Опыт решения организационных и правовых вопросов обращения с РАО и ОЯТ в ведущих странах мира Smith, для AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 16.11.2013
Управление и финансирование В большинстве стран мира, эксплуатирующих АЭС, созданы целевые накопительные фонды для финансирования затрат по обращению с РАО и ОЯТ. Их создание связано, в первую очередь, с тем, что полный ЯТЦ значительно превышает период функционирования АЭС, в течение которого осуществляется производство электроэнергии и получение средств от ее продажи. Финальная стадия ЯТЦ, включающая в себя вывод АЭС из эксплуатации, а также обращение с РАО и ОЯТ, является довольно-таки затратной, и средства на покрытие этих затрат могут быть получены только за счёт производства и продажи электроэнергии в период функционирования АЭС. В одних странах организованы общие фонды для финансирования как вывода АЭС из эксплуатации, так и обращения с РАО и ОЯТ, в других государствах эти фонды разделены. В некоторых странах фонды по обращению с РАО и ОЯТ созданы непосредственно при компаниях-операторах АЭС, но контроль над их наполнением и расходованием накопленных средств обычно всё же осуществляется государственными органами (уполномоченной управляющей компанией, действующей под контролем правительства, или же непосредственно государственной организацией). Эффективная система управления обращением с РАО и ОЯТ подразумевает под собой тесное взаимодействие: - производителей РАО и ОЯТ; - предприятий, осуществляющих мероприятия по обращению с РАО и ОЯТ; - распорядителя финансовых средств целевого накопительного фонда; - государственных органов, контролирующих деятельность по обращению с РАО и ОЯТ. Правовое регулирование процесса обращения с РАО и ОЯТ осуществляется на основании соответствующих законодательных документов. При формировании целевого накопительного фонда за рубежом основным принципом является "загрязнитель платит", т.е. производители РАО и ОЯТ (компании-операторы АЭС) полностью отвечают за удаление последствий своей деятельности. Следовательно, основным источником средств такого фонда становятся отчисления от тарифа на электроэнергию, производимую АЭС. Но дополнительным источником средств фонда также могут быть и государственные инвестиции. К примеру, 75% фонда ядерных отходов в Финляндии образуется за счёт отчислений, включаемых в стоимость электроэнергии АЭС, а оставшиеся 25% - за счёт государственных инвестиций. Размер подобных отчислений отличается в разных странах и может периодически корректироваться в зависимости от уточнения расчетов прогнозируемых затрат. В США взносы компаний-операторов АЭС в фонд обращения с РАО и ОЯТ составляют 0,1 цента на 1 кВт×ч произведённой электроэнергии. Это примерно 3-5% от средних издержек на её производство. Во Франции взносы в накопительные фонды по обращению с РАО и ОЯТ, а также вывода из эксплуатации, устанавливаются по рекомендации Счётной палаты в виде надбавки к стоимости электроэнергии. До 2004 года размер этой надбавки к цене электроэнергии для эксплуатирующей организации ЕDF составлял 5%, а после 2004 года - 10%. В Швеции взносы в национальный фонд ядерных отходов в разное время колебались от 0,019 шведских крон за 1 кВт×ч электроэнергии, произведённой на АЭС (примерно 0,266 центов США) до 0,011-0,008 крон за 1 кВт×ч (примерно 0,15-0,11 центов США). В Финляндии компании-операторы АЭС вносят платежи в существующий фонд ядерных отходов путем надбавки к тарифу на производимую электроэнергию в размере порядка 10%. Управление инфраструктурой обращения с РАО и ОЯТ (техническая политика, организация работ, проектирование и строительство необходимых объектов, их эксплуатация), осуществляется национальным оператором, в качестве которого может выступать: - государственная структура, курирующая деятельность предприятий по обращению с РАО и ОЯТ; - организация-собственник объектов по обращению с РАО и ОЯТ; - уполномоченная организация. В некоторых странах (Бельгия, США, Венгрия, Германия, Чешская Республика) в качестве национального оператора выступают государственные организации, которым напрямую подчинены предприятия по обращению с РАО и ОЯТ. В других государствах (Великобритания, Франция, Швейцария, Канада, Финляндия) роль национального оператора выполняют уполномоченные компании или организации. В странах, где созданы централизованные накопительные фонды (США, Финляндия, Швейцария, Швеция, Чешская Республика, Бельгия, Великобритания, Венгрия), управление ими осуществляют уполномоченные компании или правительственные организации. В странах, где фонды созданы эксплуатирующими организациями (Германия, Франция, Канада), управление фондами осуществляется этими организациями под контролем государства. Максимально наглядно возможные различия в организации целевых накопительных фондов иллюстрирует сравнение ситуации в США и Франции (Таблица 1). Таблица 1 - Ключевые особенности организации целевых накопительных фондов
Юридические аспекты обращения с РАО и ОЯТ Правовое регулирование в области обращения с РАО и ОЯТ за рубежом основывается на соответствующей законодательной базе. В одних странах (США, Франция, Швеция) действует несколько законов, регулирующих различные аспекты обращения с РАО и ОЯТ, в других регулирование обращения с РАО и ОЯТ определяется одним общим законом (Финляндия, Канада). Законодательные акты, регулирующие обращение с РАО и ОЯТ за рубежом: - распределяют и закрепляют ответственность (в том числе и финансовую) производителей отходов и государства за обращение с РАО и ОЯТ; - устанавливают систему и порядок формирования средств на покрытие как текущих затрат, так и затрат будущих периодов в виде целевых накопительных фондов. В США Закон о политике в области ядерных отходов возлагает ответственность за обращение с ОЯТ с момента его образования на правительство. При этом ответственность за оплату расходов по обращению с ОЯТ возлагается на операторов станций. Этот же закон устанавливает порядок создание финансового механизма для покрытия текущих расходов и расходов будущих периодов по обращению с РАО и ОЯТ в виде накопительного фонда ядерных отходов. Во Франции Законы №37-633, №92-646 и Закон по отходам определяют государственную политику в области обращения с РАО и ОЯТ, включая ответственность производителей отходов, а также устанавливают механизм целевых накопительных фондов на обращение с РАО и ОЯТ. В Финляндии Закон об атомной энергии устанавливает ответственность производителей за обращение с РАО и ОЯТ и компенсацию соответствующих расходов, а также создание Фонда ядерных отходов, регламентирует порядок управления, накопления, контроля и использования средств фонда. В Швеции ответственность владельцев АЭС за обращение и окончательное удаление ядерных отходов устанавливается Законом о ядерной деятельности, а Закон по финансированию регламентирует соответствующий порядок финансирования будущих расходов на обращение с ВАО и ОЯТ. В Канаде создание накопительных фондов на первом этапе осуществлялось на основе соглашений между компаниями-операторами АЭС и властями провинций, в которых размещены станции. В 2002 году вышел Закон об обращении с РАО, который уже в законодательном порядке закрепил обязательства энергетических компаний в создании подобных фондов. Этим же законом была создана некоммерческая федеральная организация по обращению с РАО и ОЯТ (NWMO) для контроля деятельности энергетических компаний в этой области. Кроме того, интересно отметить, что за рубежом в законодательном порядке закрепляются вопросы, связанные со строительством конкретных объектов обращения с РАО и ОЯТ - решения о строительстве, выбор месторасположения объектов, процедуры выполнения договоров о строительстве и т.д. К примеру, в США Дополнением к Закону о политике в области ядерных отходов от 1987 года для создания подземного хранилища ВАО и ОЯТ определён участок Юкка Маунтин в штате Невада, а Дополнение к Закону о политике в области низкоактивных РАО от 1985 года регламентирует процедуры выполнения договоров о строительстве региональных хранилищах. Во Франции Закон по отходам декларирует решение о строительстве геологического хранилища для ВАО. В Германии регламентация строительства хранилищ регулируется отдельным нормативным актом. В Таблице 2 представлены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие обращение с РАО и ОЯТ в наиболее развитых в этом отношении странах мира. Таблица 2 - Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие обращение с РАО и ОЯТ за рубежом
Вопросы собственности в отношении РАО и ОЯТ за рубежом в большинстве случаев не закреплены законодательно и решаются неформально в привязке к ответственности той или иной организации на определённом этапе обращения с РАО или ОЯТ. Во многих странах ОЯТ относится к РАО (в том случае, если, согласно национальной стратегии, ОЯТ не подлежит переработке), которые подлежат окончательной изоляции и не рассматриваются как объект гражданского права. Фактически, только в США Законом о политике в области ядерных отходов юридически регламетированы права собственности на РАО и ОЯТ. Согласно этому закону, собственность на все РАО и ОЯТ от деятельности АЭС при их транспортировании в централизованное хранилище и всех дальнейших операциях переходят государству. В других странах, обладающих существенным опытом в области организации завершающей стадии ЯТЦ, право собственности на РАО или ОЯТ является "естественным" - кто в данный момент осуществляет процедуры по обращению (хранение, переработку, захоронение), тот и является собственником. Ключевые слова: РАО, ОЯТ, Мнения, Smith Другие новости: Киевский суд отклонил жалобу ГСП ЧАЭС на решение суда по иску к А.Купному и AtomNews У генерального директора ГСП ЧАЭС есть 20 дней для подачи кассации. Фоторепортаж о семинаре по учёту и контролю ядерных материалов в ГНЦ РФ - ФЭИ Семинар завершился 15 ноября. Фоторепортаж с семинара "Нейтроника-2013" Семинар открылся 6 ноября. |
Герой дня Джерри Хопвуд: настоящее и будущее реакторов CANDU Цель, которую ставит перед собой "Candu Energy" в Великобритании - построить безопасные, надёжные и экономичные блоки с EC6 как часть интегрального и фокусированного подхода к безопасному и эффективному решению проблемы обращения с национальными британскими запасами гражданского плутония. ИНТЕРВЬЮ
Стефано Монти МНЕНИЕ
Михаил Зизин |