AtomInfo.Ru


Дело NUMEC - тайна пропавшего урана

Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 09.08.2010

Больше, чем Соединённые Штаты, укреплением режима нераспространения не озабочена ни одна другая страна. Такое впечатление создаётся при изучении документов международных форумов и конференций. К сожалению, вектор американской озабоченности чаще всего направляется вовне, на другие государства. О том, что при этом происходит внутри США, говорится редко и неохотно.

В августе этого года МИД Российской Федерации опубликовал список американских прегрешений, накопившихся за последние годы в сфере нераспространения и контроля над вооружениями. Наряду с рутинными, "техническими" инцидентами, в списке можно обнаружить и тревожные события. Так, в 2006 году едва ли не впервые в истории документация, украденная из национальной лаборатории Лос-Аламоса, попала в руки криминальной группировки, связанной с наркоторговлей.

Проблемные точки в американской системе, призванной защищать от утечек чувствительную информацию об ОМП, появились не вчера. В 1977 году конгресс США поручил главному бухгалтерскому управлению (GAO) разобраться и оценить, насколько надёжно в стране сохраняются ядерные технологии. Итоговый доклад, на подготовку которого ушло более года, был до выпуска засекречен по одновременным требованиям ЦРУ и ФБР. Даже сегодня, по прошествии более 30 лет, этот доклад доступен исследователям только с большими купюрами.

Инцидент в NUMEC

Аудиторы GAO не могли и не собирались подменять собой силовые ведомства и расследовать уголовные дела. Для своего анализа они выбрали один из случаев распространения ядерных материалов, имевших место быть в США, и рассмотрели, как на него отреагировали три основных структуры - министерство энергетики (на тот момент, комиссия по атомной энергии - AEC), ЦРУ и ФБР.

В 1965 году в ходе регулярной инспекции представители атомного ведомства США установили, что на ядерном объекте NUMEC в штате Пенсильвания исчезло 206 фунтов урана-235. В первом приближении, данного количества достаточно для изготовления четырёх или пяти ядерных зарядов. Было проведено расследование, но пропавший уран так и не был обнаружен.


NUMEC - компания Nuclear Materials and Equipment Corporation, расположенная в Аполло, штат Пенсильвания. Владела производством по фабрикации ядерного топлива для нужд ВМФ США. Стартовый капитал компании был предоставлен человеком, подозревавшимся в тесных связях с разведкой Израиля. Вскоре после исчезновения урана компания была перепродана - её владельцами последовательно становились ARCO и B&W. В 1983 году производство на заводе NUMEC было закрыто.

До сих пор остаётся загадкой, что случилось с этой и несколькими другими партиями высокообогащённого урана на заводе NUMEC. Наиболее популярными остаются две версии - уран мог попасть в окружающую среду из-за несовершенства технологических процессов, или мог быть нелегально переправлен в Израиль для создания ядерного оружия.

Судебных приговоров по делу NUMEC вынесено не было. Но экс-менеджмент компании не сумел добиться своего полного обеления - то есть, признания обычными растяпами, а не израильскими ядерными контрабандистами. Комиссия по ядерному регулированию США по настоящий день не смогла получить для себя ответ по судьбе пропавшего урана.

Федеральное правительство США хранило молчание об инциденте в NUMEC. Информация, попадавшая в открытые источники, носила обрывочный и уклончивый характер. У независимых экспертов практически сразу возникло четыре версии. Первая предполагала факт некоего ядерного инцидента, сокрытого американским руководством. В трёх остальных фигурировал Израиль как конечный получатель пропавшего урана, и оставалось лишь выяснить - была ли передача ядерного материала самодеятельностью компании NUMEC, акцией ЦРУ или намеренным шагом, согласованным с правительством США.

Министерские проверки

В шестидесятые годы к частным компаниям, привлекавшимся для работ по военной ядерной программе США, относились как к английским джентльменам. Верили им на слово и не обижали частыми проверками. Список требований к частникам, получавшим доступ к оружейным материалам высшего качества, мало отличался от требований к субподрядчикам в молочной промышленности. Трудно поверить, но среди обязательных пунктов не упоминалась даже необходимость вооружённой охраны запасов урана!

Единственное, о чём субподрядчики предупреждались строго - штрафы за утерю или повреждение урана. Также рекомендовалось заботиться о здоровье персонала. При этом, учёт делящихся материалов у субподрядчиков проводился не чаще, чем раз в год, а вместо точных измеренных данных допускалось ограничиваться оценочными значениями.

Компания NUMEC была одной из тех самых частных фирм, трудившихся на благо американской военной мощи. В декабре 1957 года она получила лицензию от комиссии по атомной энергии для работы с высокообогащённым ураном и проведения ядерных НИОКР. С этого момента и в течение последующих 20 лет компании было передано, в общей сложности, 22 с лишним тонны ВОУ - как напрямую от государственных учреждений, так и от других частных субподрядчиков.

До инцидента 1965 года - то есть, за восемь лет работы с ВОУ - компания NUMEC проверялась инспекторами атомного ведомства шесть раз. В 1961 году они впервые попытались выяснить, как же в компании ведётся учёт урана. Результаты инспекции оказались неутешительными, и NUMEC было предписано в кратчайшие сроки устранить недостатки. Разумеется, как показала следующая инспекция в 1962 году, сделано этого не было.


Один из приёмов, который использовала NUMEC и который уже в то время был запрещён на территории Соединённых Штатов - компания не следила за историей поступавшего урана и не вела соответствие партий урана и заключённых контрактов. Среди прочего, это означало, что отследить судьбу конкретной партии урана, прошедшей через NUMEC, было бы невозможно - она могла быть использована в любом из контрактов компании.

В 1964 году атомщики впервые заподозрили, что на заводе NUMEC происходит что-то неладное. В сентябре атомное ведомство попыталось проверить, сколько же урана на самом деле находится на заводе. Проверка не состоялась. Записи, ведущиеся компанией, оказались настолько запутанными, что инспектора не сумели в них разобраться.

Впрочем, в апреле 1965 года атомщики вернулись на завод с желанием довести дело до конца. Результаты превзошли все ожидания. Практически сразу им удалось найти недостачу на 117 фунтов ВОУ. После перерасчётов и перепроверок недостача возросла до 134 фунтов. В ноябре контракты компании подверглись тотальному контролю, и суммарная недостача достигла значения 392 фунта. По 186 фунтам было впоследствии найдено удовлетворительное объяснение, но судьба 206 фунтов осталась открытой.

Потери урана происходили на всех американских заводах, но в NUMEC они превышали средние по стране значения в несколько раз. Неизвестный чиновник из AEC предложил свою "теорию", которая тут же была благосклонно принята властями - компания якобы систематически занижала в отчётности свои урановые потери по выполняемым контрактам, и из-за этого якобы и образовалась несуществующая в реальности недостача. Обнаружить занижение раньше было невозможно, так как NUMEC смешивала поступающий к ней по различным контрактам уран. Но именно в апреле 1965 года на заводе исполнялся единственный контракт, что и позволило инспекторам найти несоответствие в данных.

Странные совпадения

В складную сказку поверили не все. В феврале 1966 года высокопоставленные чиновники атомной комиссии обратились за помощью к ФБР. Согласно американскому закону об атомной энергии, случившееся в NUMEC прямо подпадало под юрисдикцию ФБР, но бюро отказалось инициировать расследование.

Атомщикам пришлось действовать самостоятельно, но их возможности, разумеется, уступали возможностям профессиональных сыщиков. Тем более, что NUMEC предприняла все меры, чтобы загладить скандал. Компания выплатила атомной комиссии штраф в размере 1,1 миллиона долларов - частично деньгами, полученными от банка "Mellon", частично ураном, ранее приобретённым компанией.

В рядах персонала NUMEC появилось пополнение. В компанию был принят на хорошую должность… один из сотрудников AEC, участвовавших в расследовании, эксперт по учёту и контролю. Именно он до своего прихода в компанию провёл на заводе NUMEC больше всего проверок и лучше всего среди атомщиков представлял ситуацию на предприятии.

Предательство коллеги стало не последней неприятной новостью для атомщиков. Неожиданно выяснилось, что часть документации NUMEC по учёту поступающего ВОУ была уничтожена. В компании пояснили, что это случилось в январе-феврале 1964 года во время… трудового спора на заводе. По странному совпадению, пропавшие документы являлись именно теми, кто мог бы пролить дополнительный свет на исчезнувший уран.

В деле NUMEC появился иностранный след. Атомщики выяснили, что президент компании неоднократно встречался с высокопоставленными представителями правительства Израиля. Более того, на момент обнаружения пропажи урана он являлся зарегистрированным агентом министерства обороны Израиля и принимал активное участие в разработке контрактов на поставку в эту страну американского оружия.

Следующее известие повергло комиссию в настоящий шок. Как оказалось, глава NUMEC одновременно был владельцем 50% акций некоей компании в Израиле, занимавшейся "экспериментами с радиоактивностью".

Человек, отвечавший в AEC за расследование инцидента в NUMEC (его имя до сих пор содержится в тайне), был полностью уверен в том, что эта компания могла заниматься контрабандой ядерных материалов. А один из экспертов AEC по безопасности, ушедший после дела NUMEC в отставку, смог вычислить, каким образом пропавший уран мог уйти за границу.

В период, примерно соответствующий пропаже, компания поставила во Францию низкообогащённый (по документам!) уран в количестве, соответствующем количеству пропавшего ВОУ. При том положении дел с учётом делящихся материалов, которое сложилось в NUMEC и во всех Соединённых Штатах, не представляло труда подменить уходивший за океан НОУ и заменить его на ВОУ. Но эта версия не получила развития, так как она предполагала участие в контрабанде, как минимум, ещё одной страны - Франции.

Руководство AEC предпочитало придерживаться версии о банальном разгильдяйстве и не замечать цепочку странных совпадений. В качестве аргумента выдвигались результаты интервью с 37 сотрудниками компании NUMEC. Всем им был задан вопрос "Верите ли вы в то, что уран из вашей компании был передан в другое государство?". Все они честно и искренне поклялись, что не верят.

Шестидесятые годы в США были временем ядерных джентльменов, веривших друг другу на слово. Покончил с этой практикой президент Джеральд Форд, отдавший в 1976 году устное распоряжение ФБР вернуться к событиям на NUMEC. Но время было упущено, ключевые свидетели сменили стороны, а ключевая документация была уничтожена. Неудивительно, что новое расследование результатов не дало.

Четыре года ФБР

Устное распоряжение президента Форда оказалось для ФБР как нельзя кстати, когда в 1977 году действиями - а точнее, бездействиями - бюро заинтересовались аудиторы GAO. Сыщики уведомили аудиторов, что не станут отвечать на их вопросы, снабжать их информацией и предоставлять доступ к материалам, так как это может повредить ведущемуся расследованию.

Впрочем, некоторую информацию ФБР всё-таки выдало, но она ещё более запутала дело.

Оказывается, в июне 1965 года AEC обратилась к ФБР с запросом - не должен ли президент компании NUMEC, выполняющей контракты в интересах ВМФ США и работающей с оружейным ураном, зарегистрироваться в Соединённых Штатах как иностранный агент влияния? Беспокойство у атомщиков вызывали связи бизнесмена с официальными лицами Израиля.

В августе 1965 года ФБР начало проверку по запросу от AEC. Проверка заняла 14 месяцев, по итогам которых бюро выдало отрицательное заключение - нет, человек, выполняющий контракты с оружейным ураном и одновременно участвующий в сделках по поставке оружия в Израиль, не должен регистрироваться как иностранный агент влияния!

ФБР объяснило аудиторам причину своего неучастия в расследовании по горячим следам, которое проводило атомное ведомство. Как уже говорилось выше, в феврале 1966 года AEC попросило бюро о помощи, но нарвалось на отказ. Поводов для него было два. Во-первых, атомщики так составили свой запрос и так обрисовали общую ситуацию, что бюро не поверило в возможность кражи урана. Во-вторых, в те времена ФБР элементарно не любило заниматься делами, связанными с учётом и контролем радиоактивных материалов.


В докладе GAO после абзаца, описывающего ответ ФБР, сохраняется большая купюра. Чтобы узнать, чем именно была вызвана нелюбовь бюро, придётся ждать ещё 10-20 лет до полного рассекречивания документа. Может быть, такая нелюбовь была связана с тем, что в подобных расследованиях ФБР слишком часто находила… следы ЦРУ?

Нужно отдать должное американским сыщикам. По мере того, как скандал вокруг NUMEC разгорался, в них постепенно просыпалась гражданская ответственность. Агенты бюро изучили израильские связи верхушки компании и оценили на месте положение дел на заводе. В 1969 году, то есть, спустя четыре года после обнаружения недостачи урана, ФБР доложило президенту Никсону о деятельности NUMEC.


Правительство США беспокоилось о NUMEC в два раза быстрее, чем ФБР - всего лишь два года, а не четыре. В 1971 году при поддержке чиновников из AEC президенту попавшей под подозрение компании была подыскана хорошая должность в "Westinghouse", где он не имел доступа к данным, связанным с национальной безопасностью. В 1972 году NUMEC была выкуплена лояльной к правительству компанией "Babcock & Wilcox" и более не была замечена ни в каких "странных" происшествиях с ураном.

Доложив в 1969 году президенту, ФБР посчитало свою работу выполненной и не возвращалось к делу NUMEC вплоть до поступления распоряжения от президента Форда в 1976 году. Детали расследования, инициированного в 1976 году, в открытом доступе отсутствуют, но можно предположить, что ничего нового сыщики найти не смогли.

Ещё меньшую заинтересованность в контактах с аудиторами GAO продемонстрировало ЦРУ. Более того, часть отчёта GAO, в которой описывается полученная от управления информация, по-прежнему остаётся засекреченной.

Украли или не украли?

Было или не было хищение высокообогащённого урана на заводе NUMEC? Хранится ли исчезнувший уран в ядерном арсенале Израиля, или его следы нужно искать в землях и реках штата Пенсильвания?

Аудиторы GAO, пытавшиеся разобраться в этом запутанном деле, к однозначному ответу не пришли.

Министерство энергетики США придерживается позиции, что кражи не было, хотя и не может однозначно исключить такую возможность.

Агенты ФБР, проводившие расследование, полагают, что собрано немало информации, говорящей о краже, однако она носит неоднозначный характер и не может считаться достоверными уликами.

Мнение ЦРУ США по данному вопросу остаётся под грифом "секретно".

Ключевые слова: Нераспространение, УКФЗ, США, Израиль, Владимир Рычин


Другие новости:

Военные закончили борьбу с пожарами под Саровом

Было задействовано более тысячи военнослужащих и 30 единиц техники.

МЧС локализовало лесной пожар под Снежинском

Пожар площадью около семи гектаров локализован, угрозы жителям и промышленным объектам нет.

В США массово нарушаются правила хранения радиоактивных материалов - МИД РФ

Только за пять лет американцы потеряли более 1500 источников ионизирующих излучений.

Герой дня

Юрий Юрьев

Юрий Юрьев: ТОПАЗ - абсолютный рекорд

В космосе по прямой не летают, к сожалению. Оптимальные орбиты - это годы. Но я думаю, что туда полетят молодожёны. Им будет нескучно, и вернутся обратно они втроём.



ИНТЕРВЬЮ

Людвиг Литвинский

Людвиг Литвинский
Благо, Украина имеет достаточно большие природные запасы урана, и мы сможем продержаться на 20-30 лет дольше, чем остальные страны. Но и нас с неизбежностью ждёт исчерпание ресурсов.


МНЕНИЕ

Рашо Пырванов

Рашо Пырванов
Территория площадки под новые блоки равняется 55 гектарам. Из них в собственности АЭС "Козлодуй" на данный момент находится 21,27 гектар.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100