AtomInfo.Ru


50 лет БНАБ. Взгляд очевидца.

Михаил Зизин, РНЦ Курчатовский институт, ОПУБЛИКОВАНО 08.11.2013


С любезного разрешения автора, мы публикуем текст доклада "50 лет БНАБ. Взгляд очевидца", с которым на семинаре "Нейтроника-2013" выступил Михаил ЗИЗИН (Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт").

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Лили Абагян и Михаил Зизин



Врёт, как очевидец.

Поговорка

Выступать в роли очевидца задача неблагодарная, да и не всем дано помнить многие детали того, что было те самые 50 и чуть меньше лет тому назад. И очень трудно бороться с личными местоимениями. Но что было, то было.

Известно, что история начинается не раньше чем через 50 лет после события. Эти годы прошли, и мы уже можем смотреть на создание лучшей в мире системы констант БНАБ в исторической перспективе.

Прежде всего нужно отметить, что константы БНАБ создавали люди, пришедшие в ФЭИ в 50-ых годах (в сегодняшнем контексте цифра 50 почти магическая - она ещё раз всплывёт чуть позже). Тогда отбор был жесточайший не только по анкетной линии, но и по образованию и умственным способностям.

К сожалению, когда я работал в ФЭИ (61-64 гг), я наблюдал константную деятельность со стороны, ничего в ней, и не только в ней, не понимая. И соприкоснуться с Игорем Ильичом Бондаренко мне не довелось. Но с остальными создателями БНАБ соприкосновения были - на "картошке" и не только.

Первый мой опыт работы с 7- или 9-групповыми константами (точно не помню) для расчёта быстрых реакторов был приобретён еще в 62-63 годах. А когда я переехал в Мелекесс, НИИ атомных реакторов, то совпали два события - запуск в НИИАР ЭВМ БЭСМ-4 и уже официальное появление констант БНАБ [1].

В те годы запуск компьютера был почти как запуск реактора. Считать быстрые реакторы с 18-групповыми константами, ориентированными на расчёт промежуточных реакторов, стало уже неприлично.

Очень важным обстоятельством была организация в НИИАР в 1965 под руководством О.Д.Казачковского Учёного совета, членом которого стал Марк Николаевич Николаев, и приезжал он в Мелекесс почти каждый месяц.

В этом совете была защищена не одна диссертация, связанная с созданием и развитием БНАБ. Это давало возможность личного общения (и не только на банкетах после защиты диссертаций), без которого всё было бы на порядок труднее. Я считаю М.Н.Николаева своим самым главным учителем (основы в меня заложил В.И.Матвеев). А уж считает ли М.Н. меня своим учеником - судить не мне.

И мы в Мелекессе приступили к реализации носившейся в воздухе идеи написания программы для использования новейших констант для расчёта быстрых реакторов, с привязкой этой программы к лучшему в те годы реакторному коду М-18 (И.П.Маркелов и А.И.Невиница, ФЭИ), которая тут же была переделана в М-26.

В густой тени развесистого граба,
Когда я от жары слегка ослаб,
Сказала мне с тоской простая баба:
"Ах, где б сейчас найти хороший...
БНАБ!"

Из стихов С.А.Маркина (НИИАР),
посвящённых 50-летию М.Н.Николаева (1980 г.)


БНАБ нашёлся и в итоге родилась программа МиМ (Макро- и Микроконстанты) [2], в которой были реализованы все основные идеи, заложенные авторами БНАБа в первую версию 1963 года.

Эта программа, написанная сначала в кодах БЭСМ-4 и переписанная в середине 70-ых на Фортране для БЭСМ-6 (А.И.Башмачников и В.В.Утина), просуществовала до начала 2000-ых годов.

Её долголетие не в последнюю очередь обязано, как теперь бы сказали, авторскому надзору команды БНАБ. В те годы авторский надзор был не таким навязчивым, как сейчас.

Одной из важных проблем, возникших при использовании констант БНАБ, была необходимость введения поправок в сечение упругого замедления на форму внутригруппового спектра. Это потребовало организации итераций совместного расчёта констант и 26-группового потока нейтронов.

Когда я защищал кандидатскую диссертацию, С.Б.Шихов просветил меня, сказав, что это была реализация приближения Грюлинга-Герцеля. Я сделал вид, что всё понял.

Нина Оганесовна Базазянц "прикрывала" раздел констант, связанный с сечениями рассеяния, и при введении поправок в сечение замедления сотрудничество с Н.О. было очень важным. Было испробовано несколько способов аппроксимации внутригруппового потока.

Сейчас эта проблема почти исчезла - после появления мультигрупповых констант - теперь эти поправки считаются внутри CONSYST. Но возможные конкуренты БНАБ не должны забывать об этой проблеме.

К счастью, мне никогда не пришлось погружаться в пучину разрешённых и неразрешённых резонансов. Черный ящик с этой проблемой был прикрыт факторами резонансной блокировки. Настоящим волшебником в этой области была Лили Паруйровна Абагян, вечно молодая, всеми любимая, умная и красивая. Такой мы её и запомнили.

На банкете, посвящённом 40-летию системы констант БНАБ, был тост за Лили Абагян (её там не было), в котором отмечалось, как она по-прежнему хороша собой.

Марк Николаев после этого тоста рассказал историю, как однажды в Японии её спросили, не дочка ли она того Абагяна, который ABBN (это западная аббревиатура БНАБ). Когда я рассказывал об этом банкете Лили, она уточнила, что её приняли не за дочку, а за внучку.

Но вернёмся к хронологии. После M-26 константы БНАБ были привязаны к программам расчёта реакторов SN-методом (Л.Н. Ярославцева).

В следующие годы были исследования с разными версиями констант БНАБ (БНАБ-70, БНАБ-78 [3], БНАБ-90, БНАБ-93 [4], РОСФОНД [5] и ещё несколько промежуточных версий).

Оскар Уайльд, рыдая в тёмный фрак,
Шептал в тоске: "О! Это Божья кара!
Зачем я назван именем Оскара,
Ах, как бы подошло мне имя Марк!

Из стихов С.А.Маркина (НИИАР),
посвящённых 50-летию М.Н.Николаева (1980 г.)


Успехи команды БНАБ вызывали зависть у теоретиков. Под руководством Л.Н.Усачёва была предпринята очень интересная попытка автоматизированного уточнения групповых констант (ОСКАР) с использованием интегральных экспериментов.

Ю.Бобков использовал обобщённую теорию возмущений (Л.Н.Усачев, С.М.Зарицкий). К сожалению, полностью автоматизировать этот процесс до сих пор не удалось, и такого рода поправка констант остаётся в значительной мере искусством, которым блестяще владеет команда БНАБовцев.

А потом полетели годы, и автору выпало счастье (и какое несчастье было иногда иметь такое счастье) работать с системами подготовки констант АРАМАКО (М.М.Савоськин), GNDL (В.И.Журавлёв, ИПМ) [6] и CONSYST (Г.Н.Мантуров и др.) [7, 8].

В эти годы были подгруппы, сборки БФС, мультигрупповые константы, данные для расчёта радиационных характеристик, International Handbook of Evaluated Criticality Safety Benchmark Experiments, 8-групповые константы запаздывающих нейтронов, коэффициенты чувствительности, параметры внереакторного топливного цикла и многое другое.

Безусловной удачей М.Н.Николаева было то, что он вырастил в своих рядах Анатолия Макаровича Цибулю. А.М. не только полноправно стал в ряды авторов следующих версий БНАБ (см. список литературы), но и в какой-то момент снял с плеч М.Н. тяжкий груз административных забот, и они вместе сохранили и приумножили константное богатство (не только научное).

В научном отношении в советские годы жизнь была достаточно простой, когда были доступны табличные файлы с групповыми сечениями и тексты программ для их обработки, и не требовалось искать финансирования на их покупку.

Но компьютеры были хилые, возможности программ по числу зон и нуклидов ограничены, и приходилось исхитряться - работа оставалась и пользователям констант.

Постепенно все прочие системы подготовки констант, кроме БНАБ с CONSYST'ом, почили в бозе, и БНАБ стал монополистом. Для БНАБовцев это хорошо, но для остальных - увы (вспоминаются слова поэта Глазкова: "Мы - умы, а вы - увы!").

После расставания с советской властью (некоторые - но не я - до сих пор льют слёзы) жизнь постепенно усложнялась, и в последние годы мы вынуждены работать с константами БНАБ в очень жёстких рамках одного транслятора (монополисты!).

Многие вопросы удаётся решать, используя старые связи, но уже далеко не всегда. Настоятельно нужны программы и библиотеки констант в текстах, чтобы не зависеть от транслятора, и чтобы можно было бы запускаться на суперкомпьютерах. Впереди у нас переход на 299-групповые расчёты, и без суперкомпьютеров не обойтись.

Я никогда в науках не был слаб,
И понимал умом, интуитивно:
Как это ослепительно и дивно
- Знать кой-кого из тех, кто создал БНАБ!

Из стихов С.А.Маркина (НИИАР),
посвящённых 50-летию М.Н.Николаева (1980 г.)


Мне посчастливилось лично знать не кой-кого, а всех членов команды БНАБ, за исключением И.И.Бондаренко. Со многими у меня сложились по-настоящему тёплые отношения, что я считаю одной из самых больших удач своей жизни.

Отличительной особенностью школы М.Н.Николаева - а это самая настоящая по самым высоким критериям научная школа - является постоянный приток молодёжи. Очень многим остаётся только завидовать - не всем удаётся в молодости поработать в такой среде. И хотелось бы, чтобы те, кому выпала эта настоящая удача, понимали, как им повезло.

И закончу стихами всё того же С.А.Маркина (лучше поэта не скажешь!):

Знал академик и простой прораб:
- Нейтроны наши оттого быстрее,
Что ядерные данные - точнее,
Что по константам Запад нас слабее,
И что прикрыл энергокризис БНАБ!

Список литературы

[1] Абагян Л.П., Базазянц Н.О., Бондаренко И.И., Николаев М.Н. Групповые константы для расчета ядерных реакторов. М. Атомиздат, 1964

[2] Зизин М.Н. Сравнительные исследования методик расчёта основных нейтронно-физических характеристик быстрых реакторов. Кандидатская диссертация. Мелекесс, 1968, раздел 2.2.1 «МиМ – программа расчёта и усреднения макро- и микросечений по системе констант БНАБ», с. 61

[3] Абагян Л.П., Базазянц Н.О., Николаев М.Н., Цибуля А.М. Групповые константы для расчета реакторов и защиты: Справочник. М.: Энергоиздат, 1981.

[4] Мантуров Г.Н., Николаев М.Н., Цибуля А.М. Система групповых констант БНАБ 93 // ВАНТ, серия «Ядерные константы», №1, 1995 г

[5]Библиотека оценённых нейтронных данных РОСФОНД, Версия 2010. Доступна на сайте http://www.ippe.ru/podr/abbn/libr/rosfond.php.

[6] Воронков А.В., Журавлёв В.И., Сычугова Е.П. USCONS. Комплекс программ библиотеки GNDL для расчёта групповых макроконстант (Инструкция пользователю) Препринт ИПМ РАН, 1983.

[7] Мантуров Г.Н., Николаев М.Н., Поляков А.Ю.,. Цибуля А.М. Аннотация программы CONSYST. ВАНТ // Серия: «Ядерные константы», № 1, 1996 г. с. 59.

[8] Мантуров Г.Н., Николаев М.Н., Цибуля А.М. Программа подготовки констант CONSYST. Описание применения. Препринт ФЭИ-2828, Обнинск, 2000.

Ключевые слова: История, Нейтронно-физические расчёты реакторов, Михаил Зизин


Другие новости:

Киевский суд отклонил жалобу ГСП ЧАЭС на решение суда по иску к А.Купному и AtomNews

У генерального директора ГСП ЧАЭС есть 20 дней для подачи кассации.

Фоторепортаж с семинара "Нейтроника-2013"

Семинар открылся 6 ноября.

Фоторепортаж с форума "АтомЭко-2013"

Форум прошёл 30-31 октября.

Герой дня

Атомный эксперт

Потерять, чтобы выиграть

Но для самого "Атомстройэкспорта", который как генподрядчик выступал аккумулятором всех рисков по контрактам, эти три проекта обернулись многомиллиардными убытками. Мы постарались разобраться, почему.



ИНТЕРВЬЮ

Стефано Монти

Стефано Монти
Помимо организации конференций и научных совещаний, мы являемся координаторами исследовательских проектов по любому аспекту. Обычно это касается научных и технических тем, предложенных странами-членами МАГАТЭ, интересующимися технологией быстрых реакторов.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Работы ведутся силами белорусских организаций Гомельпромстрой, Гроднооблстрой, Белэнергострой, Гроднопромстрой, 8-й трест г. Бреста, 41 трест г. Сморгони.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100