AtomInfo.Ru


План действий МАГАТЭ: первый год

Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 08.10.2012

Более года назад, в сентябре 2011 года, генеральная конференция МАГАТЭ одобрила план действий по ядерной безопасности, призванный стать реакцией агентства на события на АЭС "Фукусима Дайичи".

В поддержку плана проголосовали все входящие в состав МАГАТЭ государства. Его цель - определить программу работ по укреплению глобальной системы ядерной безопасности. План разбит на 12 направлений. Естественно, его выполнение невозможно без сотрудничества с государствами-членами агентства.

Оценка безопасности АЭС

Одно из приоритетных направлений плана - оценка безопасности атомных станций. МАГАТЭ разрабатывает мероприятия по оценке уязвимостей, причём делает это на основании комплексных подходов.

На выходе государства получают методологию для рассмотрения различных вариантов повышения безопасности АЭС. Кроме общих слов, она даёт практические методы оценки того, насколько конструкции и действия операторов соответствуют ключевым требованиям безопасности.

Возможно, первое применение постфукусимской методологии агентства состоялось в Японии. В январе 2012 года японские регуляторы пригласили в страну экспертную миссию с целью определить - насколько адекватен японский подход к безопасности АЭС и как он соответствует международным стандартам. Работа миссии носила особое значение в свете проводившихся в тот момент в Японии стресс-тестов.

Стресс-тесты или иные схожие по смыслу мероприятия после Фукусимы прошли в большинстве государств, эксплуатирующих АЭС. Теперь важно собрать полученные сведения, чтобы МАГАТЭ получило возможность распространять среди стран-членов как можно более полный набор фукусимских уроков и корректирующих мер. Это, собственно, и является одной из важнейших задач, стоящих перед агентством.

В конечном итоге за разработку планов действий в условиях тяжёлых аварий - в том числе, по смягчению последствий таких аварий - отвечают национальные регуляторы и ЭО. Со своей стороны, МАГАТЭ стало уделять повышенное внимание стратегиям управления тяжёлых аварий в ходе своих независимых экспертных миссий.

Независимые экспертные миссии МАГАТЭ

МАГАТЭ в силу своего устава организует по запросу отдельных государств независимые экспертные миссии. Наибольшую известность среди них получили миссии OSART (эксплуатационные) и IRRS (регуляторные). Но есть и другие типы миссий, не менее важные.

После аварии на Фукусиме в планы проведения миссий были внесены коррективы - главным образом, путём добавления новых модулей. Например, отдельным основным модулем миссий OSART были включены вопросы управления тяжёлыми авариями.

Новые руководящие принципы рассмотрения вопросов управления авариями разработаны для миссий DSARS (проектная безопасность). Структура этих миссий также претерпела существенные изменения.

Был введен новый тип экспертных миссий - миссии по анализу проектирования площадки с учётом внешних событий (Site and External Events Design, SEED). Они призваны заменить устаревшие после Фукусимы миссии МАГАТЭ по оценке безопасности площадки. Миссии SEED станут более углублёнными по таким тематикам, как выбор площадки, оценка возможных опасностей и проектирование.

Агентство последовательно держит курс на повышение транспарентности работы миссий. Нужно понимать, что МАГАТЭ не вольно только по своей инициативе раскрывать итоги работы экспертов - нужно ещё и согласие проверяемой страны. Первые шаги сделаны - ряд отчётов о миссиях, организованных в последнее десятилетие, был опубликован на сайте МАГАТЭ.

Спрос на миссии МАГАТЭ в последнее время растёт. Многие государства хотели бы заручиться независимыми экспертными оценками по состоянию их атомной отрасли. Но перекладывать всю ответственность только на международных экспертов неправильно. В агентстве полагают, что необходимо укреплять концепции национальных самооценок, которые должны проводиться ещё до появления в стране миссии МАГАТЭ.

Предмет отдельного разговора - практическая реализация тех выводов, которые делаются миссиями. Некоторые из них требуют особого внимания со стороны правительств, так как требуют ресурсов и поддержки на государственном уровне.

Аварийная готовность и реагирование

За год, прошедший с момента принятия плана действий по ядерной безопасности, МАГАТЭ провело ряд преобразований.

В первую очередь, были определены пути развития сети RANET - сети реагирования и оказания помощи. В частности, должны быть расширены возможности сети по выдаче оценок и проведению консультаций для уполномоченных органов государств, касающихся смягчения последствий аварий.

Для RANET подготовлены или будут подготовлены новые руководящие материалы, добавлены новые функции. Агентство проведёт серию миссий для согласования действий в рамках сети. Но для успешности RANET требуется, чтобы как можно больше государств зарегистрировало в ней свои возможности по оказанию помощи. И нужно также понять, каким образом потенциал сети может быть использован во время тяжёлой аварии в одной из стран.

Обновлен план реагирования при радиационных инцидентах и аварийных ситуациях (REPLIE). Изменения в него вносились с целью обеспечить предоставление своевременной и легкодоступной для понимания информации государствам, международным организациям и населению об инцидентах на ядерных объектах. Именно за недостаточность и неполноту информации атомная отрасль жёстко критиковалась во время аварии на Фукусиме.

Агентство может самостоятельно давать оценки и прогнозы развития аварийных ситуаций. В частности, для этих целей в МАГАТЭ создаётся экспертная группа EPREG. В её задачу будет входить консультирование секретариата агентства в отношении стратегии и шагов по укреплению и поддержанию международной готовности к авариям.

С согласия государств, МАГАТЭ также готово своевременно направлять к местам аварий миссии по сбору фактов, результаты которых будут публиковаться. Кроме этого, агентство оказывает помощь странам в анализе и самооценке национальных систем аварийной готовности и реагирования (миссии EPREV).

Проверка готовности всех механизмов МАГАТЭ к действиям в условиях тяжёлой аварии в одном из государств пройдёт во время полномасштабных учений "ConvEx-3" в 2013 году.

Коммуникации и распространение информации

Проблема распространения информации - в том числе, для населения! - стояла чрезвычайно остро во время аварии на Фукусиме.

Сегодня очевидно, что в этой области необходимы значительные изменения. Достоверная и своевременная информация о происходящем нужна как для восстановления и сохранения доверия населения к атомной отрасли, так и для принятия эффективных мер защиты населения при авариях.

Во время событий на Фукусиме МАГАТЭ выступало как источник справочной информации. В соответствии с уставом, агентство распространяло официально подтверждённую Японией информацию среди всех государств-членов. Стоит напомнить, что за свою роль "передаточного звена" МАГАТЭ в 2011 году подвергалось жёсткой критике.

В плане действий, принятом на генконференции 2011 года, содержится рекомендация - МАГАТЭ должно расширить сферу охвата информации и оценок, которыми оно делится с государствами-членами, международными структурами и населением. Иными словами, агентство не должно механически повторять сведения, пересылаемые в Вену страной, на территории которой терпит бедствие ядерный объект.

В ответ на рекомендацию, секретариат МАГАТЭ изучил свои возможности с точки зрения получения технических оценок при аварийной ситуации. Чтобы давать подобные оценки, агентству жизненно важно получать своевременную информацию о развитии аварии, параметрах источника выброса и радиологические данные.

В агентстве разработано руководство по официальным механизмам связи в случае инцидентов и аварийных ситуаций (IEcomm), призванное улучшить коммуникации между всеми вовлечёнными сторонами.

Начато функционирование унифицированной системы USIE, предназначенной для сбора информации об инцидентах и чрезвычайных ситуациях на ядерных объектах. К сожалению, к системе присоединились ещё не все государства. Кроме того, систему требуется привести в соответствие с международным стандартом IRIX, принятым для систем обмена радиационной информацией.

В рамках серии изданий МАГАТЭ по аварийной готовности и реагированию вышел в свет документ "Communication with the Public in a Nuclear or Radiological Emergency". В нём содержатся практические руководящие материалы для лиц и организаций, ответственных за информирование населения и СМИ. Агентство считает, что население должно получать достоверную и своевременную информацию до, во время и после ядерного инцидента.

События на Фукусиме поставили под вопрос эффективность применения шкалы INES в качестве инструмента коммуникации во время аварии. Так, в руководстве по применению шкалы не учитывается авария на нескольких блоках на одной площадке. В настоящее время ведётся работа по пересмотру применения шкалы к тяжёлым, сложным и динамичным событиям.

Наконец, МАГАТЭ будет по-прежнему поддерживать и проводить регулярные учения по аварийному реагированию с участием национальных органов и международных организаций. Причём в программу учений будет включаться такой пункт, как комуникации со СМИ.

Ключевые слова: МАГАТЭ, Мнения, Михаил Сторожевой, АЭС Фукусима Дайичи


Другие новости:

Второй энергоблок Ленинградской АЭС включён в сеть после ремонта

Сейчас идёт набор мощности.

CEZ исключил AREVA из темелинского тендера

Заявка французской компании не отвечает нормативным требованиям.

На Нововоронежской АЭС-2 на штатное место установлен второй парогенератор

Четвёртый ПГ доставят на площадку в октябре.

Герой дня

Юрий Драгунов

Юрий Драгунов: заказчики есть всегда

Ситуации, близкие к сегодняшнему положению на РБМК, были в истории атомной энергетики. Вспомним хотя бы радиационное охрупчивание корпусов реакторов ВВЭР-440.



ИНТЕРВЬЮ

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев
Между китайскими и белорусскими специалистами, конечно, разница есть. В чём она заключается...


МНЕНИЕ

Янко Янев

Янко Янев
Ещё раз повторюсь - в Болгарии есть специалисты, хорошо разбирающиеся в предмете. Но, к сожалению, их не спрашивают.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100