AtomInfo.Ru


АЭС Чашма - первая брешь в эмбарго против Пакистана

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 31.05.2010

Для Пакистана, не обладающего крупными запасами ископаемого горючего и не имеющего значительных гидроресурсов, инвестиции в атомную энергетику станут единственным способом избежать энергодефицита, пишет в газете "The News International" отставной пакистанский дипломат Асиф Езди (Asif Ezdi).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

АЭС "Чашма"

Сегодня только 2,4% электроэнергии производится в Пакистане на двух атомных блоках - на АЭС "Карачи" и на блоке №1 АЭС "Чашма" с реактором китайского проекта. В следующем году в строй должен войти блок "Чашма-2", после чего доля атома в энергобалансе возрастёт до 4%.

Легко убедиться, что атомные станции не играют значимой роли в деле снабжения Пакистана энергией, и почти 70% электричества генерируется здесь путём сжигания углеводородов. Нужно добавить, что собственные ресурсы Пакистана по газу подходят к концу. Это ещё одно доказательство того, что атому в будущем нет альтернативы.

Но международное сообщество ограничило доступ Исламабада на мировой атомный рынок. Возглавляемый Соединёнными Штатами картель ядерных поставщиков (ГЯП) разрешает продажи ядерного топлива, оборудования и технологий только в страны, подписавшие ДНЯО или принявшие всеобъемлющие международные гарантии для своих ядерных объектов.

Единственным исключением из этого жёсткого правила является Индия. В 2008 году ГЯП сделала по американской инициативе исключение для этого государства, так как Вашингтон хотел бы видеть Индию в рядах "ведущих мировых держав XXI века". Поступок американцев вписывается в их стратегию по формированию потенциального противовеса Китаю.

Места для Пакистана в американской стратегии не нашлось, и поэтому, в отличие от Индии, Пакистан остался под международным ядерным эмбарго. Деятельность тайной сети доктора Хана послужила для этого удобным предлогом.

После снятия ограничений с Индии, Пакистан превратился, по сути, в единственную цель для ограничений ГЯП. Один лишь Китай сотрудничает с Пакистаном при строительстве АЭС. Блок "Чашма-1" был построен китайцами до их вступления в ГЯП, а соглашение о строительстве "Чашмы-2" было заключено за три недели до присоединения Пекина к ядерному картелю в мае 2004 года.

Китай сделал тогда (в 2004 году) заявление, из которого следовало - принятые КНР на себя ограничения ГЯП не могут быть применены к соглашениям, подписанным до вступления Китая в группу. Вашингтон не стал возражать против такой позиции. Однако американская администрация не раз подчёркивала - США хотели бы, чтобы ни одна страна не помогала бы Пакистану развивать мирную атомную энергетику.

Несмотря на это, сотрудничество Пакистана и Китая продолжилось. В октябре 2008 года две страны договорились о том, что на АЭС "Чашма" будут построены блоки №№3-4, а в феврале 2010 года пришли к соглашению по принципам финансирования этого проекта.

Китай настаивает на том, что новые блоки в Чашме не станут нарушением международных обязательств КНР, так как их строительство вытекает из соглашения, заключённого Пакистаном и Китаем до присоединения последнего к ГЯП.

С точкой зрения Китая была не согласна администрация Джорджа Буша-мл., и есть не согласна администрация Барака Обамы.

В ноябре 2008 года правительственный юрист Мэттью Рейнольдс писал конгрессмену Марки о том, что строительство "Чашмы-3" и "Чашмы-4" потребует одобрения консенсусом со стороны всех участников ГЯП и должно быть оформлено в виде исключения из правил группы.

Этой же позиции придерживается Роберт Блейк, отвечающий в госдепартаменте при Обаме за южноазиатский регион. В недавней публикации "Вашингтон Пост" цитируются источники в американской администрации, считающие, что новые блоки для Пакистана "будет трудно" причислить к давнему межправительственному соглашению о строительстве АЭС "Чашма", но Китай якобы может формально обратиться к ГЯП с просьбой разрешить ему их строительство в порядке исключения.

Внимательный наблюдатель в состоянии увидеть разницу в нюансах между тем, что говорилось при Буше и что говорят при Обаме. Администрация Буша публично высказывала свою оппозицию планам по любым исключениям для Пакистана. Администрация Обамы считает вопрос об исключениях обсуждаемым.

Несмотря на отличие в заявлениях для публики, суть американской политики остаётся пока неизменной - никакого доступа к ядерным технологиям для Пакистана. Это не понимает часть индийских и проиндийских комментаторов, уверенных в том, что Обама поддерживает ядерное сотрудничество Пекина и Исламабада. В действительности, это не так.

Вашингтон мечтал бы, чтобы сделка по двум блокам для АЭС "Чашма" сорвалась, но у него нет достаточных рычагов давления на Пекин. Наоборот, американцы нуждаются в поддержке китайцев при обсуждении в СБ ООН очередных санкций против Ирана. В Дели, естественно, хотят, чтобы Вашингтон высказывался жёстче по пакистанскому вопросу, и индийская сторона будет давить на США в рамках индо-американского стратегического диалога.

Основной теперь вопрос - всплывёт ли тема о "Чашме-3" и "Чашме-4" на очередном заседании ГЯП, которое пройдёт в Новой Зеландии в июне? До сих пор, Китай не проинформировал группу о своих планах в Пакистане. И, скорее всего, Китай не станет обращаться в ГЯП официально.

Прогнозируя возможные действия США, приходится признать, что американцы выберут сохранение отношений с Китаем и не станут поднимать на заседании ГЯП вопрос о планах КНР в Пакистане. Конечно, нельзя исключить каких-либо попыток к обсуждению со стороны малых государств, входящих в группу и являющихся истовыми приверженцами идеологии нераспространения.

Но в последнем случае есть своя тонкость. Все решения внутри ГЯП принимаются исключительно консенсусом. Если третья страна предложит осудить поставки китайских реакторов в Пакистан, то такое решение не пройдёт в виду очевидной оппозиции Китая. И наоборот, если Китай поставит на голосование просьбу одобрить его новую сделку с Пакистаном, то существует немалая вероятность отрицательного результата.

Что может означать провал попыток остановить китайско-пакистанский проект по строительству блоков №№3-4 АЭС "Чашма"? Он станет первой брешью в стене международного ядерного эмбарго, выстроенной вокруг Пакистана. Но для самого Пакистана этого будет недостаточно. Сотрудничество методом "реактор за реактором" не позволит решить все энергетические проблемы страны.

В реальности, Пакистан нуждается во всеобъемлющей сделке, подобной той, которую заключили Индия и США. Это важно и для самих американцев в свете их борьбы с организациями типа "Аль-Каеды".

Высокопоставленный член администрации США сказал в интервью "Нью-Йорк Таймс" 24 мая, что гражданское ядерное соглашение с Пакистаном, подобное заключённому с Индией, может появиться только спустя 10-15 лет. Разумеется, никто не может предполагать, что Пакистан будет выжидать столь долго. У Исламабада есть в запасе козыри, с помощью которых он в состоянии прорвать блокаду быстрее.

В январе прошлого года пакистанские военные заявили, что снятие эмбарго с Индии позволит производить значительное количество оружейных ядерных материалов. Теперь военным нужно установить чёткую и однозначную связь между возможным снятием эмбарго с Пакистана и готовностью страны принять участие в обсуждаемом международным договором FMCT о прекращении производства оружейных материалов.

Военные могли бы сказать, что если эмбарго с Пакистана снято не будет, то в порядке самозащиты от Индии они не только резко увеличат объёмы получения оружейных урана и плутония, но и выступят категорически против FMCT, что сразу же подорвёт его значимость.

Вторым козырем должен стать вопрос о ДВЗЯИ. Военные могли бы предупредить, что Пакистан откажется подписывать этот договор, юридически обязывающий его участников не проводить ядерных испытаний. Более того, Пакистан может оставаться вне рамок ДВЗЯИ даже в том случае, если к договору примкнёт Индия.

Скорейшая ратификация ДВЗЯИ входит в число приоритетных задач администрации Обамы. Договор бессмыслен без участия в нём Пакистана, и согласие пакистанцев на его признание может стать хорошим разменом на снятие с Пакистана ядерного эмбарго.

Ключевые слова: Нераспространение, Азия, Пакистан, Китай, США


Другие новости:

В ФЭИ отметили 40-летие ТОПАЗ

28 мая в профилактории ГНЦ РФ - ФЭИ прошло торжественное заседание НТС.

Пять человек погибло на строительстве AP-1000

Попытки не остать от графика привели к смертельным исходам.

Французы заменят 44 парогенератора на PWR-1300

Коррозия остаётся бичом вертикальных ПГ на западных атомных станциях.

Герой дня

Юрий Мардынский

Юрий Мардынский: дайте нам источник, и мы вылечим большинство пациентов

В чём важность сотрудничества с Протвино? Ионная терапия позволяет осуществлять лечение в тех случаях, когда опухоль находится близко к очень важным органам.



ИНТЕРВЬЮ

Николай Челнаков

Николай Челнаков
Так в чём, собственно, и состоит роль радиационной химии? Мы не пытаемся в данном случае что-то улучшить, но зато мы можем радиационным способом модифицировать поверхность полиэтиленового волокна.


МНЕНИЕ

Станислав Давиденко

Станислав Давиденко
Вопрос об устранении медьсодержащего оборудования в конденсатно-питательном тракте остаётся крайне важным. На АЭС Пакш, АЭС Козлодуй, АЭС Дукованы такая модернизация была проведена.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100