AtomInfo.Ru


Конференция в Подольске - комментарии участников

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 31.05.2013

В ОАО ОКБ "ГИДРОПРЕСС" (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) состоялась VIII международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР".

Конференция проводилась при участии Госкорпорации "Росатом", ОАО "Концерн Росэнергоатом", Топливной компании Росатома "ТВЭЛ", НИЦ "Курчатовский институт". В конференции приняли участие специалисты из 98 организаций и 15 стран.

В течение четырёх дней работы форума представители российских и зарубежных конструкторских, проектных организаций, научно-исследовательских институтов, атомных электростанций обсудили вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации АЭС с ВВЭР, результатами расчётно-теоретических и экспериментальных работ, направленных на повышение безопасности, модернизацию и продление эксплуатационного срока службы АЭС с ВВЭР.

Наталья Добо, АЭС "Пакш" (Венгрия):

"Я считаю, что на данный момент реакторы ВВЭР являются самыми безопасными. У нас долгий опыт работы по эксплуатации таких реакторов, и, мне кажется, он доказывает, что проблем с этими реакторами нет.

У нас эксплуатируются ВВЭР-440, построенные 30 лет назад, опыт работы с ними показывает, что на данный момент с ними не было больших проблем.

Сам проект нёс большие потенциальные возможности - можно повысить мощность реактора (у нас на АЭС "Пакш" была повышена мощность), а также можно продлить срок службы. И это было сделано без огромных затрат, конечно, нужно было что-то модернизировать, но, например, старые системы контроля были довольно хорошо обоснованы, и только с помощью компьютеризации и уточнения каких-то измерений нам удалось провести модернизацию, то есть не нужно было перестраивать целую станцию.

Стресс-тестов на глобальном уровне мы не проводили, но при каждой модернизации на каждом уровне, конечно, проводились экспериментальные тесты.

Я хочу отметить, что АЭС "Пакш" начала заботиться о безопасности гораздо раньше, и те проекты, которые многие станции начали делать в связи с Фукусимой, мы уже реализовали гораздо раньше.

В 2011 году мы закончили модернизацию сжигателей водорода, точно такие же аппараты хотели поставить и на Фукусиме в своё время, но они отказались от этого проекта, потому что посчитали слишком дорогим. Сейчас и другие станции интересуются этим проектом, и, может быть, если бы в Японии в своё время провели такую модернизацию, масштабы аварии и разрушения реакторных помещений были бы меньше.

Самый главный урок Фукусимы - не стоит забывать о безопасности, не всё вопрос денег. И нужно пересмотреть основы безопасности. Мой коллега из Чехии говорил, что пока что не конкретизированы меропрятия, которые нужно проводить. Сейчас идёт процесс анализа для того, чтобы определить направления модернизации, которые позволят увеличить уровень безопасности.

Поскольку я работаю на реакторе ВВЭР, я считаю его самым безопасным. Перспективы у реакторов этого типа есть. Я могу сказать с точки зрения Европы: интересно было бы развивать проекты ВВЭР-600 и меньшей мощности, потому что страны у нас маленькие, и мы были бы заинтересованы в закупке более маленьких реакторов, потому что потребности страны нужно как-то сориентировать на мощности реактора и потребности сети страны.

В тех странах, где эксплуатируются реакторы ВВЭР, персонал уже подготовлен, имеет опыт эксплуатации этих реакторов, это уже само говорит в их пользу. У ВВЭР-440 референция огромная, и серьезных аварий мы не знаем, что еще раз говорит о том, что они безопасны".

Ян Здебор, к.т.н., советник генерального директора Skoda JS a.s.:

"На этой конференции было представлено много докладов, подтверждающих, что реакторы ВВЭР, с точки зрения новых взглядов на безопасность постфукусимского периода, ведут себя очень хорошо.

Например, был представлен доклад господина Мишака, который участвовал в оценке стресс-тестов Евросоюза. В его докладе ясно было озвучено, что реакторы во время стресс-тестов показали себя очень хорошо. Речь идёт именно о реакторах, которые работают в ЕС и подверглись стресс-тестам. И с точки зрения постфукусимских взглядов, эти реакторы очень надёжные благодаря конструкторскому исполнению, опыт работы с ними это подтверждает.

Если говорить о конкурентных преимуществах, то надо говорить о новейшем поколении, о ректорах, которые только начали строиться. Я, как член консорциума МИР.1200, который предлагает эти реакторы для постройки АЭС в Чехии, по определению должен был сказать, что они хорошие, но я этого не говорю, так как это будет неправильно с коммерческой точки зрения, но скажу, что я уверен в их надёжности, так как я тщательно изучил свойства этих реакторов.

Конкурентные преимущества реакторов этого типа, именно в постфукусимском периоде, - это принцип, которым руководствовались российские конструкторы и проектировщики "Гидропресса" - инновационное развитие оправдало себя, было дополнено новыми разработками.

Первые реакторы на станции, которые используют ловушку расплава, - это российский проект Тяньваньской АЭС в Китае. Мы уверены, что эта комбинация активных и пассивных систем безопасности, которые могут справиться и с запроектными авариями, - это оптимальный вариант на сегодняшний день. Поэтому я полностью уверен, что конкурентоспособность этих реакторов покажет свои возможности на рынке в будущем.

Если говорить о развитии атомной энергетики в общем, нужно смотреть по каждой стране конкретно. В Европе, как вы знаете, Германия решила уйти из атомной энергетики. Другие страны развивают далее свою атомную энергетику, например, Китай. В США этот момент немножко затормозился из-за низкой стоимости газа, который теперь стал свободно доступным, что, само собой, влияет на стоимость электроэнергии. Я думаю, что перед другими странами стоит вопрос "как дальше развивать атомную энергетику", а не "как от неё уходить". Так что я оптимист в этом плане.

После Фукусимы мы получили такой урок: если люди умеют анализировать проблемы, с которыми они сталкиваются, и брать из них примеры для будущего развития - это хорошо.

Фукусимская авария стала толчком к проведению стресс-тестов, но результаты этих проверок оказались хорошие. Все перепроверили вновь свои станции с точки зрения внешнего воздействия, о котором раньше не думали, - наводнения, землетрясения, ураганы - до сих пор не было такой мысли.

Это всё очень важно для энергоснабжения, для удовлетворения собственных нужд, это всё повлияло на улучшение безопасности тех АЭС, которые эксплуатируются, потому что все это пересматривается, и внедряются дополнительно системы, которые могли бы помочь справиться с такими запроектными авариями".

Йозеф Мишак, вице-президент Института ядерных исследований Ржеж (Чехия):

"После Фукусимы стресс-тесты на АЭС проводились по трём направлениям. Первое - экстремальные внешние риски, то есть возможность влияния чрезвычайных внешних воздействий. Фактически, определялось, при какой внешней нагрузке станция разрушится. Раньше задача была совсем другая. До сих пор мы привыкли, что мы доказывали критерии, а сейчас мы показываем - при каком внешнем воздействии может быть уничтожена станция.

Второе направление - это последующая потеря функций безопасности, то есть изучение влияния полного обесточивания реактора, полной потери источников энергии плюс других источников охлаждающей среды.

Третьим направлением было управление тяжёлыми авариями - как станции ведут себя при такой аварии. Если, несмотря на то, что мы сделали, чтобы предотвратить аварию, тяжёлая авария с расплавлением активной зоны всё-таки произойдёт, мы рассматривали, какие у нас есть средства, чтобы справиться с аварией - как технические, так и человеческие ресурсы.

Это кардинально отличается от того, что мы делали в прошлом, когда мы доказывали, что то, что требуется, выполняется.

В случае повреждения станции с большим реактором, мы определяли, какой запас времени у нас есть, чтобы предотвратить угрозу для населения. В этом случае реакторы ВВЭР, в которых есть большие внутренние запасы, большое количество внутреннего теплоносителя и малая мощность, должны быть очень выгодны с этой точки зрения. Естественно, что ВВЭР-440 показал большие успехи при проведении стресс-тестов.

Я входил в управляющий совет, проводивший эти стресс-тесты, и познакомился с председателем французской комиссии, и когда я спрашиваю, какой самый безопасный реактор в мире, он знает, что надо ответить - ВВЭР-440. Это шутка, но фактически так и есть. Проверка показала, что такие реакторы выдержат любое внешнее воздействие больше одного дня - это намного больше, чем у кипящих реакторов.

Кроме того, что у реактора ВВЭР-440 большие запасы внутреннего теплоносителя, также приняты решения по управлению тяжёлыми авариями. В том числе управление по устранению водорода, охлаждение расплавленного кориума, а также внешняя угроза для населения.

Что касается реакторов ВВЭР-1000, они аналогичны западным реакторам, но всё-таки у них есть преимущество из-за больших запасов теплоносителя и парогенератора. Значит, они чуть-чуть получше, чем западные реакторы, но фактически не так сильно отличаются.

Оценка безопасности проводилась не для того, чтобы сказать - эти реакторы хорошие, а вот эти плохие. Все реакторы хорошие, иначе им бы не дали лицензию, если бы они не выполнили все требования.

Стресс-тесты проводились для того, чтобы определить возможности дальнейшего усовершенстования реакторов. Конечно, возможностей всегда много. Из всего европейского сообщества было 4 группы рекомендаций, всего было около 50 рекомендаций по усилению против воздействия чрезвычайных внешних факторов, как повысить надёжность источников питания, включая мобильные источники питания, и как управлять тяжёлыми авариями. Значит, смысл не в том, чтобы доказывать, хорошие ли реакторы, прошли или не прошли, а найти, какие реальные улучшения могут быть сделаны.

Все эти стресс-тесты были проведены на основании того, что мы видели на Фукусиме, но в тестах мы пошли намного дальше, чем было до этой аварии. На Фукусиме не землетрясение уничтожило станцию, а наводнение. В большинстве наших стран у нас наоборот дефицит воды, а не избыток.

Если говорить о конкурентных преимуществах ВВЭР-440 - это большой запас внутренней инерционности, относительно маленькая мощность, большой запас по времени.

Мы надеемся, что сотрудничество с Россией будет продолжаться, у нас исторически сложились отношения в атомной сфере. Я ездил в Москву более 10 раз в 1970-80-е годы, когда мы с Курчатовским институтом и Гидропрессом вместе обсуждали эти реакторы и уже тогда знали, что характеристики и перспективы у этих реакторов хорошие".

Екатерина Шишина, ОАО "Атомэнергопроект":

"ВВЭР ТОИ - это типовой оптимизированный информатизированный проект. Мощность одного блока - 1255 МВт с четырёхпетлевой реакторной установкой типа В-510. В этом проекте было оптимизировано сочетание активных и пассивных систем безопасности, обеспечивающих функциональное резервирование.

Применение дополнительных мер по обеспечению длительной автономности энергоблока при проектных и запроектных авариях. Пассивные системы безопасности срабатывают при каких-либо отказах. Активные - дают запас времени персоналу на принятие мер - привлечение доптехники, подсоединение к каким-то альтернативным путям энергообеспечения и т.д.

В проекте предусмотрена работа пассивных систем, которая обеспечивает запас времени для принятия мер персоналом; использование альтернативных конфигураций работоспособных штатных систем безопасности, предусмотренных проектом; подключение альтернативного оборудования, предусмотренного проектом: мобильной дизельной установки, воздушного теплообменника (вентиляторная градирня), альтернативного насоса промежуточного контура с воздушным охлаждением; восстановление и включение в работу отказавшего оборудования.

Результаты вероятностного анализа безопасности проекта ВВЭР-ТОИ (ВАБ-1) подтверждают, что в проекте обеспечено выполнение всех основных инженерных принципов современной концепции глубокоэшелонированной защиты. Для проекта обеспечен более высокий уровень безопасности по сравнению с другими проектами. Это не считая такого элемента в системе безопасности, как ставшая уже обязательной ловушка расплава. Ресурс управления станцией без участия человека продлён до 72 часов. Это большой запас, так как обычно часа достаточно для того, чтобы персонал сориентировался в ситуации.

Ирина Маношина, ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" Институт теоретической и математической физики:

"Атомная отрасль имеет свою специфику, и компании, которые в ней работают, имеют ограничения режима, секретности и национальной безопасности. В рамках таких ограничений зачастую получается, что коммерческие организации не готовы идти навстречу и сотрудничать с предприятиями атомной отрасли.

В данной ситуации важной становится задача обеспечения развития отечественного программного обеспечения и своих компьютерных технологий и супер-ЭВМ.

Используя иностранные технологии, мы становимся зависимыми от них. Плюс всегда есть угроза, что они могут не пойти на контакт, желая сохранить лидерство на рынке. CFD-код, которым мы занимаемся, непосредственно к обоснованию системы безопасности отношения не имеет, но он может решить ряд задач, например, по водородной безопасности при моделировании энергоблока.

Я считаю, что в целом надо развивать технологию связного моделирования, которая даёт наиболее полное описание физических процессов, происходящих в реакторной установке и в энергоблоке. С учётом их влияния друг на друга как раз удастся получить детальную картину происходящих процессов, обосновать какие-то проектные решения без проведения дорогостоящих экспериментов. Это становится возможным в процессе одновременного использования нескольких кодов, когда происходит процесс расчёта и гидродинамики и напряженно-деформированного состояния, нейтронно-физических процессов.

Сейчас с помощью CFD-кодов мы решаем такую задачу, как моделирование систем вентиляции. Там рассматривается возможность отказа от разделения гермообъёмов. Хотя это больше относится не к аварийным ситуациям, а вообще безопасному функционирования и работе персонала на станции. Это устройство мешает прохождению грязных поток воздуха из загрязнённых технических помещений туда, где работают люди".

Ключевые слова: Выставки и конференции, ОКБ Гидропресс, Шкода-ЯМ, АЭС Пакш, Мнения


Другие новости:

Дмитрий Кумановский: строительство Балтийской АЭС - вопрос важный с точки зрения стратегии развития региона

Ранее запланированные блоки ВВЭР-1200 будут строиться по мере достижения договорённостей с иностранными импортёрами.

Ковальчука со второй попытки не утвердили в должности директора Института кристаллографии

Все вопросы к Ковальчуку связаны с политической ситуацией.

В ОАО ЦКБМ состоялся визит иранской компании NPPD

Обсудили вопросы обеспечения качества конструирования и изготовления ЗИП для ГЦН.

Герой дня

Владимир Асмолов

Владимир Асмолов: хотел бы, чтобы был хотя бы один

На сегодняшний день, конструктора постарались и предложили две очень интересные разработки реакторных установок - ВВЭР-600 и ВБЭР-600. Они получили суперприоритет с точки зрения интересности и инноваций.



ИНТЕРВЬЮ

Александр Николов

Александр Николов
За год до этого, в 2010 году, было подготовлено письмо, адресованное всем АЭС, эксплуатирующим реакторы типа ВВЭР-440. Письмо, однако, не было подписано, потому что реэкспорт ядерного топлива запрещён согласно ДНЯО.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Хотя в Китае избегают этого слова, но фактически дополняющие AP-1000 можно будет смело называть китайскими клонами данной технологии.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100