AtomInfo.Ru


Евгений Романов: о ситуации на Калининской АЭС

Блог Е.В.Романова, ОПУБЛИКОВАНО 27.06.2012


Публикуем комментарий генерального директора ОАО "Концерн Росэнергоатом" Евгения РОМАНОВА.

Полный текст комментария находится в блоге Е.В.Романова по адресу http://blogi.rosenergoatom.ru/romanov/o-situacii-na-kalininskoj-aes/#more-419.

Не могу не отреагировать на информацию, активно распространяемую в интернете по мотивам неприятного инцидента на Калининской АЭС.

Напомню, что 14 июня, днём в машинном зале первой очереди КлнАЭС, на ремонтной площадке, в результате соскальзывания с траверсы укрупнённого модуля конденсатора турбогенератора весом около 108 тонн, произошло его падение с высоты четырёх метров.

Итог падения: много грохота, модуль повреждён, поверхность ремонтной площадки машзала на отметке "0" также повреждена. Но при этом повреждений технологических систем и оборудования не было. Оборудование машзала как работало, так и работает, энергоблоки находятся в работе, изменений в режиме несения нагрузки не было. Работает комиссия по установлению виновных в инциденте.

Каково же было моё удивление, когда сегодня обнаружил в интернете описание "несостоявшегося апокалипсиса" на Калининской станции, и что только "Божий промысел" (цитата) предотвратил "ядерный взрыв" и спас Москву и Санкт-Петербург от неминуемой эвакуации.

В основе этой версии - предположение, согласно которому блок весом в 108 тонн (!) должны были краном переносить аккурат НАД работающей турбиной. И, мол, если бы в этом случае блок упал на турбину, то неминуемо в результате разрушения защитного корпуса ротор турбины или генератор "полетел бы рикошетом в сторону оболочки реактора" и не факт, что реактор выдержал бы такую экзекуцию.

Несколько моментов, на которые я хочу обратить внимание в связи с этой ситуацией.

1. Главное. Работы по перемещению модуля проводились в пределах ремонтной площадки, расположенной примерно на расстоянии 50 метров от турбины.

Станция готовится к летней ремонтной кампании и на площадке концентрируется необходимое оборудование. Кроме того, ни одна транспортная схема, которая существует в проекте производства работ, не предусматривает транспортировку отдельных модулей и вообще каких бы то ни было существенных грузов непосредственно над турбиной.

Маршрут, по которому переносятся подобные конструкции, был разработан и согласован с представителями станции, "Турбоатома" (производителя турбины) и других организаций. Подобные расчёты на то и делаются, чтобы в случае подобных и более тяжёлых инцидентов основное оборудование не было повреждено.

При любом развитии событий турбина и генератор не могли быть задеты в принципе, а реактор тем более: он вообще территориально находится в другом здании, защищён гермооболочкой из напряжённого железобетона толщиной более метра, между реакторным отделением и машинным залом находятся многочисленные сооружения и конструкции.

И все рассуждения о полёте ротора турбины или генератора с попаданием в реактор являются досужими домыслами неспециалистов, которым, видимо, слава голливудских сценаристов покоя не даёт.

2. Теперь о якобы возможном влиянии на центровку ротора турбины. Как я уже упоминал, конструкции, на которых установлена турбина, находятся примерно в 50 метрах от ремонтной площадки. Падение модуля с любой высоты никак не могло привести к каким бы то ни было "гравитационным" воздействиям на турбину.

3. Вообще любая АЭС - это достаточно живучее сооружение, рассчитанное как на внешнее воздействие тяжёлых объектов, так и на весьма внушительные землетрясения силой в 7-8 баллов.

Даже при самом фантастическом и гипотетическом сценарии падение 100-тонного груза на корпус турбины - не самое тяжёлое испытание из возможных. Сам корпус рассчитан на то, чтобы выдержать, например, отрыв лопатки ротора - такая ситуация при сверхвысокой скорости вращения и больших физических размерах турбины много хуже.

И ещё одно. Многие задаются вопросом - а почему повреждённый модуль до сих пор лежит в машзале? Мол, атомщики в шоке? Отвечаю: но ведь и вы при совершении ДТП не едете в тот же момент в автосервис, а ждёте инспектора для определения виновного.

Сейчас на станции работает комиссия с максимально широким представительством, цель которой - определение причин и виновных. Как только комиссия закончит работу - приступим к детальному обследованию модуля на предмет его повреждений и транспортировки.

В случившемся нет ничего приятного. Но условия безопасного функционирования станции нарушены не были, все четыре блока находились и находятся в работе. А само это событие по своим характеристикам не попадает даже под требования обязательного уведомления МАГАТЭ и общественности, так как не является существенным для безопасности.

Ключевые слова: Безопасность, Россия, Калининская АЭС


Другие новости:

Литва отложила подписание договора с "Hitachi" по Висагинской АЭС до соглашения с партнёрами

Об этом заявил во вторник премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.

Росатом, РусГидро и ФСК возглавили рейтинг инноваций среди компаний с госучастием

Рейтинг подготовило агентство "Эксперт РА".

Ростовская АЭС: на энергоблоке №3 установлена нижняя часть купола гермооболочки

Следующий этап - установка карнизных блоков с последующим бетонированием.

Герой дня

Владимир Сотсков

Владимир Сотсков: парогенераторы для ВВЭР и БН

Важное отличие этого ПГ заключается в том, что отвод пара из корпуса ПГ производится через один патрубок. Такое изменение конструкции требует выполнить работы по обоснованию сепарационной схемы парогенератора.



ИНТЕРВЬЮ

Олег Кочнов

Олег Кочнов
Мы понимаем, что заказы есть на продукцию, осталось только закончить модернизацию инструмента, на котором она будет производиться, а именно, реактора.


МНЕНИЕ

Владимир Мордашев

Владимир Мордашев
Оказалось, что, решив нарезать кольца из сантиметровой трубки, начали считать, сколько надо колец, но оба забыли, сколько кубических сантиметров в литре. Спросили в коридоре первого встречного, тот не задумываясь, сказал: "Сто".


Поиск по сайту:


Rambler's Top100