AtomInfo.Ru


Ян Здебор: мы готовы к новым заказам

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 29.07.2013

В ОКБ "Гидропресс" в мае 2013 года завершилась VIII международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР".

В кулуарах конференции на вопросы электронного издания AtomInfo.Ru ответил технический советник генерального директора "Шкода-JS" Ян ЗДЕБОР.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Ян Здебор, фото AtomInfo.Ru

Пан Здебор, несколько слов о вашем предприятии.

Про "Шкоду-JS" можно сказать так: наше предприятие более 50 лет работает в сфере атомной энергетики. Мы стояли практически у самого зарождения атомных технологий. К счастью, мы сохранили свои способности, несмотря на разные известные общественные и технические события.

Если говорить о будущем, то для нас многое зависит от того, появятся ли новые блоки в Чешской Республике, Словакии, Венгрии, и если появятся, то какие это будут блоки.

Конечно, если на этих блоках будет использована технология ВВЭР, то для нашей компании и многих других чешских фирм, принимавших ранее участие в строительстве блоков с ВВЭР, откроется большой фронт работ.

Это станет новым шагом вперёд для чешских компаний и хорошим шансом для молодого поколения участвовать в серьёзной и интересной практической работе.

В социалистические времена вы выпускали корпуса реакторов ВВЭР?

Не только корпуса. Я бы сказал так: в том числе, корпуса. Мы сделали 21 корпус 440-ых и три корпуса для миллионника. Но, к сожалению, на этом пока мы и остановились.

Три корпуса для ВВЭР-1000 - это два корпуса для первой очереди АЭС "Темелин" и один для АЭС "Белене" (в первую попытку построить эту станцию)?

Да, именно так.

По беленскому корпусу чешского производства вопрос. От болгарских коллег мы неоднократно слышали, что это был очень хороший корпус, опередивший время. Что в нём особенного?

Несмотря на то, что это был первый корпус для миллионника, изготовленный на "Шкоде", он был сделан как будто бы по современным требованиям. У него были очень хорошие характеристики - например, с точки зрения Tk0 (исходная критическая температура хрупкости).

А какое именно значение Tk0 было у этого корпуса?

По разным частям корпуса там было от -40°C до -80°C. Согласитесь, что это очень неплохие показатели. Они практически удовлетворяют современным требованиям к корпусам реакторов.

И поэтому его использовали в наше время при сооружении нового блока?

Да, и мы очень рады, что он свою судьбу нашёл и работает сейчас на Калининской АЭС на четвёртом блоке.

Скажите, вы начинали делать второй корпус для АЭС "Белене"? Ведь, скорее всего, вы должны были выпускать корпуса парами.

Для второго беленского блока мы приступали к работе по производству корпуса, но это было на уровне заготовок. На момент, когда Болгария остановила строительство станции, полностью готовым был только корпус для первого блока.

То есть, в запасниках у вас ещё одного корпуса для тысячника не осталось?

Нет, к сожалению, нет. Действительно жаль, сейчас он вполне мог бы пригодиться (пан Здебор смеётся).

На самом деле, один корпус у нас есть. Это корпус реактора ВВЭР-440, который был предназначен для польской АЭС "Жарновец". Он лежит перед реакторным цехом, и очень многие желают в нём сфотографироваться. Наверно, такая функция за ним сохранится навсегда.

Почему вы не использовали его для Моховце, третьего и четвёртого блоков?

Там уже были готовые корпуса, которые ждали своего часа - принятия правительством Словакии решения о достройке этих блоков.

Теоретически, вы не предполагаете найти в будущем потребителя на сохранившийся у вас корпус ВВЭР-440?

Боюсь, что эра ВВЭР-440 заканчивается, и блоки №№3-4 АЭС "Моховце" станут последними блоками с такими реакторами.

Тогда остаётся только сделать из вашего корпуса музей.

Кстати, это не шутка. Такие предложения и у нас уже делались.

Про музей могу добавить. В Пльзене есть такая организация - "Techmania Science Center". У неё имеется музейная часть, посвящённая, в том числе, истории "Шкоды". Целевая аудитория музея - молодёжь. Школьники, студенты - они ходят туда для углубления своих познаний в физике и технике на живых примерах, компьютерных обучательных программ и игр, и так далее.

Мы провели уже три мероприятия под названием "Ядерные дни в Techmania". Они длятся месяц или больше (в прошлом году было больше месяца). В рамках "Ядерных дней..." мы организуем выставку и читаем лекции для общественности о пользе атомной энергетики.

Пан Здебор, у "Шкоды-JS" раньше было братское - или, как вы говорите, сестринское - предприятие "Шкода-Сталь". На наш взгляд, в Пльзене был создан удобный для производственников симбиоз - вы производили оборудование, а "Шкода-Сталь" обеспечивала вас заготовками.

У этого предприятия были большие трудности. Мы внимательно смотрим, в каком состоянии оно находится.

На сегодняшний день, мне кажется, что наши давние партнёры практически преодолели сложный период в своей жизни. Говорю "практически", потому что с деталями я, естественно, не знаком. Мы слышали о том, что у них принята программа по возобновлению жизненного цикла предприятия. Мы надеемся, что возможность приобретать заготовки у этого предприятия будет сохранена.

По "Моховце" вопрос, по достраиваемым блокам. В каком состоянии сейчас там дела?

Вы знаете, наверно, что "Шкода-JS" не является лидером консорциума, созданного для достройки блоков на Моховце - мы предлагали в своё время такой вариант, но он не прошёл. Инвестор предпочёл самостоятельно организовывать работы. Это его право.

Для этих блоков мы поставляем оборудование первого контура. Мы знаем, что есть запаздывание по срокам пусков. Что здесь субъективного, а что объективного - мне трудно судить, потому что я не участвую в проекте. Наверняка сказались события на Фукусиме, после которых потребовалось внесение определённых изменений в проектную документацию.

Хорошо, а "Шкода" свою часть работы для Моховце выполняет нормально?

Да, с поставкой нашего оборудования никаких проблем нет. Корректнее сказать - с нашей точки зрения нет. Надеюсь, что и с точки зрения других участников проблемы также отсутствуют.

В Восточной Европе заметно присутствие "Шкоды-JS". Мы видим вашу продукцию на Козлодуе, на украинских станциях...

Мы стараемся получать заказы и расширяться. Но правда и то, что крупное реакторное оборудование за последние годы мы делали только для французов. Имею в виду блоки с EPR.

"Олкилуото-3"?

Не только. Ещё и Китай, АЭС "Тайшань". Что касается строящегося блока "Фламанвилль-3" во Франции, то туда мы поставляем оборудование для выгрузки облучённого топлива - всю систему, с вагоном, с оснащением. Мы победили там в конкурсе французского поставщика.

Так что, можно сказать, что на всех строящихся блоках с EPR будет оборудование от "Шкоды-JS".

Вы надеетесь, что в вашем, как сейчас принято говорить, портфеле заказов появятся контракты из России? Имеем в виду, не только для нефтегазовой отрасли, с которой вы уже работаете, но и для атомной энергетики?

Мы надеемся на это. Наша готовность к таким заказам видна невооружённым глазом. В частности, мы модернизировали реакторный цех. Я бы сказал, что он сегодня "моложе", чем в момент своего рождения. Всё его оборудование было модернизировано, все станки получили новые системы управления, установлена новая гидравлика, новое электронное оборудование. Мы готовы.

Как развивается ваше сотрудничество с вашими друзьями из ОКБ "Гидропресс"?

С подольчанами мы сотрудничаем очень давно. Мы очень уважаем наших коллег из "Гидропресса". В прошлом у нас было много совместных проектов с этим предприятием. Надеемся, что и в будущем такая практика продолжится. В "Гидропрессе" работают настоящие профессионалы.

В Чешской Республике в этом году пройдёт конференция по ВВЭР. Вы не могли бы вкратце её представить?

Приглашаю всех на эту конференцию. Это регулярное мероприятие, в этом году оно пройдёт под именем "ВВЭР-2013". Вы понимаете - это название конференции, а не то, что у нас был разработан проект реактора такой мощности (пан Здебор смеётся).

Наша конференция проходит как международная. В ней принимают участие и эксплуатационники, и надзорники, и разработчики.

Само собой, приедут специалисты из России. Наверняка будут также наши коллеги из Украины, Болгарии, других стран-пользователей ВВЭР. Направили приглашения в Китай и Индию, надеемся, что они также приедут к нам.

Конференция пройдёт в Праге 11-13 ноября. Ещё раз повторю - мы приглашаем на неё всех заинтересованных в технологии ВВЭР.

Спасибо, пан Здебор, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, Интервью


Другие новости:

Британское GDA для ВВЭР-ТОИ начнётся в 2015 году - NIW

Всё будет предельно транспарентно.

Физпуск PFBR-500 пройдёт в сентябре 2014 года

Работы выполнены на 96%.

Первый энергоблок Ленинградской АЭС будет вновь введён зимой

Я оцениваю положительно (перспективы ввода первого блока).

Герой дня

Александр Бычков

Александр Бычков: результат оптимистичен

Скажу больше. Есть один эффект, о котором мало говорят, но который носит принципиальный характер. Так называемый ядерный ренессанс развивался больше в коммерческом направлении... После Фукусимы рассмотрение вопросов атомной энергетики вернулось в русло государственной политики и стало её частью.



ИНТЕРВЬЮ

Александр Тузов

Александр Тузов
У американцев очень простые и практически направленные вопросы, и МБИР для этого подходит наилучшим образом - ведь на исследовательской установке можно позволить себе то, что никогда не позволишь на коммерческом аппарате, например, БН-600.


МНЕНИЕ

Елена Миколайчук

Елена Миколайчук
Вопросы борьбы с монополизмом, научной фантастики, сравнительного анализа разных производителей к нашей компетенции не относятся.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100