SKODA-JS строит атомные станции уже более 50 лет Plzensky denik, ОПУБЛИКОВАНО 30.03.2011 Чешская Республика - одно из немногих государств мира, которые умеют построить и безопасно ввести в эксплуатацию атомную станцию. Лидером чешских и словацких компаний-поставщиков в области атомной энергетики является плзеньская компания "SKODA-JS". Поэтому не стоит удивляться тому, что она традиционно входит в рейтинг 100 самых успешных компаний Чехии. В послевоенное время лишь в исключительных случаях Советскому Союзу и США удавалось договориться. Когда обе империи около 60 лет назад нашли общий язык, для Чехословакии это означало возникновение новой отрасли в машиностроении - атомной энергетики. А что это означало для Пльзеня? Возникновение компании "SKODA-JS", в которой сегодня работает более тысячи человек, и которая участвует в разработках и поставках оборудования для всей Европы и за её пределами. США и Россия ударили по рукам - в Пльзене возник "атом" "В конце 1953 года президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил советскому правительству сотрудничество в использовании атомной энергии для мирных целей. Возникла совместная программа "Атом для мира", и советское правительство предложило сотрудничество своим союзникам. В 1955 году было подписано соглашение с тогдашней ЧСФР, а через год был подписан договор о помощи при строительстве первой чехословацкой АЭС А-1 в Ясловских Богуницах", - описывает первые шаги чешского атомного машиностроения Карел Вагнер, который тогда работал на заводе "Шкода". Буквально в течение нескольких месяцев возникло несколько уровней сотрудничества. При Карловом университете был создан факультет технической и ядерной физики, а в машиностроительных фирмах и исследовательских институтах - ряд специализированных коллективов. Дар предвидения и пробивная сила главного инженера "Шкоды" Йозефа Гауэра способствовали тому, что ведущие позиции при строительстве А-1 между чешскими поставщиками заняла именно плзеньская компания. Она в конце концов, вопреки колебаниям политической воли и многочисленным изменениям, завершила и заявила о своей значительной роли в новых проектах использования атома для производства электроэнергии во всём социалистическом блоке. Успех заставил совершить инвестиции в новые цеха После первого нефтяного кризиса, разразившегося в начале 70-ых годов, выяснилось, что советские производственные мощности в области атомного машиностроения не могут удовлетворить возрастающий внутренний и внешний спрос. Поэтому Советский Союз в 1974 году обратился к ЧСФР с просьбой принять участие при производстве комплектов атомного оборудования. Для этого, однако, научно-технического базиса и обычных производственных цехов было недостаточно. Поэтому в 70-ых годах в ареале "Шкоды" возник реакторный цех, который до сих пор является самым большим зданием на территории Пльзеня, а на окраине Пльзеня в Болевце, неподалёку от бывшего военного завода, возник новый производственный ареал "Орлик", где и сегодня расположена компания "Skoda-JS". Вместе с новыми инвестициями разрасталась и производственная программа, а также возможности. Кроме производства реакторов, корпусов, регулирующих механизмов и контейнеров для хранения ОЯТ, "Шкода" обеспечивала поставки для первого контура и работы с топливом для чешских и словацких АЭС. До сегодняшнего дня компания произвела 21 комплект реакторов типа ВВЭР-440 и три комплекта реакторов ВВЭР-1000. После "бархатной революции" в 1993 года концерн "Шкода" был приватизирован и возникла компания "Skoda Jaderne strojirenstvi", название которой через пять лет было сокращено до "SKODA-JS". Фирма оставалась частью материнского "SKODA HOLDING". В 2004 году её приобрёл российский машиностроительный гигант ОМЗ, частью которого она до сих пор является. Продажи стабильно растут До 90-ых годов по понятным причинам компания ориентировалась преимущественно на рынок бывшего социалистического блока. "На этом рынке благодаря хорошему знанию местного оборудования мы по-прежнему сохраняем важные позиции. Но мы также всё чаще получаем заказы из западной части Европы", - говорит председатель правления и генеральный директор фирмы Мирослав Фиала. Компания принимает участие в поставках для АЭС в Финляндии, Швеции, Франции, Германии или Швейцарии, атомные станции которых относятся к числу самых безопасных в мире. Фирма, однако, постепенно вступает и в самый большой рынок мира - Китай. Продажи фирмы в последние годы регулярно достигают трёх миллиардов крон, причём в 2009 г. продажи составили 3,9 миллиардов чешских крон, а прибыль - 240 миллионов крон. Перспективы также многообещающие. Компании удаётся получать заказы, которые настолько заполняют производственные мощности предприятия, что компания за последние два года приняла на работу более двух сотен человек. "Речь идёт о квалифицированных инженерах, проектантах и представителях других профессий. Мы принимали их на работу в то время, когда остальные компании из-за финансового кризиса увольняли людей. Большинство людей работает в Пльзене", - говорит Мирослав Фиала. Ключевые слова: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ Другие новости: TEPCO приложит все усилия, чтобы остаться частной компанией - агентство Компания намерена "приложить все возможные усилия" для того, чтобы избежать национализации. Казатомпром до конца 2011 года приобретет пакет акций обогатительного комбината в РФ Владимир Школьник подтвердил, что компания "намеревается закончить сделку до конца года". Энергоблоки Фукусимы-1 могут накрыть тканью для предотвращения распространения радиации А также использовать танкер для сбора загрязнённой морской воды. |
Герой дня При всём сочувствии к национальному горю японцев я говорил и повторяю: профессионалы обязаны были действовать профессионально и не допустить аварии. ИНТЕРВЬЮ
Елена Миколайчук МНЕНИЕ
Владимир Рычин |