AtomInfo.Ru


По старым страницам: БР-5 и 1963 год

Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 18.09.2014

Труды научных конференций романтического периода становления атомной отрасли во многом отличаются от сегодняшних презентаций.

И не только большей технической откровенностью и меньшей корпоративностью. В старых сборниках скрупулёзно и педантично доклады снабжали расшифровкой вопросов слушателей и ответов выступавших.

На самом деле, состязание умов продолжается и сегодня. Вот только следов на бумаге оно более не оставляет.

Итоги четырёхлетия

В июне 1963 года в Вене под эгидой МАГАТЭ проходила большая и представительная международная конференция по теме "Эксплуатационный опыт энергетических реакторов".

К советскому докладу было привлечено особое внимание. Коллектив авторов в составе Лейпунского, Казачковского, Пинхасика и других подготовил рассказ об опыте эксплуатации БР-5.

На тот момент, БР-5 был в строю уже четыре года. Обнинская команда набрала ценный опыт работы с радиоактивным натриевым теплоносителем и оборудованием, предназначенным для натриевых реакторов.

Что интересовало собравшихся, и о чём советский докладчик был готов рассказать? В первую очередь, практические особенности ремонта и замены оборудования.

Например, насосы первого контура. На БР-5 они были центробежные, погружного типа, с вертикальным расположением вала. Продолжительность работы такого насоса без ремонта определялась подшипниками качения - срок службы несколько тысяч часов.

На БР-5 применили дополнительное водяное охлаждение корпуса верхнего подшипника, что позволило на отдельных насосах достичь показателя 14 тысяч часов без замены, а средний показатель составил 8 тысяч часов.

На первых порах ремонт насосов на БР-5 производился при полностью слитом натрии из соответствующей ветки контура. Операция была длительной и чреватой загрязнением контура окислами. Было найдено иное решение - натрий сливался лишь частично, оставшийся в нитке натрий замораживался при температуре от +30°C до +40°C.

Описание процедуры замены насосов в докладе было дано во всех подробностях. Столь же детально было рассказано о том, как менялись фильтры-ловушки, очищающие натрий от примесей. За первые четыре года эксплуатации их в первом контуре меняли четырежды.

Столь же подробно было описано, как менялась с выгоранием активность теплоносителя, как разгружалась активная зона для процедур КГО и как после этого дезактивировался первый контур.

Дефектные твэлы

В октябре 1961 года активная зона БР-5 была полностью разгружена. В течение восьми суток из неё были выгружены 120 рабочих и экранных пакетов (сборок).

Затем 11 пакетов подверглись процедуре паровой отмывки. Для этого в помещении реактора имелась специальная подсистема.

Сама отмывка делалась в предварительно нагретом промывочном колодце, куда с помощью разгрузочного контейнера ставили пакет. Колодец герметично закрывался, и через него давался проток пара под давлением 2 атмосферы и с температурой до +140°C. После колодца пар конденсировался, охлаждался и сливался в сборник промывочных вод.

При отмывке первой партии для четырёх пакетов было выявлено значительное повышение активности конденсата. Это свидетельствовало в пользу наличия в пакетах дефектных оболочек твэлов. В пробах, отобранных в промывочной воде, обнаружились плутоний и осколки деления.

Паровую отмывку, естественно, прекратили, чтобы не вымывать плутоний из твэлов. Пакеты прошли сложную процедуру КГО. В десяти с небольшим пакетах были обнаружены продольные трещины в оболочках. Они возникли вследствие распухания при глубоких выгораниях до 5% в тех местах, где расстояния между топливным материалом и оболочкой были минимальными.


Напомним, что выгорание 5% в те годы считалось глубоким.

Западных коллег рассказ об этом опыте на БР-5 весьма заинтересовал. Первый же вопрос докладчику - а в этом качестве выступил Николай Николаевич Аристархов - касался природы дефектов оболочек твэлов.

За четыре года до конференции в США произошло частичное расплавление активной зоны натрий-графитового реактора SRE, и, конечно же, все хотели знать, чего достигли и как справлялись с проблемами топлива русские.

Что было с пластичностью, не наблюдалось ли охрупчивание? Нет, не наблюдалось. Кроме того, топливо (PuO2) в дефектных твэлах осталось в твёрдом состоянии, не было ни расплавленных участков, ни участков, где топливо сплавилось бы с нержавеющей сталью оболочки.

Ещё один заданный вопрос был связан с надёжностью методов КГО и прогнозов поведения топлива на БР-5: "Уверены ли вы, что на тех 80% топлива, которые вы вернули в реактор (после полной разгрузки зоны и проверки состояния пакетов), не произойдут новые отказы?".

Проблема на тот момент, очевидно, была нетривиальной, и советский докладчик был вынужден признать - используемые на БР-5 методики не позволяют выдавать заключение о полном отсутствии дефектов оболочек у вновь загружаемого в реактор топлива.

Более того, в действительности у некоторых из возвращённых в реактор пакетов были твэлы с небольшими дефектами. После возобновления работы БР-5 в газовом объёме корпуса реактора были детектированы изотопы криптона и ксенона, что заставило предположить наличие в зоне нескольких дефектных твэлов. Однако дефекты были малыми, о чём свидетельствовали результаты контроля первого контура.

Насосы, топливо, проекты

Заявленные в докладе показатели работы насосов на БР-5 для тех времён были более чем неплохими.

Делегат C.A.Pursel, приехавший на конференцию от Аргоннской национальной лаборатории, попытался даже, нечаянно или намеренно, преуменьшить достигнутое советскими коллегами в своём вопросе: "Я понял так, что ваши насосы работали примерно 8000 часов без обслуживания, что достаточно неплохо".

На самом деле, 8 тысяч часов - это средний показатель, достигнутый к тому моменту. Как уже говорилось, рекордный период на БР-5 был уже 14 тысяч часов.

Аргоннец хотел знать, собираются ли на БР-5 переходить на другие типы насосов - например, высокоскоростные или электромагнитные? Ответ был дан в предельно аккуратной формулировке - электромагнитные насосы уже установлены для центрального исследовательского канала реактора, но их производительность не слишком высока.

Как мы теперь знаем, в конечном итоге на БР-5 перешли именно на электромагнитные насосы. Как вспоминал Юрий Багдасаров, первоначальные механические насосы оказались слишком тяжёлыми, и поэтому их заменили на электромагнитные.


"Есть, правда, у электромагнитных насосов один серьёзный недостаток - у них нет выбега. А это очень важный параметр для аварийного расхолаживания. На БР-5 мы с этим справились, но на энергетических реакторах всё-таки использовались механические насосы.

Фактически, электромагнитные насосы есть ещё только на БОР-60, на втором контуре. Можно сказать, что мы до этой технологии пока не доросли. Хотя я думаю, что придёт время, и мы сможем их освоить для будущих реакторов".

"Юрий Багдасаров: взяли и сделали".

В первой загрузке БР-5 использовался в качестве топлива диоксид плутония. Элементы из диоксида урана с обогащением до 90% испытывались, но не набирали большого выгорания.

Любые данные по плутонию в буквальном смысле слова отрывались тогда с руками. Не исключением стала и венская конференция. Участники хотели знать, увидели ли в Обнинске какие-либо отличия облучённого плутониевого топлива от облучённого уранового. А вот эту информацию советские специалисты предпочли не раскрывать, сославшись на то, что они "не металлурги".

Ещё одна тема, бывшая на слуху тогда и будоражащая умы специалистов сейчас - положительные коэффициенты реактивности, которые могут появляться в натриевых реакторах.

По БР-5 в одном из докладов было заявлено отсутствие положительного температурного коэффициента. Естественно, возник вопрос - как и чем измеряли? Экспериментальные работы на тот момент ещё продолжались, поэтому подробного ответа не было. Советские специалисты думали тогда над тем, как надёжно разделить при измерениях влияние на реактивность температур теплоносителя и топлива.

Разумеется, были вопросы о планах на будущее строительство. В частности, о судьбе ранее заявленных Союзом проектов БН-50 и БН-250, а также о возможном демонстрационном энергетическом реакторе на плутониевом топливе.

В этом случае ответ Аристархова был политически выверен: "В Советском Союзе рассматриваются различные проекты быстрых реакторов, включая станцию мощностью 1000 МВт(эл.). Что до проекта БН-50, который был упомянут на Женевской конференции, то, насколько я знаю, сейчас этот проект не планируется".

На самом деле, как теперь мы знаем, спустя несколько лет после конференции в Вене было начато строительство БОР-60 и БН-350, которые, собственно, и заменили БН-50 и БН-250.

Что же до реактора с плутониевым или уран-плутониевым топливом, то это уже другая история.

Ключевые слова: История, Быстрые натриевые реакторы, БР-5, Статьи, Владимир Рычин


Другие новости:

TEPCO выгрузила из БВ-4 на Фукусиме 1254 из 1533 сборок

Работы по выгрузке топлива возобновились 4 сентября после летнего перерыва.

АЭС "Козлодуй" опровергла сообщения о подписании топливного контракта с "Westinghouse"

Переговоры по поставкам американского топлива не велись.

Моторист, погибший при ликвидации пожара на "Вайгаче" в 2011 году, награждён орденом Мужества посмертно.

Павел Бажуков был в группе разведки и одним из первых пытался проникнуть в задымленные помещения.

Герой дня

Юрий Драгунов

Юрий Драгунов: нам помогла инженерная интуиция

Ваш институт - главный конструктор РБМК и патриот этого реактора. Беритесь не только за обоснования, но и за генподряд. Беритесь за всё и отвечайте за всю организацию работ.



ИНТЕРВЬЮ

Юрий Стужнев

Юрий Стужнев
Могу случай такой вспомнить. Когда на станцию приезжал Юрий Гагарин, то его водили по АЭС, а потом решили показать эту установку. Я как раз дежурил. Он пришёл и восхитился: "Вот это похоже на космический корабль!". Почему? А потому что тесновато у нас было.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
США обладают наибольшим в мире опытом эксплуатации легководных реакторов. Однако в самой первой американской АЭС в качестве теплоносителя использовался натрий, причём её реактор был тепловым.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100