AtomInfo.Ru


АЭС Lemoniz - кровь и атом

Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 06.09.2020

В мире не так уж и мало недостроенных атомных станций. Одни были заброшены по экономическим причинам, другие пали жертвой политических интриг. Но есть в их числе станция, сооружение которой остановила кровь - это АЭС "Lemoniz" в Испании.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

АЭС Lemoniz

АЭС для Страны Басков

Строительство АЭС "Лемонис" (Lemoniz, или неформальное название Basordas по имени осушенной в рамках проекта бухты) стартовало в 1972 году. По плану станция должна была состоять из двух энергоблоков с реакторами PWR мощностью 930 МВт(э) каждый.

Проектирование и сооружение АЭС "Lemoniz" проходило в соответствии с амбициозными планами Мадрида по развитию атомной отрасли страны. Место для станции определили энергодефицитное. Планировщики искренне верили в то, что АЭС не только обеспечит окрестные города и деревни электроэнергией, но и подтолкнёт в регионе экономический рост.

К несчастью, станции пришлось жить с родовой травмой. Дело в том, что находилась она на берегу Бискайского залива в Стране Басков.

Отвечавшая за строительство компания "Iberduero" (сегодня её знают как "Iberdrola") не видела проблем в приходе атомной энергетики на баскские земли. Она собиралась даже после Лемониса построить в Стране Басков ещё несколько АЭС, и эти планы местному населению категорически не нравились.

Было бы неверным считать эту неприязнь беспричинной. В Испании правил диктаторский режим генерала Франко, упразднивший баскскую автономию и относившийся к Бискайе и Гипускоа как к "провинциям-предателям". Вместе с АЭС в баскские провинции прибывали жители центральных испанских регионов, разбавляя тем самым их этнический состав.

К политическим страхам добавлялась стандартная радиофобия. Люди опасались за своё здоровье, за окружающую среду, и так далее. Естественно, развеять их страхи не потрудился никто.

Выступления за отказ от строительства АЭС "Lemoniz" сразу стали мощными и (поначалу) мирными. Общественные организации собирали под антиядерными петициями сотни тысяч подписей. В одной только демонстрации в августе 1976 года под лозунгом "Ez, ez, ez, zentral nuklearrik ez" ("Нет, нет, нет, АЭС нет") насчитали более 50 тысяч человек, а в 1977 году на улицы вышло уже почти 200 тысяч.

Мадрид продолжал настаивать на своём, и он был прав - ведь Бискайя нуждалась в энергии. Но на диалог с населением центральное правительство не пошло, и результат оказался трагичным. К конфликту вокруг АЭС "Lemoniz" подключилась подпольная организация ЭТА.

Первые нападения

Боевики ЭТА боролись с франкистами и выступали за возврат к культурным корням баскского народа (единение с природой). Одного этого было достаточно, чтобы вызвать у членов ЭТА ненависть к АЭС, а нежелание центральных властей решить судьбу станции миром окончательно развязало руки боевикам.

Первое нападение на строящуюся станцию произошло в июне 1977 года - на площадке сработало взрывное устройство. К счастью, ни жертв, ни значительного ущерба не было.

В декабре 1977 года пролилась первая кровь. Четверо боевиков с автоматом и гранатами обстреляли на станции пост гражданской гвардии. Охрану спасла халатность - её не было на посту. Сложно сказать, почему так приключилось. Есть предположение, что гвардейцы попросту спали.

На звуки выстрелов они среагировали быстро, ответным огнём один из нападавших был тяжело ранен и позже скончался в больнице. Трое других боевиков скрылись. В победных реляциях испанские газеты утверждали, что нападавшие шли "взрывать АЭС" и натолкнулись на охрану случайно.

В марте 1978 года гвардия помешать не смогла, в реакторном здании одного из блоков прозвучал взрыв, унёсший жизни двоих работников и ранивший 14 человек. Формально боевики предупредили о бомбе, реально предупреждение получилось издевательским - неизвестный позвонил на радиостанцию за 12 минут до взрыва. Организовать спасение людей не удалось.

В июне 1979 года ЭТА устроила ещё один взрыв, на сей раз в машзале, погиб работник. Тактика диверсий не принесла успеха, ни власти, ни атомщики не дрогнули. И тогда боевики решили повысить ставки.

Удар по верхам

Строительством АЭС "Lemoniz" руководил Хосе Мария Райан. Его должность называлась "главный инженер по эксплуатации", но в реальности стройка во многом держалась на его плечах.

Относительно молодой (1943 г.р.) Райан получил образование в области промышленного машиностроения в Бильбао, затем стажировался и работал в США. В 1966 году он вернулся в Испанию и начал делать трудовую карьеру в "Iberduero".

29 января 1981 года Райан был похищен на выходе со стройплощадки. Боевики ЭТА выдвинули ультиматум: "Работы по строительству станции должны быть прекращены, иначе Райана убьют". Срок - неделя.

К чести жителей Страны Басков, даже те, кто искренне боролся с АЭС "Lemoniz", решили, что подобные действия недопустимы. В Бильбао прошла демонстрация, в ходе которой атомщики и их противники требовали освободить инженера. Похищение осудили многие влиятельные испанские и международные организации. Супруга Райана, мать пятерых (!!) детей, выступила с телевизионным обращением к боевикам.

Ничего не помогло. По истечении срока ультиматума Райан был убит выстрелом в голову.

Выводы были сделаны. Компания "Iberduero" обратилась к местному парламенту Страны Басков с просьбой открыто высказаться в пользу строительства АЭС, а центральные власти, в свою очередь, передали местным баскским властям полномочия в сфере энергетики.

После всех организационных изменений работы по строительству станции продолжило государственно-частное партнёрство с участием местного капитала. В Мадриде надеялись, что такой шаг успокоит боевиков и заставит их забыть про АЭС.

Убийство накануне пуска

После гибели Райана строительство возглавил его друг и коллега Анхель Паскуаль Мугик. Он прекрасно осознавал, на что шёл, ведь вскоре после назначения он получил письменное предупреждение от ЭТА: "Ты умрёшь!".

Семья Анхеля Паскуаля считала, что он должен отойти в сторону. Но новый главный инженер был не из тех людей, кому судьба часто делала подарки. Он отказался бросить работу и оставить дело, в которое он верил. Кроме того, он надеялся, что переход стройки под контроль местных властей ослабит напряжённость вокруг неё.

Боевики не могли подобраться к Паскуалю 15 с лишним месяцев. За это время главный инженер довёл первый блок почти до самого завершения, можно было готовиться приступать к пусковым испытаниям.

Свой удар ЭТА нанесла 5 мая 1982 года. Инженер подвозил 17-летнего сына до школы, за ними следовал автомобиль сопровождения. Одной машиной боевики преградили дорогу инженеру, другой - отсекли охрану. Анхель Паскуаль был убит на месте, сын получил ранение в руку.

Спустя многие годы, будучи пожилым человеком, Паскуаль-младший описал нападение так: "В первые секунды вас парализует. Вы думаете - нет, этого не может случиться со мной! Вы слышите выстрелы, всё происходит быстро. Когда вы начинаете кричать, убийц уже не видно, они ушли".

Истекающий кровью, он смог добраться до дома и предупредить семью, но Паскуаля-старшего уже было не спасти.

Официально убийство Анхеля Паскуаля Мугика осталось нераскрытым. Неофициально испанские полицейские рассказали его сыну, что одного из нападавших нашли в Кабо-Верде и расстреляли.

О семье инженера позаботилась компания "Iberduero", предложив вдове достойную зарплату.

Конец истории

Убийство второго по счёту руководителя строительства парализовало работы практически полностью. Поэтому в сентябре 1982 года центральное правительство Испании вернуло себе контроль за проектом.

В октябре 1982 года на всеобщих выборах в Испании побеждают социалисты из ИСРП, и стройку вновь заморозят. В 1984 году социалистическое правительство объявило о свёртывании программы по строительству новых атомных блоков, и это поставило точку в судьбе АЭС "Lemoniz".

Недостроенная станция так и стоит заброшенной, хотя попасть на её площадку легальным способом нельзя. Оборудование демонтировано и продано. На месте станции предлагалось устроить тематический парк или перепрофилировать здания под рыбное хозяйство, но ни один из планов не был реализован.

Финансовые потери от закрытия проекта по строительству АЭС "Lemoniz" подсчитать сложно. Относительно достоверно известно лишь, что к моменту убийства Анхеля Паскуаля в строительство было вложено 1,6 миллиардов долларов - и стоит учесть, что это были доллары 70-ых годов.

Ключевые слова: История, Испания, УКФЗ, Статьи, Владимир Рычин


Другие новости:

Началась загрузка топлива на первом китайском "Драконе"

Первая кассета загружена 4 сентября.

БелАЭС к ноябрю начнёт вырабатывать первые киловатт-часы - Михадюк

Сейчас идёт подготовка к МКУ.

График строительства блоков №№3/4 АЭС Вогл остался без изменений

Ввод третьего блока - в ноябре 2021 года.

Герой дня

На блоке №6 ЛАЭС состоялся выход на МКУ

На блоке №6 ЛАЭС состоялся выход на МКУ

На Ленинградской АЭС (входит в состав электроэнергетического дивизиона Росатома) стартовал заключительный этап физического пуска новейшего энергоблока №6 с реактором ВВЭР-1200.



ИНТЕРВЬЮ

Алексей Слободчиков

Алексей Слободчиков
Естественно, до бесконечности продлевать работу реакторов нельзя. Мы не видим эксплуатацию РБМК-1000 за пределами 50 лет, но в интервале 4-5 лет свыше 45 лет работа блоков возможна.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Жидкосолевые реакторы отличаются от действующих легко- и тяжеловодных установок выбором теплоносителя и рабочих тел. Это приводит к тому, что в ЖСР появятся новые источники образования трития - литий и бериллий.


Поиск по сайту: