AtomInfo.Ru


Александр Бычков: о малых и исследовательских

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 04.10.2013

В Вене с 16 по 20 сентября 2013 года прошла 57-ая сессия генеральной конференции МАГАТЭ. В ходе конференции с группой российских журналистов из профильных СМИ побеседовал заместитель генерального директора МАГАТЭ по атомной энергии и руководитель департамента атомной энергии Александр БЫЧКОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Александр Бычков, фото AtomInfo.Ru

Исследовательские реакторы и системные проблемы

Одно из направлений работы департамента атомной энергии связано с исследовательскими реакторами. В составе департамента работает соответствующая секция, в которой сегодня занято более 10 человек.


Подробнее о работе секции исследовательских реакторов департамента атомной энергии МАГАТЭ можно прочитать в нашей публикации "Михаил Хорошев: исследовательские реакторы для будущего". - Прим. AtomInfo.Ru.

"С исследовательскими реакторами много системных проблем. Например, с топливом. До сих пор эта проблема существует, потому что существуют "точечные" производители топлива. И каждый из этих производителей не может делать топливо дёшево", - рассказал Александр Бычков.

Почему так происходит? Дело в том, что для топливных компаний сектор исследовательских реакторов, как правило, не является основным: "Они занимаются (этими заказами), может быть, всего месяц в году, но вынуждены содержать оборудование и специальные участки".

Если бы отрасли удалось договориться на международном уровне и сконцентрировать производство топлива для исследовательских установок в одной или двух точках в мире, то эффект был бы колоссальным. Бычков оценил потенциальную выгоду от такого подхода как "снижение стоимости изготовления топлива вдвое, если не больше".

При этом представитель МАГАТЭ исключил вероятность того, что потенциальному объединению топливных производств для исследовательских реакторов может помещать конкурентная борьба между поставщиками: "Не думаю, что будет борьба... Я не знаю, где есть рентабельное производство топлива для таких реакторов. Это всегда дотационное направление".

"Такое международное объединение можно было бы осуществить и в сфере модернизации систем управления исследовательскими реакторами. Деятельность весьма актуальная, но опять же не дешёвая. А создание одной-двух специализированных международных компаний позволило бы заметно увеличить безопасность исследовательских реакторов…", - добавил заместитель генерального директора.


В этой связи стоит вспомнить о работах, которые проводит аргентинская компания INVAP. - Прим. AtomInfo.Ru.

Малые реакторы и лицензионные сложности

Тема малых реакторов в последние годы стала популярной и обрела немало новых сторонников. В МАГАТЭ это направление также не обходят стороной.

"Только в моём департаменте тематика малых и средних реакторов ведётся по трём линиям - непосредственно реакторная техника, ИНПРО как приложение для перспективных экономических и энергетических задач, а также работы, связанные с топливным циклом АСММ", - сообщил Александр Бычков.

Свою деятельность по малым реакторам департамент атомной энергии координирует с коллегами из департамента ядерной безопасности МАГАТЭ. Активно привлекаются и специалисты из Соединённых Штатов, где сейчас развёрнута большая программа по лицензированию различных проектов АСММ.

"Кроме того, в этом году мы выпустили отчёт по транспортабельным реакторам. Он не технический - он больше касается правовых и институциональных аспектов (этой технологии)".

С юридической точки зрения - особенно, когда речь заходит о международном законодательстве - у транспортабельных ядерных установок есть немало белых пятен, помочь устранить которые призван вышедший документ.


Подробнее об отчёте по транспортабельным реакторам можно узнать из нашей публикации "Вячеслав Лысаков: транспортабельные АЭУ, или новое - это хорошо забытое старое". - Прим. AtomInfo.Ru.

К стационарным малым реакторам вопросов меньше, чем к транспортабельным. Но и у тех, и других есть сложности, связанные с лицензированием.

Не секрет, что в большинстве стран практика лицензирования "заточена" под существующие установки - PWR, BWR, в лучшем случае, ещё и тяжёловодные реакторы. Даже "обычные" быстрые реакторы в эту практику чаще всего не вписываются. Что говорить тогда об АСММ?

Проблемам лицензирования малых реакторов был посвящён организованный под эгидой атомного агентства диалог-форум: "В одном зале собрались люди, которые знают, что они могут произвести и продать, и люди, желающие что-то купить, причём не всегда знающие, что именно". Такие мероприятия позволяют получить обратную связь и определиться, в каком направлении нужно следовать далее.

Новые подходы

Продолжая тему о малых реакторах, Александр Бычков перечислил основные трудности, сдерживающие развитие этого направления.

"Срок лицензирования АСММ должен быть небольшим. Если мы будем тратить три-пять лет на лицензирование и три года на стройку - это просто смешно".

"Вторая проблема - малые реакторы должны быть оптимизированы с точки зрения экономики... Здесь есть определённые инженерные решения. Но особенно важно использовать преимущества модульности малых реакторов с контролем качества модулей непосредственно у изготовителя".

Есть ещё одна принципиальная проблема, которую, по мнению Бычкова, основные поставщики не до конца принимают во внимание: "Многие малые реакторы будут требовать человеческих ресурсов, сравнимых с тысячником. Но это тупиковая линия! Поэтому необходимо оптимизировать АСММ с точки зрения их управления".

"На практике это будет означать внедрение абсолютно новых подходов к управлению ядерными реакторами. В этом направлении требуется своего рода революция, чтобы радикально сократить для малых реакторов численность персонала на установленный киловатт".

Конструктора и проектанты привыкли работать с аппаратами большой мощности, и быстро перестроить их мышление не получится. Определённые надежды сегодня возлагаются на те государства, которые ближе всего подошли к сооружению малых реакторов - Россию, Аргентину, Южную Корею. Интересные идеи должны появиться из стран, где работы по малой энергетике тоже поддерживаются системно - США, Франции, Китая.

Как всегда, остро стоит вопрос о физзащите малых реакторов - точнее, о её относительной доле в общих эксплуатационных затратах для малых реакторов.

Заместитель гендиректора МАГАТЭ полагает, что нужно искать варианты для оптимизации физзащиты. В качестве примера он напомнил про известную программу 90-х годов "Белая земля". В ней предусматривалось строительство малых быстрых реакторов с возможностями управления через спутник: "При любой попытке проникновения отдаётся команда, свинец-висмут замерзает, и попробуйте выковырять из него хотя бы кусок урана".

Всё-таки, столь инновационные решения - дело далёкого будущего. На сегодняшний день перед разработчиками стоит более прозаическая задача - в полной мере воспринять, освоить и применить для проектов малых и средних реакторов решения в информационной области, появившиеся за последние 20-30 лет.

"Проектантам нужно использовать все возможности современной компьютерной техники вплоть до искусственного интеллекта и за счёт этого уменьшать прямое человеческое воздействие на управление сложными системами, какими являются ядерные реакторы", - сказал Александр Бычков.

Конечно, МАГАТЭ не занимается проектированием реакторов, это дело стран и компаний. Перед атомным агентством стоят другие, не менее важные задачи - в частности, помогать отрасли обеспечивать безопасность АЭС. И роль департамента атомной энергии МАГАТЭ в этом благородном деле трудно переоценить.


Репортаж со встречи Александра Бычкова с российскими журналистами вели Игорь Балакин и Александр Уваров (AtomInfo.Ru).

Ключевые слова: Исследовательские реакторы, Малая энергетика, МАГАТЭ, Александр Бычков, Интервью


Другие новости:

Журнал "Science" раскрыл теневую империю мусорных научных изданий

Журналы без контроля качества деструктивны, особенно для развивающихся стран.

Ленинградская АЭС готовится к командно-штабному учению

В КПУ на ЛАЭС предполагается задействовать около 600 человек и более 40 единиц техники.

Руководителем проекта строительства АЭС "Руппур" стал экс-ЗГИ ЗАЭС

Руководитель проекта уже есть, это Игорь Павлович Корольченко.

Герой дня

Георгий Тошинский

Георгий Тошинский: о русской стали, авариях и иностранном интересе

А вот для тяжёлого теплоносителя ситуация другая. Все стальные детали в нём всплывают на поверхность. И не нужно ничего ловить на дне. Они видны, и если у вас есть доступ к свободному уровню с помощью каких-то наводящих устройств и обычного телевидения, то их сравнительно легко удалять с поверхности теплоносителя.



ИНТЕРВЬЮ

Михаил Хорошев

Михаил Хорошев
В сокращении количества реакторов на самом деле нет ничего трагического. Во время бума развития ядерной энергетики многие страны приобретали их больше для престижа, для приобретения необходимых компетенций для будущего развития технологий мирного атома...


МНЕНИЕ

Пётр Мартынов

Пётр Мартынов
При нормальных условиях эксплуатации и герметичном контуре она не столь актуальна. Ситуация меняется при межконтурных течах, разгерметизации первого контура во время плановых ремонтов, перегрузке ядерного топлива или нештатных проливах радиоактивного теплоносителя в обслуживаемое помещение.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100