MOX в США - деньги AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 11.03.2014 Президент США Барак Обама предлагает заморозить в 2015 году строительство MOX-завода, входящего в программу по утилизации не менее 34 тонн оружейного плутония, признанного избыточным для нужд национальной безопасности. В порядке обоснования администрация Обамы ссылается на непомерную дороговизну проекта и постоянные сдвиги графика. Последствия прекращения строительства завода просчитывать рано. Нужно напомнить, что американская программа утилизации осуществлялась на паритетных основах с аналогичной российской. Пока можно разобраться с тем, какие именно претензии Вашингтон выдвинул к своему MOX-заводу. В феврале 2014 года главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) опубликовала доклад GAO-14-231 с результатами аудита стоимости американской программы по утилизации оружейного плутония. MOX-завод После завершения холодной войны у Соединённых Штатов образовался избыток оружейного плутония, говорится в докладе аудиторов. По большей части, он хранится в форме сердечников (pit). В 1997 году министерство энергетики (DoE) США анонсировало план по утилизации избыточного оружейного плутония. В него входила организация фабрикации MOX-топлива для использования в американских энергетических реакторах. В 2000 году США и Россия подписали межправительственное соглашение СОУП, в котором обе страны обязались утилизировать не менее 34 тонн оружейного плутония. В дальнейшем были подписаны и другие документы, подтверждающие намерения сторон и определяющие конкретные детали утилизации. В задачи американского MOX-завода (завод MFFF) в Саванна-Ривер входит: - удаление примесей из плутония, извлечённого при демонтаже сердечников, - формирование таблеток из смешанных оксидов урана и плутония, - изготовление кассет с MOX-топливом для легководных реакторов. MOX-завод представляет собой комплекс из напряжённого бетона общей площадью порядка 600 тысяч квадратных футов (около 56 тысяч квадратных метров) - сюда входят также вспомогательные здания. После завершения строительства MOX-завод будет включать в себя около 300 различных технологических систем с 23 тысячами единиц оборудования. Общая протяжённость трубопроводов - 85 миль (около 137 км). Общая протяжённость кабелей - 3,6 миллионов футов (свыше 1000 километров). Общий вес системы HVAC - 1000 тонн. В дополнение к MOX-заводу, сооружается также здание отверждения отходов (WSB). Это также бетонное сооружение общей площадью 33 тысячи квадратных футов (свыше 3000 м2). Общий вид MOX-завода по состоянию на июнь 2013 года Общий вид здания WSB по состоянию на июль 2013 года Исходно предусматривалось и сооружение отдельного завода PDCF по разборке плутониевых сердечников в Саванна-Ривер. Точных сметы и графика строительства данного завода не существовало. В январе 2011 года национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) прогнозировало стоимость PDCF как 4,5-4,8 миллиардов долларов. В 2012 году от этого завода решили отказаться. Взамен предполагалось задействовать имеющиеся цеха в Саванна-Ривер и национальной лаборатории Лос-Аламоса. В июле 2012 года NNSA объявило о том, что с помощью MOX-завода будет утилизировано не 34, а 42 тонны оружейного плутония. Дополнительные восемь тонн плутония никак не были связаны с российско-американским соглашением - то есть, это увеличение не потребовало от России никаких встречных шагов. Стоимость строительства MOX-завода в апреле 2007 года была утверждена министерством в размере 4,8 миллиардов долларов со сдачей в эксплуатацию в сентябре 2016 года. Генподрядчик - компания "Shaw AREVA MOX Services, LLC". Строительство MOX-завода стартовало в августе 2007 года. В 2012 году генподрядчик представил новые смету и график - 7,7 миллиардов долларов при пуске в ноябре 2019 года. По заводу WSB в декабре 2008 года была одобрена смета 344,5 миллионов долларов со сдачей в эксплуатацию в сентябре 2013 года. В декабре 2012 года NNSA одобрило увеличение стоимости до 414,1 миллионов долларов с началом эксплуатации в августе 2015 года. Генподрядчик - "Savannah River Nuclear Solutions, LLC". Механизмы роста цен Аудиторы GAO перечислили в своём докладе основные механизмы резкого роста стоимости MOX-завода. Министерство энергетики США одобрило смету и график сооружения завода до того, как был полностью закончен его проект. А именно, в апреле 2007 года (на момент принятия первоначальной сметы) проект был готов всего лишь на 58%. Неготовность проектной документации, естественно, не позволила немедленно приступить к контрактации оборудования. Задержка во времени обернулась удорожанием. Так, один из поставщиков в 2008 году заявил цену на своё оборудование, четырёхкратно превосходящую свои же цены 2005 года, на которые закладывались авторы первоначальной сметы. Стоимость монтажных работ в действительности оказалась большей, чем предполагалось изначально. Так, в версии сметы от сентября 2012 года генподрядчик увеличил стоимость монтажа трубопроводов на 26% по сравнению с версией от апреля 2007 года. Более того, по завершению проекта выяснилось, что общая длина трубопроводов должна быть увеличена на 33%. Свою роль сыграло и ужесточение требований регулирующего органа по безопасности - в проект понадобилось вводить новые системы безопасности, что тут же сказалось на общей стоимости. Следующая причина задержек и перерасходов - генподрядчик строительства MOX-завода испытывал затруднения при выборе субподрядчиков и поставщиков, способных исполнять работы с требуемым уровнем качества. MOX-завод в Саванна-Ривер сооружается по образцу аналогичного предприятия во Франции. Однако требования американских регуляторов отличаются от требований их французских коллег, что и привело к трудностям при выборе исполнителей. Серьёзный вызов составила большая, чем ожидалось, текучка инженерно-технических кадров. Люди уходили в другие отраслевые проекты. В частности, за семь лет строительства практически полностью сменился управленческий персонал, и на обучение и вхождение в курс дела новичков тратилось время. В 2011 году проект покинуло свыше 15% инженерно-технических работников. В последующие годы отток кадров продолжился. Наконец, свой вклад внесло и решение NNSA отказаться от строительства отдельного завода PDCF по разборке сердечников. В проект MOX-завода в связи с этим понадобилось вносить срочные изменения, что также привело к задержкам и дополнительным затратам. Самое неприятное, с точки зрения аудиторов - министерство и NNSA до сих пор не смогли количественно определить раскладку потерь по перечисленным выше механизмам роста цен. Это заставляет задуматься над состоянием дел в управлении проектом. Для завода WSB аудиторы также определили основные механизмы роста цен. Ими оказались выросшие цены у субподрядчиков, ошибки в проектной документации и срывы сроков, допущенные субподрядчиками. Общая стоимость плутониевой программы Аудиторы привели в докладе сводные данные по общей стоимости программы утилизации избыточного оружейного плутония в США в период с 1999 года по 2036 год. Примечание. В последнем знаке сумм могут быть погрешности округления.
Программа PDIP включает в себя общие вопросы по инфраструктуре и управлению - подготовка ОВОС, строительство подъездных путей и т.д. Ключевые слова: Экономика, MOX-топливо, Плутоний, США, Статьи Другие новости: Ростовская АЭС: на строящемся энергоблоке №3 работы идут в соответствии с графиком Завершаются сварочные работы по монтажу трубопроводов САОЗ и КД. Украина сняла запрет на транспортировку топлива - решение регулятора Запрет снят 6 марта. Украина оплатила ТВЭЛ четыре партии ядерного топлива, поставка ожидается весной - источник Поставки пройдут либо по штатной, либо по альтернативной схеме. |
Герой дня Иван Аннезер о взаимном страховании по-западному Более половины участников EMANI - действующие станции (всего 76 площадок со 189 блоками). Есть участники и из других сфер применения атомной энергии. Например, в обществе страхуются 15 исследовательских реакторов, восемь хранилищ ОЯТ, пять разделительных заводов, 11 предприятий фабрикации топлива, и многие другие. ИНТЕРВЬЮ
Борислав Станимиров МНЕНИЕ
Smith |