Владимир Рычин: немного о нитриде Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 04.01.2017 Год 2016-ый для нитридного топлива в российской атомной отрасли вышел удачным, что бы ни говорили скептики. Экспериментальная программа На реакторе БН-600 продолжаются испытания первых 15 экспериментальных сборок со СНУП-топливом. Это важная программа, которая необходима как для практического обоснования работоспособности нитридных сборок в будущих реакторах БН-1200 и БРЕСТ-300, так и для сбора данных для нужд расчётчиков. Детали экспериментальной программы хорошо расписаны в докладе Б.А.Васильева. М.Р.Фаракшина, С.Б.Белова и А.А.Радионычевой на IV международной научно-технической конференции "Инновационные проекты и технологии ядерной энергетики" (МНТК НИКИЭТ-2016). В таблице, взятой из названного доклада, показан график проведения облучения сборок со СНУП-топливом в БН-600. К ней можно добавить, что, по состоянию на конец 2016 года, этап послереакторных испытаний прошли две сборки - КЭТВС-1 и КЭТВС-6. Дефектов не выявлено, целостность сборки сохранили. График проведения облучения ЭТВС со СНУП-топливом в реакторе БН-600. Иногда приходится слышать сомнения в необходимости проведения масштабной программы облучения нитридного топлива в БН-600 - ведь есть же советский опыт облучения в БР-10, а также зарубежные эксперименты. Действительно, на реакторе БР-10 в Обнинске, начиная с 1970 года, проводились испытания нитридных твэлов, а с 1983 по 2002 год реактор был полностью загружен UN-топливом (всего было две загрузки, четвёртая и пятая). Эксперимент во многом уникальный, позволивший собрать важные сведения о поведении нитридного топлива под облучением, об эксплуатации систем КГО (были случаи разгерметизации и как минимум один случай контакта топливо-теплоноситель), об особенностях обращения с выгруженным топливом (например, как отмывать его от остатков натрия), и так далее. Но, к сожалению, перенести полученные на БР-10 результаты на БН-1200 и БРЕСТ нельзя, слишком разнятся основные параметры, определяющие работоспособность топлива (линейная мощность, смещения на атом, и так далее). Российско-французский эксперимент BORA-BORA, в рамках которого в БОР-60 были облучены четыре твэла с уран-плутониевым нитридным топливом, всего лишь придал определённую уверенность в том, что создать СНУП-топливо, выдерживающее выгорания до 12% и высокие температуры, реально. Но и статистика оказалась мала (всего четыре твэла!), и состав топливной композиции серьёзно отличался от тех вариантов, которые могут использоваться в атомной энергетике. Важность приоритетов Есть ли вообще смысл в исследованиях нитридного топлива? Разумеется, есть. Потому что, в первую очередь, это плотное топливо, а именно в плотном топливе нуждаются быстрые реакторы для того, чтобы в полной мере реализовать на практике свои преимушества. Нитрид нужен для проектов БРЕСТ, но точно также он пригодится и для будущих коммерческих БН, о строительстве которых в последнее время в России говорится как о деле решённом - только вот с местом и сроками всё никак не достигается определённость. Пригодится нитрид и для других быстрых проектов, о которых также не стоит забывать. Например, для проекта СВБР, чей потенциал сегодня недооценён - а ведь эта технология удачно использует преимущества тяжёлометаллических теплоносителей и счастливо избавляется от большинства их недостатков. С точки зрения престижа отрасли, работы над нитридом имеют огромное значение. Россия сегодня, пожалуй, единственная страна, в которой реально - то есть, с выходом на железо и облучение - занимаются освоением нового перспективного топлива для быстрых реакторов. Все прочие ограничиваются общими рассуждениями, или, выражаясь простым языком, говорильней. Важность работ над нитридным топливом очевидна. Но не стоит впадать в другую крайность и превращать нитрид в панацею. В ушедшем году с различных трибун, включая высокие, звучали высказывания о том, что именно нитрид позволит снизить активность отходов атомной энергетики до уровня природного урана. Конечно же, такое утверждение неточно - подобного результата можно достичь, работая в замкнутом топливном цикле с быстрыми реакторами, причём, по большому счёту, вне зависимости от того, какой тип топлива будет использоваться. Разработка и освоение нового типа топлива для быстрых реакторов, будь то нитрид у нас, карбид у французов или металл у некоторых других наций - задача нужная и благородная, но она не может выступать самоцелью. Основной приоритет для отрасли в наши дни - это выход на ту атомную энергетику, какой она должна стать в XXI веке. Энергетику с замыканием топливного цикла и двухкомпонентной структурой (реакторы тепловые и быстрые с плотным топливом). А каким именно окажется в конечном итоге плотное топливо, покажут время и результаты испытаний. Ключевые слова: Нитридное топливо, Мнения, Статьи, Владимир Рычин Другие новости: На строящейся Ленинградской АЭС прокручена турбина Данная операция подтвердила высокое качество монтажа основных конструктивных элементов турбоагрегата. На энергоблоке №3 Тяньваньской АЭС с опережением графика выполнены холодные испытания 27.12.2016 начаты работы по выполнению первой ревизии оборудования с проведением предэксплуатационного контроля. Кириенко возглавил наблюдательный совет Росатома Соответствующий президентский указ опубликован на сайте Кремля. |
Герой дня БелАЭС: и всё таки она строится Зарплаты на стройке АЭС не намного отличаются от среднебелорусских. Исключение составляют 70 приглашённых высококлассных специалистов из России, которым нет замены из граждан Беларуси. Для этих специалистов сделали зарплату не меньше той, что получали в России. ИНТЕРВЬЮ
Геннадий Носенко МНЕНИЕ
П.П.Дьяченко, |