AtomInfo.Ru


США и готовность к ядерному терроризму

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 01.10.2013

Крупные города Америки нуждаются в федеральной помощи для практической реализации своих планов действий при терактах с применением радиоактивных материалов - радиологической атаке.

К такому выводу пришла главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты). Доклад, подготовленный аудиторами на сей счёт, носит номер GAO-13-736 и выпущен в сентябре 2013 года.

Определения

Радиологическая атака определяется как событие или цепочка событий, ведущие к преднамеренному высвобождению или потенциальной угрозе такового радиоактивных материалов в достаточных количествах, требующих принятия защитных мер.

При планировании ответных действий следует исходить из внезапности радиологической атаки. Типичное средство для проведения атаки - грязная бомба, то есть, обычное взрывное устройство, распространяющее при взрыве радиоактивные материалы. В американской литературе принято сокращение RDD - radiological dispersal device.

Последствия от радиологической атаки с использованием грязной бомбы зависят от типа и мощности взрывного устройства и от степени распространения радиоактивных материалов.

Американское федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) полагает наиболее вероятным, что при взрыве RDD загрязнённой окажется небольшая территория, причём повышение фона не приведёт к непосредственной угрозе людям. Однако FEMA не исключает латентных эффектов, повышающих риск онкологических заболеваний.

Другой тип устройства, применяемого при радиологической атаке - импровизированное ядерное устройство (IND). В этом случае, речь фактически идёт о ядерном заряде, собранном с использованием делящихся материалов. Последствия от атаки с IND будут более серьёзными и сравнимыми с атомной бомбардировкой.

В 2011 году для конгресса США был подготовлен доклад с оценками рисков применения RDD и IND. Авторы доклада пришли к выводу о том, что террористы будут предпочтительнее использовать грязные бомбы, так как (обычные) радиоактивные материалы более доступны по сравнению с делящимися, а в техническом плане изготовление IND более сложно.

Ключевые способности

В 2003 году министерство внутренней безопасности (DHS) США приняло инициативу "Безопасность городских районов". По данной программе выделялись федеральные гранты для укрепления способности городов успешно противостоять терактам в местах с высокой плотностью населения, в особенности, в городских центрах.

На рисунке ниже перечислены крупные города, принимавшие в 2012 финансовом году участие в инициативе DHS.

Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

DHS перечислило ключевые способности, которыми должны располагать города для действий при радиологической атаке.

Города должны располагать планами действий. Необходимо уметь быстро и своевременно доводить информацию до населения. Для координации действий должна быть создана унифицированная управленческая структура (штаб). Штаб должен располагать транспортными средствами для решения приоритетных задач - таких, как эвакуация людей и животных или доставка к нужному месту специализированного персонала.

Печальная, но необходимая способность - обращение с погибшими, куда включаются вывоз и идентификация тел, их временное хранение, передача сведений родственникам, и так далее.

Для живых требуется уметь быстро и чётко проводить спасательные операции и обеспечивать медицинскую помощь, причём в массовом порядке.

Жизненно важные городские системы должны сохранить функциональность после радиологической атаки. Силы правопорядка должны обеспечивать безопасность в поражённых районах - и, соответственно, самим при этом не страдать от последствий атаки.

Как всегда, принципиально важно сохранить средства связи, а также обеспечивать доведение достоверной информации о происходящем до лиц, принимающих решения.

FEMA подготовило и распространило руководства, призванные помочь при составлении планов на всех уровнях. Аудиторы GAO проверили в своём расследовании, насколько серьёзно к этой работе отнеслись в крупных американских городах.

Несерьёзная угроза

Прежде всего, следует отметить, что власти многих крупных городов Соединённых Штатов полагают вероятность радиологической атаки низкой по сравнению с другими угрозами - ураганами и т.п.

Мэры крупных американских городов должны располагать таблицей, ранжирующей угрозы по степени их опасности для вверенного им населённого пункта.

Аудиторы опросили мэров 27 крупных городов. В трёх городах такой таблицы не имелось, в шести городах она не включала в себя радиологическую атаку.

Из оставшихся 18 городов ровно половина оценивала риски от атак с RDD и IND по раздельности, причём один из городов делал это по ошибочной методике. В семи городах эти атаки проходили под одним пунктом, в двух городах рассматривалась только атака с грязной бомбой.

Из 11 городов, оценивавших риски радиологической атаки с грязной бомбой, семь сочли эту угрозу самой маловероятной среди прочих угроз. Из девяти городов, оценивавших риски радиологической атаки с импровизированным ядерным устройством, семь поставили её в списке угроз на последнее место (наряду с атакой с RDD).

Таким образом, вывод однозначен. Несмотря на всё внимание, привлекаемое экспертами, политиками и СМИ к проблеме ядерного терроризма, большинство крупных городов США уверены в том, что их данная проблема не коснётся.

Следующий результат, полученный аудиторами GAO, плавно вытекает из предыдущего вывода. Планы действий при радиологической атаке разработаны менее чем в половине крупных городов США.

Только 11 из 27 мэров крупных городов, ответивших на вопросы аудиторов, сообщили, что у них имеются планы действий на случай теракта с грязной бомбой. Готовым планом реагирования на теракты с IND располагают всего 8 из 27 мэров.

Есть и положительный результат. Города, составившие планы действий, не ограничиваются одним написанием бумаг. В большинстве из них на регулярной основе проходят соответствующие учения.

Помощь федералов

Мэры и сити-менеджеры крупных городов США по-разному оценивают способности своих команд в должной мере отреагировать на радиологическую атаку.

Так, 7 из 27 опрошенных городов полностью уверены в том, что сумеют выполнить все необходимые действия после теракта с грязной бомбой, не прибегая к помощи федеральных властей. Почти все действия выполнят 17 городов. Наконец, все 27 городов способны выполнить хотя бы часть необходимых действий.

При теракте с использованием импровизированного ядерного устройства ответы не столь оптимистичны - помощь федералов на раннем этапе реагирования не понадобится всего двум городам. А 10 городов признались, что такая атака полностью парализует их работу, и их спасение должны будут взять в свои руки федеральные органы.

Интересно отметить, что наличие или отсутствие планов действий никак не коррелирует со степенью уверенности городских властей. Так, из 17 городов, ответивших, что они способны выполнить почти все необходимые действия при теракте с грязной бомбой, у 10 написанный план действий отсутствует.

Впрочем, аудиторы не спешат обвинять мэров в пренебрежении своими обязанностями. В докладе GAO отмечается - федеральные органы подготовили и распространили большой объём руководств на случай теракта с ядерным устройством (что и неудивительно), в то время как для терактов с грязной бомбой объём доступных руководств относительно невелик.

От федеральных властей США требуется не только помощь в разработке планов. Любые планы необходимо обеспечить материальными и людскими ресурсами, а для этого требуются деньги.

В 2013 финансовом году DHS зарезервировала более 1,5 миллиардов долларов на гранты по семи программам, направленным на укрепление готовности к катастрофам. Однако чиновники министерства затруднились пояснить аудиторам GAO, какой объём из этих средств пойдёт на противостояние радиологическим атакам.

Ключевые слова: УКФЗ, США


Другие новости:

Российско-казахстанское ЦОУ стало владельцем 25% плюс одна акция УЭХК

Сделка завершена 27 сентября.

Первый реактор установлен на ПАТЭС

Верфь обязуется сдать ПАТЭС 9 сентября 2016 года.

Белоярская АЭС: энергоблок №3 работает на номинальном уровне мощности

Одна петля была отключена с 27 по 30 сентября.

Герой дня

Михаил Хорошев

Михаил Хорошев: исследовательские реакторы для будущего

В сокращении количества реакторов на самом деле нет ничего трагического. Во время бума развития ядерной энергетики многие страны приобретали их больше для престижа, для приобретения необходимых компетенций для будущего развития технологий мирного атома...



ИНТЕРВЬЮ

Елена Миколайчук

Елена Миколайчук
Как достучаться до правительств в подобных случаях? Была дискуссия на форуме, звучали разные предложения, вплоть до того, чтобы привлекать совет управляющих МАГАТЭ. Мне, правда, кажется, что это может дать и обратный эффект, но пока всё на уровне дискуссий.


МНЕНИЕ

Иль Сун Хван

Иль Сун Хван
После Фукусимы отрасль ищет новые виды теплоносителей, не обладающих опасными свойствами - например, в отличие от воды, не вступающими в химические реакции с образованием водорода. Свинец и свинец-висмут в этой связи привлекают большое внимание.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100