AtomInfo.Ru


Комментарии к результату проверки Счётной палатой РФ

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 16.01.2015

Коллегия Счётной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты плановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2013 годах на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков АЭС в России.

В своём докладе аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов отметил, что согласно решению Правительства Российской Федерации бюджетное финансирование мероприятий Программы деятельности Госкорпорации "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 30% до 424,6 миллиардов рублей. А сроки строительства семи из девяти строящихся энергоблоков атомных электростанций были, соответственно, сдвинуты.

При этом Валерий Богомолов отметил, что увеличение сроков строительства ведёт к увеличению стоимости реализации объектов.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

"С выводом аудитора Счётной палаты Валерия Богомолова о том, что увеличение сроков строительства атомных станций ведёт к определённому удорожанию стоимости строительства трудно не согласиться.

Однако нельзя не отметить, что в этих, объективно трудных для себя обстоятельствах, концерн "Росэнергоатом" и госкорпорация "Росатом" сделали все возможное для решения возникших проблем. К примеру, финансирование строительства АЭС из федерального бюджета в указанный период, а Счётной палатой рассматривались 2011-2013 годы, было сокращено на 30% до 424,6 миллиардов рублей, однако суммарное финансирование сократилось всего лишь на 18,4% до 941,8 миллиардов рублей.

Это свидетельствует о том, что Росатом изыскал резервы, как собственные, так и привлечённые, и не допустил сокращения финансирования в том же размере, в котором сократило его государство. Я рассматриваю это скорее как заслугу корпорации, которой удалось избежать масштабного сокращения финансирования.

Отсюда - и увеличение размера заимствований корпорации в общем объёме инвестиционного капитала концерна "Росэнергоатом", который составил 63,5 миллиарда рублей из 205 миллиардов рублей.

Кроме того, не стоит забывать, что у компании не было возможности существенно повысить доходы, так как тарифы были заморожены. Увеличение заёмных средств в данном случае - свидетельство успешности Росэнергоатома, роста его привлекательности, готовности инвесторов вкладываться в него.

Что касается изменения сроков части проектов по строительству в России новых энергоблоков, что также отмечается в отчёте Счётной палаты, то и им можно найти объяснение.

Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в 2008-2010 году, то есть прямо перед рассматриваемым СП периодом, привела не просто к уменьшению потребления электроэнергии, но и к пересмотру в сторону снижения среднесрочных прогнозов этого показателя, что привело к необходимости изменения сроков реализации ряда проектов.

Вряд ли бы имело смысл продолжать строить эти блоки прежними темпами, вводить их в строй, но при этом произведённая ими энергия не была бы востребована.

Существовала в рассматриваемый период и техническая проблема, которая привела к переносу сроков реализации части проектов. Речь идёт о задаче восстановления ресурса блоков РБМК, из-за чего потребовалось направить часть ресурсов на строительство мощностей, замещающих данный вид блоков мощностей, сняв их с других объектов.

Но не везде замедлялись сроки реализации проектов в 2011-2013 годах, к примеру, было ускорено сооружение третьего и четвёртого блоков Ростовской АЭС в связи необходимостью обеспечить потребности юга России в электроэнергии".

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов":

"Глядя на итоги работы Счётной палаты РФ, нельзя сказать, что произошло что-то страшное. У аудиторов работа такая - искать недочёты, а не хвалить.

Какие-то недостатки в работе Росатома, которые имеют место быть, по мнению Счётной палаты, будь то перенос сроков ввода в эксплуатацию части блоков или привлечение большего объёма заёмного финансирования, без сомнения, есть.

Но надо понимать, что в последние годы госкорпорация существовала в сложных экономических условиях, когда у нас в стране очень существенно поменялись прогнозы темпов роста энергопотребления и серьёзно менялись условия функционирования электроэнергетических компаний, в том числе и Росатома, который и оказался лишён части государственного финансирования, и попал под изменение правил на рынке мощности.

В результате, ему пришлось пересматривать свою стратегию и каким-то иным образом укладываться в это новое прокрустово, прямо скажем, ложе экономической политики.

Росатом ведь не мог, как, собственно, и многие, ожидать такого развития событий на юге страны с присоединением Крыма. Но госкорпорация гибко подходит к своим обязательствам и смогла пойти на встречу и экстренно решить форс-мажорный вопрос, ускорив строительство третьего и четвёртого блоков Ростовской АЭС, потому что есть очень высокая потребность в генерации на юге страны.

Эта гибкость и в выполнении своих обязательств видна и в том, что по мере необходимости Росатом стремится перенести сроки, чтобы не ставить государство перед дилеммой - либо увеличить госфинансирование, либо сократить инвестпрограмму со сдвигом сроков. В итоге он идёт по рыночному пути и привлекает заёмные средства. Это в какой-то степени тоже позитивный момент, что компания живёт в рынке и ей не требуется ручное управление.

Отчасти перенос сроков ввода в эксплуатацию был связан с тем, что приоритет отдали строительству замещающих мощностей на станциях с РБМК, где возникли проблемы с графитовой кладкой. Наибольшую актуальность она сейчас имеет для Ленинградской АЭС. Но полученные в итоге наработки в дальнейшем использовались и для других АЭС с реакторами типа РБМК.

А ведь в самом начале проблема восстановления ресурсных характеристик графитовой кладки казалась неразрешимой и была такой до тех пор, пока российские атомщики не разработали технологию, которая теперь успешно повышает эффективность (сокращаются сроки и стоимость ремонта).

Иначе если бы Росатом был вынужден в 2013-2014 году проводить даже не вывод из эксплуатации, а остановку одного-двух энергоблоков на Ленинградской АЭС, полностью отказавшись от их коммерческого использования, то это привело бы к крупному кризису на энергетическом рынке. Потому что выбывание из оборота 6-12 млрд киловатт-часов в год было бы даже технически непросто восполнить. Не говоря уже о том, что стоимость замещённой электроэнергии была бы другой.

Поэтому решение проблемы РБМК - это не просто улучшение финансовых показателей Росатома, это и серьёзный вклад в поддержание экономики целого региона в стране.

Что касается задержки сроков пуска четвёртого блока Белоярской АЭС, то надо чётко понимать, что это крупный промышленный энергоблок 800 МВт. И это не серийное строительство, а по сути экспериментальный блок. А на таких блоках-флагманах, которые открывают собственно серийное производство, всегда возникают какие-то сложности. Это ведь опыт, которого нет и который приходится приобретать прямо в процессе строительства. Поэтому задержки в строительстве такого блока вполне объяснимы и не критичны.

Если посмотреть на ситуацию с энергосистемой Урала, там сейчас есть большой избыток генерирующих мощностей и сроки его ввода не критичны, и какие-то задержки не влияют существенно на экономическую ситуацию. Плюс пренебрегать безопасностью наши атомщики не привыкли.

У Росэнергоатома есть три глобальных источника финансирования. Один из них - собственные средства, которые зависят от цен на рынке. Последние годы ситуация там была крайне неблагоприятная для Росэнергоатома (предполагаемого Минэнерго 2-3 года назад роста не произошло). Поэтому собственные источники у Росатома были ограничены.

Второй источник - это госфинансирование. В условиях, когда оно сокращается, надо решать вопрос - где собственно взять деньги. Поэтому приходилось их брать из третьего источника - на рынке, что считается обычной практикой для большинства российских генерирующих компаний и компаний с госучастием, например, того же ИнтерРАО.

В целом привлечение заёмных средств позволяет снизить нагрузку на бюджет. Были бы у Росатома бюджетные средства, он бы, конечно, с удовольствием выбрал бы их. А при их сокращении госкорпорация вынуждена более осознанно относиться к оценке своих собственных сил и средств, так как переходит всё больше на рыночную модель функционирования, когда привлекаются кредиты с высокими ставками.

Поэтому Росатом ещё скрупулёзнее относится к эффективности своих собственных проектов - глупо строить на кредитные деньги проект, который не будет окупаем. Поэтому рост заёмных средств в портфеле Росатома (до определённого уровня, разумеется) - это позитивный фактор.

Это позволяет компании постепенно переходить на рыночные рельсы, а потом и серьёзно конкурировать не внутри страны, а уже на глобальном уровне. Ведь нынешняя эффективность работы концерна не вызывает сомнения - об этом свидетельствует рекордная выработка электроэнергии в 2011, 2012 и 2014 годах".

Владимир Поцяпун, председатель подкомитета по законодательному обеспечению использования атомной энергии комитета по энергетике Государственной думы РФ:

"Без сомнения, одним из ключевых факторов, повлиявших на изменение сроков строительства атомных станций в России, стало сокращение государственного финансирования.

Стоит отметить, что решения о сдвиге сроков сдачи в эксплуатацию новых АЭС, принятые правительством Российской Федерации, были обусловлены объективными причинами. Помимо сокращения инвестиционной программы Росэнергоатома, это и пересмотр прогноза энергопотребления, и решение о переводе энергосистемы Калининградской области в замкнутый режим функционирования.

Совершенно справедлив вывод о том, что увеличение сроков строительства ведёт к увеличению стоимости. Очень важно это понимать сейчас, когда есть приоритетные проекты строительства атомных энергоблоков (например, замещающие мощности для реакторов РБМК, четвёртый блок Ростовской АЭС, который призван решить острую проблему энергодефицита на юге России), и есть чёткое понимание, что эти энергоблоки нужны.

Ещё раз подчеркну, что сокращение финансирования этих проектов приведёт к замедлению темпов строительства и удорожанию строительства для госбюджета в целом".

Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал":

"Счётная палата РФ в 2014 году существенно активизировала деятельность по проверке правильности расходования бюджетных средств. Результаты проверок носят комплексный характер, а документы Счётной палаты РФ стали существенным подспорьем для рыночных экспертов и аналитиков.

В случае с проверкой ГК "Росатом" Счётная палата проделала серьёзную и детальную работу. Бесспорно, внешний независимый аудит чрезвычайно важен в работе любого крупного холдинга, ведь именно он позволяет обнаружить недочёты, которые менеджеры компании зачастую не учитывают в своей деятельности, списывая их на административные решения политического руководства и на прочие экзогенные факторы.

Если рассмотреть заключение Счётной палаты по существу, можно сделать несколько выводов.

Выводы СП об увеличении сроков строительства атомных энергоблоков и повышении их стоимости объясняются двумя факторами: сокращение финансирования нового строительства из государственного бюджета и объективная экономическая ситуация в стране.

После кризиса 2008 года изменились прогнозы по энергопотреблению в региональном разрезе и по экономике в целом, поэтому логично, что там, где изменилась потребность в новых мощностях, сроки были передвинуты.

При этом есть и другой пример - четвёртый блок Ростовской атомной станции (как и третий) будет сдан в эксплуатацию раньше срока, что позволит решить и проблему энергоснабжения Крыма.

Очевидно, Росатом - государственная компания, и потому он заинтересован не просто в том, чтобы выполнять программу строительства, но и в том, чтобы оперативно её корректировать, соответственно, чтобы введённые энергоблоки давали электроэнергию там, где есть в этом потребность.

Что же касается роста доли заёмных средств в общем объёме инвесткапитала Росэнергоатома, то данное обстоятельство является прямым следствием сокращения госфинансирования. Важно помнить, что в условиях замороженных тарифов на электроэнергию концерн не может взять и просто увеличить объем собственных средств.

Стоит обратить внимания и на тот факт, что искусственное затягивание сооружения энергоблоков АЭС влечёт за собой новые издержки. При пересмотре параметров государственных программ об этом нельзя забывать".

Ключевые слова: Россия, Мнения


Другие новости:

Пожар на ЮУАЭС ликвидирован - НАЭК "Энергоатом"

Пожар возник 15 января после отключения трансформатора.

На "Куданкуламе-1" сработала АЗ

Предположительно, переключения на линии электропередачи привели к отключению трансформатора.

Концерн Росэнергоатом завершил 2014 год с рекордной выработкой в 180,5 млрд кВт-ч

2011 и 2012 годы также были рекордными по этому показателю.


Герой дня

Олег Кочнов

Олег Кочнов: останавливаться на достигнутом не собираемся

Остался участок первого контура. Он подготовлен к замене, ГЦНы изготовлены и завезены на площадку, установим их в 2016 году. Далее надеемся заменить АСРК и подойдём к ключевому моменту всей эпопеи - замене бака реактора.



ИНТЕРВЬЮ

Георгий Тошинский

Георгий Тошинский
Восемь, но это не просто ГЦНы. Это насосы, интегрированные в единый блок с парогенераторами. На первый взгляд, конструкция интересная. Но есть и моменты, подлежащие обсуждению.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Наконец, от третьего контура тепло отдаётся четвёртому, в котором циркулирует пар сверхкритических параметров, нагреваемый до 538°C и идущий на турбину.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100