AtomInfo.Ru


Янко Янев: как игра при счёте 0:0

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 08.10.2013

В Вене с 16 по 20 сентября 2013 года прошла 57-ая сессия генеральной конференции МАГАТЭ.

В кулуарах мероприятия с корреспондентами электронного издания AtomInfo.Ru побеседовал генеральный директор венского института управления ядерными знаниями, советник МАГАТЭ профессор Янко ЯНЕВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Янко Янев, фото AtomInfo.Ru

Трудная ситуация

Господин Янев, каково Ваше видение сегодняшней ситуации в атомной отрасли Болгарии?

Я бы сказал, что ситуация трудная. Она не сложная, а именно трудная. Потому что разобраться в принципе, что происходит в Болгарии, очень трудно.

Судите сами. У нас есть проект, который готов для начала строительства на АЭС "Белене". Очень хороший проект, прошедший все стадии лицензирования и готовый к тому, чтобы лицензия была выдана незамедлительно. Этот проект прошёл ревизии Европейской комиссии и получил одобрение в ЕС.

Я говорю о российском проекте с реактором ВВЭР. Его с полным правом можно называть инновационным проектом, отвечающим требованиям поколения 3 и даже 3+.

Проект у нас есть. Нам не достаёт политического решения и твёрдого намерения правительства продолжить этот проект.

Почему? Потому что политическая ситуация в Болгарии достаточно сложная. После выборов всё идёт как игра при счёте 0:0. Никто не может забить.

В нынешней правящей коалиции Болгарии абсолютного большинства, поддерживающего проект Белене, не сложилось.

Есть одна партия ("Атака". - Прим. AtomInfo.Ru), которая полностью поддерживает атомную энергетику. У них есть свои проблемы, я не политик, а энергетик, и не готов это обсуждать. Но по отношению к проекту Белене они выражают твёрдую поддержку и мнение, что он должен быть. Другие партии колеблются, надо или не надо. То есть, ситуация сложная.

Вы знаете, что весь процесс строительства и проектирования станции занимает шесть-семь, а то и восемь лет. И потом, когда начинается стройка - а мы в Болгарии готовы строить - надо заниматься только этим. Надо строить не по дням даже, а по часам, чтобы станция получилась по бюджету и чтобы всё было сделано правильно.

Сейчас все затяжки по времени, переговоры - всё это ведёт только к одному, а именно, к увеличению затрат. Это не ларёк для продажи сигарет, это атомная станция. И это надо понимать. Это суперпроект, многомиллиардный проект.

Вот так всё идёт сегодня в Болгарии. Параллельно движется дискуссия - а не надо ли строить на площадке Козлодуй? Создана новая компания, которая начинает весь процесс с нуля. Вопрос такой, надо ли начинать с "А", когда ты уже сидишь на "Я"? Есть, конечно, и в этом определённая логика, так как надо продлевать срок жизни козлодуйской станции.

Узость политического мышления

К сожалению, мы живём в эпоху всеобщей узости политического мышления. Каждый из наших политиков думает как выжить, будет ли он в следующем созыве парламента или правительства или не будет.

Поэтому он находит себе поддержку у того или иного лобби. Если он свяжется с антиатомным лобби, то ему придётся кричать, как вреден беленский проект. Если его поддержит атомное лобби, то он станет настаивать на возобновлении строительства АЭС "Белене".

Такая ситуация не способствует нормальному развитию. Надо уходить от лоббистского подхода. Вместо этого, следует выполнить объективную оценку энергетической системы Болгарии.

У нас сейчас 35% электроэнергии вырабатывает АЭС. Было 50%, но четыре блока с ВВЭР-440 закрыли, и стало 35%. Если построим им на замену пару тысячников, то снова станет 50%.

Несмотря на столь большую долю атомной генерации, у нас до сих пор нет чёткого понимания - а как, собственно, атомная энергетика будет в Болгарии развиваться? То есть, консенсусного мышления, которое не зависело бы от итогов выборов. Такое мышление обязано быть элементом национального развития.

В атомной энергетике нельзя начинать строить, если есть вероятность, что следующая партия-победитель скажет: "А мы не хотим новой АЭС". Неустойчивость политических решений создаёт проблемы в атомной энергетике, и это справедливо не только для Болгарии.

Атомная энергетика - долгоживущая отрасль, она живёт намного больше, чем некоторые политики, которые сегодня появляются, а завтра их уже нет на политическом горизонте. АЭС живёт 60 лет по проекту, плюс продление до 80 лет или более, в зависимости от того, как её эксплуатировали.

То есть, если бы вы построили АЭС во время Октябрьской революции, то она ещё могла бы жить. Представляете - давно не было бы тех, кто организовывал революцию, и тех, кто им противостоял, а станция ещё работала бы и производила электроэнергию!

Мы сейчас создали электрозависимое общество. У нас нет денег, наши банки сидят на электронных деньгах. Что случится, если вдруг пропадёт электроэнергия? Исчезнут деньги, остановятся больницы, транспорт, водоснабжение и так далее. Какой там Нью-Йорк, его просто не будет. Представьте себе сами, что останется от Москвы, если её отключить от сети.

И получается, что АЭС нам всем необходимы. Потому что они долгоживущие, устойчивые и гарантировано производящие энергию.

Конечно, есть такие страны, как Россия, где более стратегическое мышление, чем в Болгарии. Атомная станция - не игрушка, это показали и Чернобыль, и Фукусима, и TMI-2. И к ней должно быть соответствующее отношение у всех, от политика до техника. Это мы называем ядерной культурой.

А у нас в Болгарии такая культура не получается. У нас один из премьеров говорил, что котлован в Белене - это озеро, и предлагал разводить в нём карпов. Я бы сказал, что это преступно. Так нельзя, независимо от того, против ты или за атомную энергетику. Ты. должен уважать труд и деньги, которые были вложены в то, чтобы получилась эта подложка АЭС.

Каждый читает как хочет

Сейчас Болгарии необходимо серьёзное политическое мышление. Неважно, какие именно решения будут приниматься. Важно, чтобы за принятые решения ответственными были бы все.

Именно ответственными. Вот когда у нас закрывали четыре блока, то о чём думали политики? Они думали: "Ага! Европейцы меня поддерживают. Значит, раз они сказали закрыть блоки, то я их закрою". Ну закрыли, и дальше что? Электроэнергия внезапно стала очень дорогой, и народ вышел на улицы.

Когда посмотришь - ветряные станции, солнечные... У нас в Болгарии в эти солнечные станции вкладывают бешеные деньги. А народ не может оплачивать эти инвестиции, у него нет для этого средств. Кто разрешил это? Кто так посчитал? А кто оплатит эти инвестиции? Господь Бог не оплачивает счета, это прерогатива нас, грешных. А им сейчас и субсидированный тариф дали. То есть, к простым людям пришёл дядя с улицы и потребовал: "Будете мне доплачивать".

Надо вернуться назад и сделать компетентные политические и технические концепции развития энергетической системы Болгарии. Надо определиться с тем, как мы хотим развивать свою страну. Вот, говорят, нам нужен туризм. Хорошо, но для туризма тоже необходимо электричество. Кто поедет в такое место, где не работает кондиционер и нет развлечений?

Кроме того, если ты имеешь мощную энергетическую базу, то можешь продавать электроэнергию другим потребителям. И Македония, и Сербия, и Албания, и Турция, и Греция - всем в балканском регионе нужна энергия.

Я настаиваю - нам нужна тщательно проработанная энергетическая стратегия. И должен быть достигнут договор между политическими силами - в стратегии записано то-то и то-то, и менять эти пункты мы не будем. Конечно, периодически мы будем заново сравнивать стратегию с мировыми тенденциями и, может быть, вносить какие-то коррективы.

Болгарская ситуация не уникальна. Но у стран, где нет практически никаких национальных энергетических ресурсов, к коим я отношу и Болгарию, вопрос о стратегии развития энергетики стоит особо остро.

Вы можете возразить - вот, говорят, что у Болгарии есть запасы лигнитов. Я вам отвечу словами одного моего друга: "Чернозём в Донбассе намного более энергоёмок, чем лигнит в Болгарии".

Конечно, энергетика - это элемент политики, хотим мы того или нет. Вот, например, будем ли мы строить Южный поток? Одни кричат: "Нет, это же Россия, экология и так далее". Ага, хорошо. Я спрашиваю: "А вот приплывёт к нам на пляжи нероссийский танкер и, не дай Бог, потонет. Что тогда случится с нашим побережьем? И почему мы в этом случае не проявляем заботу об экологии?".

Вы знаете, я пессимист по отношению к политическому решению в Болгарии. Те люди, которые у нас делают политику, они не знают слова "консенсус" и не понимают слово "приоритет". Для одного приоритет одно, для другого - другое, а консенсус вообще у каждого свой.

Привлечь ли МАГАТЭ для помощи в разработке национальной энергостратегии Болгарии? Я постоянно предлагаю это сделать. В частности, и на этой генконференции МАГАТЭ я говорил то же самое.

Если вы сами не можете определиться, если эксперт из одной партии не признает эксперта из другой, то пригласите третью, независимую сторону, коей и является агентство. Пока не приглашают.

Вспомните - не так давно одно из наших правительств пригласило независимых консультантов из банковской группы HSBC. Те приехали, принципиально ничего негативного про новую АЭС не сказали. Подготовили три сценария, согласно одному из них строительство новой станции не проходит, два остальных были позитивными.

Но каждый читает Евангелие как ему нравится. Одну часть текста закрывает, другую зачитывает вслух... Так было с Белене, так было и с закрытием наших блоков с ВВЭР-440.

Хочу сказать, и это надо помнить. В атомной энергетике, как в математике, необходимо два условия.

Первое - она должна быть технологически очень грамотной, инновационной и устойчивой. Второе - нужно иметь грамотное политическое мышление, стратегическое мышление.

А у нас в Болгарии пока думают только на год вперёд. Если Вы построите самый современный реактор, но не сделаете необходимую политику, ничего не получится.

Например, я не говорю, что реактор в Иране плохой. Он, может быть, даже очень хороший. Но политически сделан неправильно, многим не нравится.

Что я имею в виду? Вы должны подписать необходимые гарантии, конвенции, соглашения - все эти политические документы. Ты не можешь просто взять и сказать: "У меня проект самый лучший, а эти бумажки меня не интересуют". Увы, так дело не пойдёт.

То есть, политическая и техническая грамотность - необходимые условия для развития атомной энергетики.

Спасибо, господин Янев, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Восточная Европа, Болгария, Интервью, Янко Янев


Другие новости:

Энергопуск третьего блока Тяньваньской АЭС запланирован на 2017 г - НИАЭП

Ввод в коммерческую эксплуатацию - на февраль 2018 года.

Журнал "Science" раскрыл теневую империю мусорных научных изданий

Журналы без контроля качества деструктивны, особенно для развивающихся стран.

Ленинградская АЭС готовится к командно-штабному учению

В КПУ на ЛАЭС предполагается задействовать около 600 человек и более 40 единиц техники.

Герой дня

Александр Бычков

Александр Бычков: о малых и исследовательских

Есть ещё одна принципиальная проблема, которую, по мнению Бычкова, основные поставщики не до конца принимают во внимание: "Многие малые реакторы будут требовать человеческих ресурсов, сравнимых с тысячником. Но это тупиковая линия! Поэтому необходимо оптимизировать АСММ с точки зрения их управления".



ИНТЕРВЬЮ

Георгий Тошинский

Георгий Тошинский
А вот для тяжёлого теплоносителя ситуация другая. Все стальные детали в нём всплывают на поверхность. И не нужно ничего ловить на дне. Они видны, и если у вас есть доступ к свободному уровню с помощью каких-то наводящих устройств и обычного телевидения, то их сравнительно легко удалять с поверхности теплоносителя.


МНЕНИЕ

Пётр Мартынов

Пётр Мартынов
При нормальных условиях эксплуатации и герметичном контуре она не столь актуальна. Ситуация меняется при межконтурных течах, разгерметизации первого контура во время плановых ремонтов, перегрузке ядерного топлива или нештатных проливах радиоактивного теплоносителя в обслуживаемое помещение.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100