AtomInfo.Ru


Валерий Дроздов: незаслуженно забытые

Валерий Дроздов, специально для AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 08.08.2013

Истории создания вооружений и военной техники, порой, имеют немало "белых пятен", обусловленных, как правило, определённой завесой секретности. Нередко, с течением времени, часть из них становится достоянием широкой общественности.

Так, в газете "Московский комсомолец" от 15 июля с.г. были изложены малоизвестные ранее факты о создании первых опытных образцов знаменитого автомата АК-47.

В частности, рассказано о незаслуженно забытом разработчике чертежей и полного комплекта технической документации, вычеркнутом из списка представленных на награждение конструкторов Александре Алексеевиче Зайцеве. В то время, как изобретателю АК-47, впоследствии всемирно известному Михаилу Тимофеевичу Калашникову, была присуждена Сталинская премия первой степени.

В этой связи, представляется, что у пользователей Интернета вызовут определённый интерес подобные ситуации из истории отечественного атомного проекта.

Из многочисленных исторических публикаций и архивных документов известны хронология начального этапа советского атомного проекта, завершившегося успешным испытанием изделия РДС-1 29 августа 1949 года, названы его руководители и основные участники, однако мало кто знает, что первым конструктором первых опытных образцов изделий был Виктор Александрович Турбинер.

К работам по определению облика первой советской атомной бомбы, а также выработке предложений по организации разработки конструкции, отработке и испытаний изделия в целом и его составных частей в лабораторных условиях и на полигонах Военно-воздушных сил Министерства обороны В.А.Турбинер был привлечён И.В.Курчатовым ещё в 1945 году.

В это время В.А.Турбинер работал начальником СКТБ Московского авиационного завода НКАП №165. Представленные материалы были одобрены и в 1946 году В.А. Турбинер был назначен руководителем научно-конструкторского сектора (НКС) КБ-11, созданного Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1946 года при лаборатории №2 Академии наук СССР - нынешнего Росийского Федерального Ядерного Центра - Всероссийского НИИ экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Объём работ был колоссальный, сроки - жесточайшие, кооперация предприятий-смежников - огромная, а взаимоотношение КБ-11 с ними - не всегда конструктивными.

Поэтому постепенно все работы стали "стягиваться" в КБ -11, которое превращалось в головную организацию, и в которой НКС стал организационно оформляться в профессиональный конструкторский коллектив.

Но несмотря на значительные усилия, а также в связи с новизной и непредвиденными научными и техническими трудностями создания РДС и, отчасти, с задержкой конструкторским бюро подбора кадров, развёртывания работ и задержкой строительства для КБ-11 зданий и сооружений, первоначальные сроки изготовления первого экземпляра РДС-1 не выполнялись.

В этой связи, Постановлением СМ СССР от 8 февраля 1948 года были установлены новые сроки, а также приняты меры по укомплектованию недостающими кадрами, в частности, квалифицированными физиками - теоретиками и математиками.

Так как к конструкторам каких-либо серьёзных претензий не было, постановлением предусматривалось лишь "дополнительно подобрать 20 научных сотрудников, 40 инженеров, техников, лаборантов и 60 высококвалифицированных рабочих".

Тем не менее, 10 июня 1948 года выходит Постановление СМ СССР "Об укреплении КБ-11 руководящими конструкторскими кадрами", во исполнение которого приказом директора КБ-11 от 8 декабря 1948 года (за девять месяцев до испытания РДС-1) НКС, возглавляемый В.А.Турбинером, был разделён на два сектора.

НКС-1 возглавил генерал-майор, Герой Социалистического Труда, главный конструктор челябинского "Танкограда" Николай Леонидович Духов.

Руководителем НКС-2 стал капитан 1-го ранга Владимир Иванович Алфёров, работавший до этого директором торпедного завода в Махачкале, а затем заместителем начальника Главка станкостроительных и судоремонтных предприятий НК ВМФ Главпрома.

В.А.Турбинеру было предложено стать заместителем Н.Л.Духова. Он не согласился, аргументируя тем, что к этому времени конструкторским коллективом под его руководством все работы по РДС-1 были в основном выполнены без замечаний.

Для поощрения научных и инженерно-технических работников за научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии Постановлением СМ СССР от 21 марта 1946 года были установлены пять премий.

Первая, самая важная, присуждалась в частности "за создание проверенной конструкции атомной бомбы".

После удачного испытания РДС-1 29 августа 1949 года соответствующими Указами Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года Герой Социалистического Труда Н.Л.Духов был награждён второй золотой медалью "Серп и Молот", а В.И.Алфёрову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Кроме этого, Постановлением СМ СССР от 29 октября 1949 года было предусмотрено премировать Н.Л.Духова и В.И.Алфёрова суммой 150 000 рублей каждого, а также:

"Построить за счёт государства и передать в собственность…Духова Н.Л., Алфёрова В.И…. дачу каждому.

Премировать … Духова Н.Л., Алфёрова В.И… автомашиной "Победа" каждого.

Присвоить … Духову Н.Л., Алфёрову В.И…. звание лауреата Сталинской премии первой степени.

Предоставить … Духову Н.Л., Алфёрову В.И….

- право на обучение своих детей в любых учебных заведениях СССР за счёт государства;

- право (пожизненно для них, их жен и до совершеннолетия для их детей) на бесплатный проезд железнодорожным, водным и воздушным транспортом в пределах СССР".

Несколько скромнее, был отмечен труд некоторых конструкторов, начинавших работать под руководством В.А.Турбинера. Сам же Виктор Александрович в списках награждённых не значился.

Подобные истории случались и в другие периоды осуществления атомного проекта.

Так, в 1960 году "ушли" в возрасте 49 лет научного руководителя и главного конструктора, созданного в 1955 году Уральского Ядерного центра (Челябинск-70), одного из ближайших соратников И.В.Курчатова, трижды Героя Социалистического Труда (1949, 1951, 1953 г.г.), лауреата Ленинской и Сталинских премий (1949, 1951, 1953 г.г.) члена-корреспондента РАН Кирилла Ивановича Щёлкина, который ещё в 1948 году был назначен высшим руководством страны первым заместителем главного конструктора КБ-11.

Уж не его ли отношением к некоторым чиновникам ("бюрократизм порождается трусостью, неграмотностью и бессовестностью людей, которых перевоспитывать невозможно, от них надо освобождаться") стало причиной его забвения на долгие-долгие годы?!

Ключевые слова: История, Россия, ЯОК, Валерий Дроздов, Мнения


Другие новости:

Курская АЭС: энергоблок №3 включён в сеть после планового текущего ремонта

В работе турбогенератор №6.

Энергопуск третьего блока Ростовской АЭС может состояться уже в 2014 году

Энергопуск БН-800 также в 2014 году.

Путин включил в состав ВНИИА две организации "Росатома"

В том числе, институт Михайлова.

Герой дня

Елена Миколайчук

Елена Миколайчук: судьба регулятора одинакова

Споры о том, каким быть регулятору после Фукусимы, ведутся. Есть модное поветрие строить систему вокруг комиссии. Не исключаю, что Украина пойдёт этим же путём.



ИНТЕРВЬЮ

Ян Здебор

Ян Здебор
На самом деле, один корпус у нас есть. Это корпус реактора ВВЭР-440, который был предназначен для польской АЭС "Жарновец". Он лежит перед реакторным цехом, и очень многие желают в нём сфотографироваться.


МНЕНИЕ

Елена Миколайчук

Елена Миколайчук
Вопросы борьбы с монополизмом, научной фантастики, сравнительного анализа разных производителей к нашей компетенции не относятся.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100