БР-5
ФЭИ завершил программу очистки от металлического натрия аварийных ТВС реактора БР-10
БР-10 - полигон для отработки технологий вывода
На сегодняшний день, наибольшую актуальность имеют задачи по утилизации натрия, натрий-калия и отработанных холодных ловушек окислов.
Кроме того, есть и специфическая для БР-10 проблема - обращение с ртутью, доставшейся реактору в наследство в результате одного неудавшегося эксперимента. В двух сливных баках с натрий-калием содержание ртути составляет до 7,5% (массовых).
Насколько сложна проблема утилизации натрия, можно убедиться на примере БН-350. На нём с американским участием была создана установка переработки натрия первого контура, но приступить к её эксплуатации пока не удаётся.
Поэтому теплоноситель первого контура БН-350 сдренировали в баки, причём немалая его часть осталась на стенках трубопроводов первого контура в виде отложений.
По старым страницам: БР-5 и 1963 год
На самом деле, 8 тысяч часов - это средний показатель, достигнутый к тому моменту. Как уже говорилось, рекордный период на БР-5 был уже 14 тысяч часов.
Аргоннец хотел знать, собираются ли на БР-5 переходить на другие типы насосов - например, высокоскоростные или электромагнитные? Ответ был дан в предельно аккуратной формулировке - электромагнитные насосы уже установлены для центрального исследовательского канала реактора, но их производительность не слишком высока.
Как мы теперь знаем, в конечном итоге на БР-5 перешли именно на электромагнитные насосы. Как вспоминал Юрий Багдасаров, первоначальные механические насосы оказались слишком тяжёлыми, и поэтому их заменили на электромагнитные.
В первой загрузке БР-5 использовался в качестве топлива диоксид плутония. Элементы из диоксида урана с обогащением до 90% испытывались, но не набирали большого выгорания.
Игорь Головнин: я - инженер-физик
Создание реактора БР-5 с натриевым теплоносителем и ядерного топлива для него стало следующим этапом развития этого вида техники. По данной установке было много споров. Александр Ильич очень хотел иметь в твэлах БР-5 металлическое плутониевое топливо, но Андрей Анатольевич считал иначе. Он видел опасность в использовании недостаточно технически и экологически обоснованного металлического топлива в реакторах с большим объёмным энерговыделением, так и в недостаточности изученности безопасности таких реакторных систем.
После долгих обсуждений Лейпунский с нашими доводами согласился. Было оговорено первоочередное использование в энергетических быстрых реакторах диоксидного топлива, а конкретно в БР-5 - диоксида плутония.
По имевшимся у нас в то время данным, зарубежные разработчики в их проектах применили для снаряжения твэлов энергетических ядерных реакторов урановое диоксидное топливо с сердечниками в виде столба спечённых таблеток.
Юрий Багдасаров: взяли и сделали
Что надо было сделать? Первое - разгрузить активную зону. Мы разгрузили все 120 ТВС и заменили их на стальные имитаторы. Второе - слить теплоноситель из первого контура. Потом, естественно, помыть контур от остатков натрия, дезактивировать соответствующим раствором, окончательно помыть его водой и высушить.
Конечно, я рассказываю сейчас очень укрупнено. Если вдаваться в детали, то у нас проводилась вакуумная отгонка натрия и ряд других важных операций. Всё это подробно будет изложено в докладах на конференции в ГНЦ РФ - ФЭИ, которая пройдёт в конце января этого года.
Далее мы стали думать, как подобраться к корпусу, как его разрезать и удалить? Ситуация была такая - корпус стоял в кожухе, причём и корпус, и кожух соединялись с выходными трубами и их кожухом. И всё это было в защите. Помимо такой, я бы сказал, геометрической сложности операции, дело усугублялось имевшейся наведенной активностью.