целесообразным опубликовать RFI с целью подтвердить некоторые из наших предположений. Может ли RFP быть опубликованным без знания о том, за какие суммы и когда атомные мощности потребуются в ЮАР, и без авторизации министерством финансов? Хотя опубликованы интегрированный план развития энергетики (IRP) до 2030 года и рещение о назначении нас агентом по закупке, компании "Eskom" потребуется получить ещё согласие министерства финансов по ряду вопросов для того, чтобы запустить тендер путём публикации RFP. Например, нам нужно согласовать критерии для выбора предложения-победителя тендера. Что касается вопросов о цене, то отвечу следующим образом. Мы неплохо представляем себе, сколько могут стоить новые атомные энергоблоки, так как мы изучили экспортные сделки по строительству АЭС за последнее десятилетие. С другой стороны, ценников на АЭС не существует. При помощи RFI мы можем получить оценочные стоимости, которые будут определены потенциальными поставщиками, исходя из их предыдущих проектов, но в ответах на RFI не будет смет для наших новых проектов. Таким образом, точную стоимость строительства блоков мы сможем узнать только тогда, когда будем иметь перед собой официальные тендерные предложения и обсудим с поставщиками все детали. Если же вы хотите знать результат до начала процесса, то вы никогда к процессу не приступите. Какие сроки предполагаются для тендера и когда могут быть опубликован RFP, проанализированы поступившие предложения, получены все одобрения и, наконец, размещены заказы на строительство новых блоков в ЮАР? По условиям RFI, информация от поставщиков должна быть предоставлена до 28 апреля 2017 года. Далее наша цель - опубликовать RFP в середине 2017 года и рассмотреть поступившие предложения до конца 2017 года. Это идеальная ситуация, и я не хочу настаивать на том, что не будет каких-либо задержек. После этого мы проведём переговоры с поставщиками, с каждым по отдельности, с целью выбрать предпочтительного поставщика (preferred vendor), после чего обсудим вопросы локализации. Я считаю, что в тот момент, когда мы определимся с предпочтительным поставщиком, мы начнём на свой риск контрактацию оборудования с длительным циклом изготовления. Далее последуют ещё такие моменты, как подача заявки на лицензирование выбранной реакторной технологии. Где-то год или больше займёт подготовка окончательной версии контракта. Что до работ непосредственно на площадке, то там можно будет вести подготовку к строительству - протянуть дороги, расчистить площадку, провести бурение, и так далее. Такие работы могут начаться в 2018 году или, если нам повезёт, даже в 2017 году. В RFI говорится о возможной передаче компаниям из ЮАР прав на интеллектуальную собственность на поставляемую технологию. RFI запрашивает от имени промышленности Южной Африки информацию у поставщиков с целью понять, что мы можем получить. Политика правительства ЮАР заключается в том, что строительство атомных блоков должно помочь развивать национальную промышленность. Для этого должны быть рыночные возможности. Мы запрашиваем в RFI такой параметр как максимальный процент локализации, а также упоминаем о правах на интеллектуальную собственность. Мы хотели бы получить право строить наши блоки самостоятельно, а в идеальном случае в будущем поставлять на экспорт оборудование для АЭС, а то и энергоблоки в целом. Подобным путём прошли французы, китайцы и (южно)корейцы - они использовали трансфер технологии от поставщиков для создания собственной атомной промышленности. Владение правами на интеллектуальную собственность отнюдь не означает бесплатное владение, поэтому мы можем заключать с поставщиками лицензионные соглашения. Мы не требуем: "Дайте нам технологии!". Мы спрашиваем потенциальных поставщиков: "Что вы готовы обсудить?". Вы можете назвать предпочтительную для "Eskom" модель строительства, владения и эксплуатации новых атомных блоков в ЮАР? Прежде всего, любая бизнес-модель зависит от тех опций, которые предложат нам участники тендера. Правительственными документами определено, что "Eskom" станет и владельцем, и эксплуатирующей организацией новых блокок. Тот же принцип реализован на АЭС "Koeberg" - компания "Eskom" владеет ей и эксплуатирует её. Для строительства новых блоков "Eskom" подпишет контракт с исполнителем. Соответственно, мы ожидаем, что это будет контракт под ключ, как это было для АЭС "Koeberg". Именно таким образом осуществляются наиболее успешные сделки по экспорту атомных блоков в мире. Мы хотим извлечь выгоду из опыта поставщика. Мы хотим купить аппарат, который поставщик уже поставлял кому-либо другому, серийный аппарат, а не какой-то разработанный специально для ЮАР. Поставщик технологий должен играть больщую роль на стадии строительства блоков, а на последующих стадиях наша роль будет возрастать. Должен ли исполнитель контракта по строительству блоков под ключ быть южноафриканской компанией, акционерами которой станут поставщик технологий, "Eskom", местные подрядчики и другие? В проекте будет несколько ключевых поставщиков - поставщик реакторной технологии, поставщик турбинного оборудования, генподрядчик по СМР, и так далее. Их предложения войдут в состав интегрального предложения по строительству под ключ. От победителя тендера мы ожидаем формирования компании, которая возьмёт на себя роль генподрядчика по всему контракту, а ключевые поставщики станут либо её акционерами, либо партнёрами по СП. В классическом случае гарантии качества заказчику (в нашем случае "Eskom") предоставляются таким совместным предприятием, а также солидарно основными поставщиками. Поэтому мы хотим, чтобы ключевые поставщики создали проектную компанию для исполнения контракта по строительству под ключ, действующую в ЮАР в качестве местного агента по контрактации. И мы хотим, чтобы совладельцами проектной компании стали "Eskom" и поставщики. На первых порах поставщики будут располагать большинством акций проектной компании - допустим, 74%. Соответственно, "Eskom" или другая государственная организация ЮАР будет владеть 26% акций. Добавлю, что интеллектуальные права, о которых мы говорили, будут передаваться именно проектной компании. Компания будет контролировать эти права, а "Eskom" как миноритарный акционер получит к ним доступ. По мере заказа новых энергоблоков "Eskom" хотел бы иметь возможность увеличения своей доли в проектной компании. Конечная цель - получить контроль над проектной компанией и, соответственно, над переданными ей интеллектуальными правами. Таков взгляд "Eskom" на положение вещей. Это всего лишь один из возможных подходов, и мы не настаиваем на том, что он единственно возможный. Теперь мы просим поставщиков высказать своё мнение. Ключевые слова: Африка, ЮАР, Статьи Другие новости: "Куданкулам-2" выведен на 100% мощность Операции по подъёму мощности с 90% до 100% прошли в соответствии с технологическим регламентом. В мире статус действующего имеют 449 блоков, статус строящегося 60 блоков - PRIS Учтён окончательный останов блока "Ikata-1". Специалисты ведут подготовительные работы для монтажа корпуса реактора на первом блоке БелАЭС В ближайшее время будет проведён входной контроль и будет принято решение о монтаже. |
Герой дня 23 января 2017 года исполняется 70 лет лауреату премии Правительства РФ в области науки и техники, кандидату технических наук, ведущему специалисту по неразрушающим методам контроля оборудования атомной отрасли Николаю Павловичу Разыграеву. ИНТЕРВЬЮ
Георгий Тошинский МНЕНИЕ
Владимир Рычин |