AtomInfo.Ru


Аудиторы GAO о готовности к ЧС

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 18.06.2013

Американским регуляторам необходимо лучше понимать реакцию населения на возможные инциденты с выбросом радиоактивных веществ на атомных станциях. К такому выводу пришли аудиторы GAO (аналог Счётной палаты) в докладе GAO-13-243, подготовленном по запросу конгресса США.

10 миль, 490 ведомств

11 марта 2011 года началась тяжёлая авария на японской АЭС "Фукусима Дайичи", в результате которой почти 150 тысяч человек покинули свои дома.

16 марта 2011 года комиссия по ядерному регулированию (NRC) США выдала рекомендацию гражданам Соединённых Штатах не приближаться к аварийной станции ближе, чем на 50 миль. Впоследствии регуляторы объяснили, что данная рекомендация была сделана в порядке консервативной оценки в условиях поступления с места аварии неполной и зачастую противоречивой информации.

Японские события поставили перед США вопрос - каково положение дел в вопросе о готовности американских станций к чрезвычайным ситуациям, сопровождающимся выбросами радиоактивности?

За готовность АЭС к подобным чрезвычайным ситуациям в США отвечают два ведомства - это NRC и федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) в структуре министерства внутренней безопасности (DHS).

Закон США об использовании атомной энергии требует от NRC выдавать лицензии на эксплуатацию только в том случае, если безопасность населения будет должным образом обеспечена, для чего регуляторы должны дать оценку общего состояния готовности к чрезвычайным ситуациям как на самой площадке, так и в её окрестностях.

В свою очередь, FEMA несёт ответственность за оценку готовности к ЧС в прилегающих к станциям местностях. Агентство также обязано предоставлять необходимую помощь местным и федеральным властям посредством программы готовности к радиационным чрезвычайным ситуациям (REP). При выдаче лицензий на эксплуатацию регуляторы принимают во внимание выводы, сделанные в FEMA, о готовности территорий к ЧС.

Как правило, в США принимается, что планы по эвакуации населения должны затрагивать 10-мильную зону вокруг атомных станций. Исследования NRC показали, что риски для жителей за пределами 10-мильной зоны при радиационной аварии малы. Тем не менее, NRC и FEMA пояснили аудиторам GAO, что нынешнее планирование позволяет в случае необходимости расширить зону эвакуации за пределы 10 миль.

Все 65 американских станций установили вокруг себя 10-мильную зону (английское название "Emergency Planning Zone", EPZ). Насколько сложной может быть задача координации защиты и эвакуации населения из этих зон при ЧС, можно судить по следующим данным - в общей сложности, по стране в пределы 10-мильных зон попадает как минимум 490 местных и федеральных организаций, которые должны принимать участие в защитных и эвакуационных мероприятиях.

Аудиторы GAO по запросу конгресса произвели проверку деятельности NRC и FEMA в плане готовности к реагированию на ЧС. Среди прочего, аудиторы посетили три станции, выбранные по следующему принципу - на расстоянии менее 10 миль от них проживает более 200 тысяч человек, а на расстоянии менее 50 миль более миллиона человек. Они побывали также на АЭС "Сан-Онофре", которая вскоре после их проверки была закрыта - правда, по не связанным с проверкой причинам.

Чрезвычайные зоны

Первое руководство, в котором говорилось об общих принципах разработки планов реагирования на ЧС на станциях с легководными реакторами, было выпущено в США в 1978 году - документ NUREG-0396/EPA 520/1-78-016. Его подготовили совместно ядерные регуляторы и агентство по защите окружающей среды.

В этом документе были официально зафиксированы два типа аварийных зон вокруг АЭС - 10-мильная и 50-мильная.

Первая из них радиусом 10 миль получила полное наименование "10-Mile Plume Exposure Pathway Emergency Planning Zone". В пределах данной зоны населению угрожают как непосредственное воздействие радиоактивных веществ, так и риск при вдыхании при прохождении радиоактивного облака. Основные методы спасения от облака - укрытие в убежищах или эвакуация.

В теории 10-мильная зона должна представлять собой круг соответствующим радиусом вокруг станции. На практике при определении зоны учитываются особенности ландшафта.

Так, например, в качестве одной из границ 10-мильной зоны вокруг АЭС "Limerick" в Пенсивальнии был выбран участок платной автомагистрали "Pennsylvania Turnpike". Это удобно, в том числе, для населения - автодорога представляет собой хороший ориентир, разделяющий опасную и безопасную территории при аварии.

О неидеальном соответствии 10-мильной зоны кругу следует помнить, ведь в случае аварии дотошные наблюдатели могут обратить внимание на факт эвакуации людей из мест, формально отстоящих более чем на 10 миль от станции, и поднять ненужную панику.

Границы 10-мильной зоны вокруг АЭС "Limerick", рисунок GAO

Вторая зона радиусом 50 миль обозначена как "50-Mile Ingestion Exposure Pathway Emergency Planning Zone". В её пределах главные угрозы сосредоточены в попадании радиоактивных веществ внутрь человеческого тела с водой и продуктами - в первую очередь, молоком, свежими овощами и рыбой. Эти риски могут носить долгосрочный характер, и необходимы мероприятия по их минимизации - например, удаление коров с пастбищ и перевод их на запасённые корма.

В NRC полагают, что принятые в 1978 году две зоны реагирования на ЧС сохраняют свою актуальность и сегодня. Это не голословные утверждения. В 2012 году регуляторы провели собственное исследование с целью выяснить последствия от возможных аварий на двух американских станциях, и вывод о 10- и 50-мильных зонах остался без изменений.

Планы мероприятий при аварии на станции необязательно требуют полной и немедленной эвакуации всех людей из 10-мильной зоны. У разработчиков планов есть и другие меры - например, призыв к населению не покидать свои дома или здания, а также раздача таблеток йодида калия.

Допустима, в частности, эвакуация людей из мест, непосредственно прилегающих к АЭС, в то время как остальным жителям 10-мильной зоны будет предложено не выходить на улицу. Конкретные решения должны приниматься с учётом множества факторов - прогноза о времени начала и продолжительности выброса, состава и направления движения выброса, погодных условий и времени суток.

Более того, существуют ситуации, при которых собственно эвакуация может создавать для людей большие риски. В руководящих положениях FEMA указывается, что при определённых погодных условиях, определённых направлениях движения облака и в случае террористических атак предпочтительным станет укрытие людей в убежищах (домах, зданиях и т.п.), а не их эвакуация.

Уроки аварий

За тяжёлыми авариями на АЭС следовали организационные и иные изменения и дополнения в американской системе реагирования на чрезвычайные ситуации.

После событий на TMI-2 администрация США передала ведущие полномочия в планировании мероприятий за пределами площадки от атомщиков чрезвычайщикам, то есть, FEMA. Однако оба ведомства предпочитают работать совместно, о чём в 1980 году NRC и FEMA подписали соответствующий меморандум и для чего создали единый рабочий комитет.

Основная деятельность FEMA по направлению радиационных ЧС сводится к реализации упомянутой выше программы REP. Финансирование программы осуществляется двумя путями. Во-первых, эксплуатирующие организации отчисляют на неё регулярные взносы. Во-вторых, ЭО оплачивают проведение учений по готовности к ЧС, которые проводятся раз в два года силами станций и местных властей.

Программа REP охватывает на данный момент все американские станции, но при этом участие в ней не является обязательным. Местные власти или власти штата, в котором расположена АЭС, могут решить отказаться от участия в федеральной программе, и это будет допустимо при условии, что эксплуатирующая организация докажет наличие у неё сил, средств и возможностей самостоятельно организовать действия по защите населения при аварии.

В марте 2011 года NRC создала рабочий комитет по извлечению краткосрочных уроков Фукусимы. Комитет выдал 12 рекомендаций, три из которых напрямую касались вопросов готовности к ЧС. Однако ключевой принцип зонирования (10- и 50-мильные зоны) он оставил без изменений.

Учения

Надёжность срабатывания американской системы реагирования на аварии на АЭС регулярно подтверждается на учениях. Там же можно получить представление о том, что и как будет происходить в случае реальной аварии.

Сценарии учений разрабатывают ЭО, используя входные данные от местных властей. Некоторые положения сценариев разрабатываются совместно с регуляторами и FEMA.

Люди, занятые на учениях, не знают загодя о выбранном сценарии. Более того, местные власти имеют право вносить в него коррективы по ходу. Так, во время недавних учений на АЭС "St. Lucie" сотрудники муниципалитета решили оживить игру, перегородив автодорогу сломавшейся фурой.

Старт учениям даётся заранее определённым начальным событием - естественно, условным. Персонал станции обязан в течение (не более) 15 минут разобраться и классифицировать событие, объявить о наступлении чрезвычайной ситуации той или иной степени серьёзности по принятой в США четырёхбалльной шкале, а затем доложить свои выводы принимающим участие в учении местным властям.

Местные власти должны принять выводы атомщиков как рекомендации, но конкретные мероприятия они будут проводить с учётом и других обстоятельств, как предписывается планами. К своим функциям они относятся достаточно серьёзно. Один пример - местные власти на всех четырёх станциях, посещённых аудиторами GAO, располагают собственными дозиметрическими службами, в чью задачу входит снабжать муниципалитеты независимыми данными по фону.

Проблема разобщённости между отдельными организациями и ведомствами, от которых потребуется участие в защите населения, может иметь место быть, но с ней успешно борются. Так, для АЭС "Сан-Онофре" два округа, три города, калифорнийский департамент парков и мест отдыха, база морских пехотинцев и собственно станция сформировали межведомственный комитет для координации действий в случае радиационной аварии. При этом каждый из участников комитета имеет и собственные планы действий.

Население в 10-мильных зонах

Хорошо написанные планы, сотрудничество ведомств, регулярные учения не станут сами по себе залогом успеха. Многое будет зависеть от того, насколько грамотно и готово к неприятностям население.

В 2008 году NRC провела детальное обследование, позволившее заключить - люди, проживающие в 10-мильных зонах, в целом знают о защитных мерах и склонны при возникновении чрезвычайных ситуаций следовать выдаваемым им инструкциям.

В пределах 10 миль работа по информированию населения налажена хорошо. Станции и местные власти обязаны ежегодно доводить до населения основную информацию о действиях в условиях ЧС. Форма общения не регламентирована - это могут быть распространяемые буклеты, календари, вкладыши в телефонные книги и так далее.

Доводимая информация обязана содержать краткие сведения о радиации, пути эвакуации, местоположение сборных пунктов, специальную информацию для инвалидов, а также контактные телефоны для получения всех требуемых дополнительных данных.

Муниципалитеты могут объединять свои усилия при подготовке такого сорта информации. Так, округа Сент-Люси и Мартин, расположенные вблизи АЭС "St.Lucie", разрабатывают унифицированные материалы, которые станция затем печатает и доставляет в каждый жилой или хозяйственный дом в пределах 10-мильной зоны.

При подготовке материалов учитывается, что не все граждане США свободно владеют английским. В зависимости от демографической обстановки вокруг станций, ЭО переводят информационные материалы на те или иные языки.

Среди тех, кто при аварии попадёт в группу наибольшего риска, можно выделить приезжих. Это случайные люди, которым не повезло оказаться в 10-мильной зоне во время ЧС, и от них нельзя требовать грамотного поведения. Работа с этой категорией людей проводится, в первую очередь, через гостиницы, кемпинги, паркинги и другие подобные места. Их служащие должны выдавать приезжим памятки о действиях при ЧС, а также в обязательном порядке осуществлять их обязательную регистрацию.

FEMA требует от местных властей принимать меры по доведению до населения точной информации об аварии, чтобы не допускать паники и слухов. Делаться это будет различными способами - в каких-то городах с привлечением современных информационных технологий, в каких-то по старинке. Единообразия тут пока не наблюдается.

В некоторых населённых пунктах администрация планирует посадить людей для мониторинга форумов и иных мест общения в интернете - в их задачу будет входить быстрое реагирование на слухи, в том числе, опровержение недостоверных сведений. В других населённых пунктах предполагается задействовать заранее объявленный номер телефона, позвонив на который можно будет получить от работника или автоответчика свежую информацию.

Интересно, что использовать социальные медиа или организовывать SMS-рассылки намерены далеко не везде. А вот работа с прессой проводится регулярно и в обязательном порядке. Местные журналисты должны иметь хорошее представление о том, что может происходить при аварии на АЭС, а также располагать контактами лиц, ответственных за информирование населения.

Население в 50-мильных зонах

Как уже говорилось, NRC уверена в том, что люди из 10-мильных зон при чрезвычайной ситуации на АЭС будут вести себя грамотно и достойно. Проблема в том, что NRC не интересовалась знаниями и настроениями людей в 50-мильных зонах, и предсказать, что будет происходить там, невозможно.

От станций и эксплуатирующих организаций в США практически не требуется заниматься информационной работой с населением в 50-мильных зонах. В обязательном порядке необходимо лишь передавать рекомендации фермерам и другим лицам, связанным с сельским хозяйством. В отдельных местах проводятся добровольные и нерегулярные образовательные занятия, посвящённые атомной энергетике. Но этого, естественно, недостаточно.

Весьма характерен в этой связи пример АЭС "Сан-Онофре". Власти округа Лос-Анжелес, самого населённого округа в стране, откровенно признались аудиторам - достаточно любого слуха о серьёзной аварии на станции, чтобы вся транспортная система округа испытала коллапс, и последствия этого непредсказуемы.

Теневая эвакуация - иными словами, беспорядочное бегство куда глаза глядят без всякой на то необходимости - настоящий бич американского планирования при ЧС.

Как показали исследования NRC, даже грамотные и лояльно настроенные жители 10-мильных зон способны на сюрпризы - каждый пятый среди них открыто признаётся, что постарается при аварии побыстрее уехать из зоны даже в том случае, если эвакуацию не объявят. На поток уезжающих машин наложится и повышенный внутренний трафик - так, большинство родителей намерены в случае аварии в первую очередь забрать из школ детей.


Для сравнения. Во время аварии на TMI-2, случившейся до переосмысления подходов к аварийному планированию и работе с населением, за восемь суток (с 28 марта по 4 апреля 1979 года) из близлежащих населённых пунктов добровольно и самостоятельно эвакуировалось 144 тысячи человек (данные по C.B.Flynn "Three Mile Island telephone survey: Preliminary report on procedures and findings", Tuscon, Arizona: Mountain West Research, Inc.).

Из 5-мильной зоны эвакуировалась половина жителей. Из зоны от 10 до 15 миль эвакуировалась треть жителей. Интересно отметить, что в семьях, живущих ближе к станции, было больше споров о необходимости эвакуации, чем в семьях, проживающих относительно далеко. Стоит добавить, что более склонными к эвакуации оказались люди, не доверявшие сообщениям властей (данные по R.A.Stallings "Evacuation Behavior at Three Mile Island", International Journal of Mass Emergencies and Disasters, 1984).

В современных рекомендациях по планированию в условиях ЧС, выпускаемых NRC, исходно требуется учесть, что до объявления эвакуации 20% населения 10-мильных зон попытается самостоятельно отъехать на расстояние свыше 15 миль от станции. Для лучшего понимания - в случае АЭС "Limerick" это означает, что на дороги практически одновременно выедут порядка 50 тысяч человек.

Ситуация в пределах 50-мильной зоны до настоящего времени корректно не моделировалась. Для грубых оценок можно использовать, например, тот же показатель 20% при вычислении количества самостоятельно эвакуирующихся людей в этой зоне, но очевидно, что такое предположение ничем не обосновано.

Между тем, потенциальный транспортный коллапс в 50-мильной зоне - это не просто пробки и многочасовые ожидания на дорогах. Забитые трассы могут не позволить вывезти людей из 10-мильной зоны - то есть, тех, чьему здоровью, а возможно и жизни, реально угрожает опасность.

Аудиторы GAO в целом достаточно неплохо оценили в своём докладе американскую систему готовности и реагирования на ЧС. Однако слабая информированность людей, проживающих в 50-мильных зонах, является, на взгляд аудиторов, слабым звеном, способным поставить исполнение принимаемых планов под вопрос.

Ключевые слова: Безопасность, США


Другие новости:

Первый энергоблок АЭС "Куданкулам" в Индии технически готов к эксплуатации - источник

Пуск откладывается из-за рассмотрения петиции в верховном суде.

Ростов-3: установлен корпус реактора

Это ключевое событие для завершения работ по монтажу I контура.

НАЭК "Энергоатому" представлен новый и.о. президента

Новый и.о. президента - выпускник ИАТЭ.

Герой дня

Виктор Мохов

Виктор Мохов: подошло время ВВЭР-С

Конечно, нас это не устраивает. Мы продолжаем добиваться экономичности и безопасности для наших проектов. Но, кроме этого, мы намерены найти им место в замкнутом топливном цикле.



ИНТЕРВЬЮ

Владимир Асмолов

Владимир Асмолов
На сегодняшний день, конструктора постарались и предложили две очень интересные разработки реакторных установок - ВВЭР-600 и ВБЭР-600. Они получили суперприоритет с точки зрения интересности и инноваций.


МНЕНИЕ

Владимир Бергункер

Владимир Бергункер
Необходимо проявлять осторожность при модернизациях оборудования, предполагая, что в казалось бы не самом красивом техническом решении может быть заложен важный, но забытый опыт.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100