AtomInfo.Ru


Белорусский диалог

Василий Семашко, для AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 21.01.2019


Мы публикуем материал, который подготовил для AtomInfo.Ru белорусский журналист Василий СЕМАШКО. Все фотографии в тексте - автора. Для просмотра фотографий щёлкните левой клавишей мыши.

Как было (2009 год)

Девять с лишним лет назад, 9 октября 2009 года, в киноконцертном зале белорусского города Островец прошли общественные слушания, посвящённые предварительному отчёту об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС.

Такой искусственно созданной властями напряжённости, вероятно, Островец не видел за всю свою историю. Автомобили ГАИ дежурили на въезде в город. Подходы к киноконцертному залу были перекрыты турникетами и оцеплены милицией, а около зала стояли автобусы с милицией и грузовики ОМОНа.

Пройти к месту слушаний можно было только через личный досмотр милицией. В зале было полно молодых людей с бейджами "Волонтёр", в которых по внешнему виду и поведению без труда можно было узнать работников силовых ведомств.

Чтобы заполнить как можно больше мест в зале с целью не допустить на слушания противников АЭС, на мероприятие автобусами доставили несколько "организованных групп трудящихся" с разных регионов Гродненской области.

При этом зал, в котором проводились слушания, не вмещал всех желающих, и большое количество людей вынуждено было смотреть в вестибюле трансляцию происходящего на мониторах.

Когда приехавший на слушания из Москвы эколог и профессиональный противник АЭС физик Андрей Ожаровский попытался пронести в зал распечатанные критические замечания по ОВОСу, его задержала милиция и он был приговорён местным судом к семи суткам административного ареста за "вызывающее поведение".

Слушания 2009 года

   

Как стало (2018 год)

14 января 2019 года в том же киноконцертном зале города Островец прошло собрание с общественностью по обсуждению экологического доклада по стратегической экологической оценке проекта стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом Белорусской атомной электростанции.


Полный текст доклада доступен по этой ссылке.

На основе этого доклада с учётом замечаний граждан должна быть выработана и принята стратегия обращения с ОЯТ для Белорусской АЭС.

Около зала дежурило несколько ГАИшников, вероятно, направленных на случай прибытия большого количества общественности на личном автотранспорте.

Если присматриваться, то можно было увидеть небольшое количество прогуливающихся около зала людей в штатском, внимательно наблюдающих за обстановкой, но абсолютно не мешающих проходу в зал.

В сравнении с 2009 годом, мероприятие выглядело "скучно" - ни оцепления, ни милиции, ни досмотров.

Изначально для участия в слушаниях надо было за несколько дней до начала заполнить предварительную заявку, но оказалось, что можно было обойтись и без этого. Вход свободный, только в вестибюле девушки за столом просили посетителей зарегистрироваться, назвав себя (документов не спрашивали).

Борец с АЭС с более чем десятилетним стажем местный житель Иван Крук удивлялся: "Я назвал своё имя и то, что я здесь от оппозиционной организации, и меня почему-то свободно пропустили".

Другой борец с АЭС из экологической организации докладывал обстановку по телефону (явно коллеге): "Нет здесь автозаков с ОМОНовцами, я прошёл без проблем, остальные - тоже, всё нормально, да не бойся, заходи смело, здесь не опасно".

В вестибюле работал буфет с горячими напитками и вкусной выпечкой по смешным ценам.

Слушания 2018 года

   

Старые знакомые

Согласно официальным данным, "для участия в собрании зарегистрировались 179 человек. Среди них были граждане Беларуси, России, Украины и Казахстана. Участие принимали представители общественных и экологических организаций, средств массовой информации". Зал оказался заполнен менее чем наполовину.

При том, что Литва показательно озабочена близостью АЭС и активно протестует против неё, на мероприятие из Литвы никто не прибыл.

Большая часть участников мероприятия около десяти лет знакомы между собой. Это три группы людей:

      1) журналисты, постоянно работающие по теме БелАЭС,

      2) борцы с БелАЭС, в большинстве являющиеся представителями экологических организаций,

      3) государственные чиновники администрации района и различных ведомств, имеющих отношение к БелАЭС.

За десять с лишним лет эти люди хорошо познакомились друг с другом, и общение в вестибюле строителей и борцов с БелАЭС напоминало встречу старых друзей. Кстати, было заметно, как многие постарели за это время.

Заместитель председателя Островецкого райисполкома В.З.Свилло.
Слева - 2008 год, справа - 2019 год.

   

Местный житель Иван Крук.
Слева - 2009 год, справа - 2019 год.

   

Мероприятие проигнорировали все белорусские телеканалы. Зато присутствовали фрилансеры, постоянно снимающие для польского телеканала "Белсат", вещающего на Беларусь. Хотя в Беларуси работа на иностранное СМИ без аккредитации МИДа Беларуси является незаконной и у фрилансеров, работающих на "Белсат" её нет, им не мешали работать на мероприятии.

К удивлению всех, кто постоянно в Беларуси работает на событиях по теме БелАЭС, на обсуждение прибыли две колоритные личности, которых можно назвать профессиональными протестунами. Это Валерий Щукин и Наталья Горячко.

Себя они именуют правозащитниками и редкий протест в Беларуси обходится без их участия. Темы протеста самые разнообразные - жертвы репрессий, итоги выборов, совместные белорусско-российские военные учения и многое другое.

На обсуждении научного доклада по теме Белорусской АЭС Щукин и Горячко были замечены впервые. Увидев их в Островце, журналисты поняли, что скучно всё-таки не будет.

На сцене за столами находились заместитель директора департамента по ядерной энергетике министерства энергетики Лилия Витальевна Дулинец, заместитель председателя Островецкого районного исполнительного комитета Виктор Збигневич Свилло, главный инженер РУП "Белорусская АЭС" Анатолий Михайлович Бондарь и его заместитель Александр Александрович Парфёнов.

Лилия Дулинец

Анатолий Бондарь

Александр Парфёнов

Три варианта

В ходе обсуждения доклада участникам напомнили, что ядерное топливо на БелАЭС пока не завезено. Но обсуждать стратегию обращения с ОЯТ уже надо.

Александр Парфёнов не спеша зачитал основную информацию из доклада, разработанного в государственном научном учреждении ""Объединённый институт энергетических и ядерных исследований - Сосны" Национальной академии наук Беларуси ("ОИЭЯИ - Сосны") при участии государственного предприятия "Белорусская АЭС" и госкорпорации "Росатом".

Доклад составлен на основании двух межправительственных соглашений с Россией (2009 и 2011 годы).

В ст.9 п.2 соглашения от 2011 года "О сотрудничестве в строительстве на территории РБ атомной станции" указывается, что "отработавшее в реакторах энергоблоков АЭС ядерное топливо, приобретённое у российских исполняющих организаций, подлежит возврату в Российскую Федерацию для переработки на условиях, определяемых Сторонами в отдельном соглашении".

Первое отработавшее ядерное топливо появится на БелАЭС примерно через четыре года после пуска. Затем примерно десять лет оно будет охлаждаться в бассейне выдержки.

Разработано три варианта, что делать с отработавшим топливом через примерно 14 лет.

Вариант 1. Направление облучённых тепловыделяющих сборок (ОТВС) Белорусской АЭС на переработку в Россию, с учётом длительного хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в России, с последующим возвратом высокоактивных отходов (ВАО) и их захоронением в Беларуси.

Вариант 2. Направление ОТВС БелАЭС на переработку в Россию, с учётом длительного сухого хранения ОЯТ на территории Беларуси и с последующим возвратом и захоронением ВАО в Беларуси.

Вариант 3. Длительное хранение ОТВС, в том числе с их последующим захоронением в Беларуси (без отправки в Россию).

Александр Парфёнов отметил, что в качестве приоритетного рассматривается вариант №1. Третий вариант (без отправки в Россию на переработку, вопреки межправительственным соглашениям) наименее экологичный.

Переработка ОЯТ в России позволяет возвращать в Беларусь отходы, включённые в стеклоподобную матрицу с цезиево-стронциевой фракцией, исключив из отходов долгоживущие радионуклиды.

Во время доклада

   

   

   

Кроме России, ОЯТ в мире перерабатывают ещё в трёх странах: в Великобритании, Японии и Франции.


Британия - Селлафилд, Япония - Рокасё. - Прим. AtomInfo.Ru.

По мировой практике хранения ОЯТ на слушаниях пояснили так. Например, в Финляндии разрабатывают глубинное геологическое захоронение - сеть тоннелей и шахт в скальных породах на глубине порядка 500 метров, где отработавшее топливо будут хранить в бентоните в чугунно-медных контейнерах.

В Чехии принято сухое хранение с помещением контейнеров в специализированное хранилище. На Украине на Запорожской АЭС "от бедности" практикуется сухое контейнерное хранение на открытой площадке. Такое же сухое хранение в 120 контейнерах на открытой площадке и в Литве на Игналинской АЭС в нескольких километрах от границы с Беларусью.

В Беларуси радиоактивные отходы, которые останутся после переработки ОЯТ, предлагается захоранивать "в приповерхностных сооружениях".

Вопросы и ответы

Когда перешли к обсуждению, как и ожидалось, наиболее активными оказались противники БелАЭС из общественной организации "Экодом".

Одним из главных вопросов был - почему в докладе не проработаны варианты на случай, "если что-то случится с Россией", изменится политическая обстановка или "Россия перестанет существовать"?

На что был получен ответ, что даже при сегодняшних не лучших отношениях России с Украиной "Росатом" продолжает по Украине выполнять договорённости, связанные с ядерной энергетикой.

Не понравилось экологам и отсутствие экономических расчётов различных вариантов обращения с ядерными отходами. В ответ разработчики сослались на коммерческую тайну.

Вполне логичным был вопрос местного жителя и давнего активиста против АЭС Николая Уласевича, который обратил внимание на упомянутые в докладе три возможных места хранения РАО на расстоянии 5 км от БелАЭС. Николай попросил обозначить эти точки.

От авторов доклада ему попытался ответить проработавший 60 лет в атомных исследованиях один из старейших работников "Сосен" Алий Петрович Малыхин.

Алий Петрович пояснил, что эти площадки детально исследованы, но он "не помнит, где они расположены". Ведущий пообещал ответить на этот вопрос в письменном виде.

Обсуждение доклада

   

   

Николай Уласевич (слева) и Алий Малыхин

   

Поскольку на собрание прибыли Щукин и Горячко, то они не могли не выступить. В силу преклонного возраста Валерий Щукин уже не так активен, как 20 лет назад. Сейчас для него главное - присутствие, а не участие. Поэтому основное выступление было за Горячко. Это как раз тот случай, когда фамилия соответствует поведению.

Если бы Горячко раньше интересовалась темой АЭС, она не задавала бы вопросы, на которые сотни раз были даны ответы более 10 лет назад. А именно - почему АЭС в Беларуси строит Россия, почему в российских реакторах будет российское топливо и т.д.? Естественно, не обошлось без заявлений от имени всего белорусского народа.

Докладчики вежливо ответили, что эти вопросы являются настолько важными и сложными, что по ним Горячко получит на всё письменные ответы.

Официально это изложено так: "Во время собрания 12 человек обратились с вопросами по докладу, на большинство из них были даны ответы. Ответы на вопросы, требующие предоставления дополнительной информации, будут переданы обратившимся в 10-дневный срок".

Выводы и заключение

По итогу обсуждений можно сделать следующие выводы.

Отсутствие официальных представителей Литвы было вполне предсказуемым - при яром протесте против БелАЭС уход от конструктивного обсуждения всего того, что связано её безопасностью, стало литовской традицией.

Произошли положительные изменения в отношениях между белорусскими противниками БелАЭС и теми, кто её сооружает.

Если раньше БелАЭС строилась, а противники продолжали твердить "Долой АЭС", то теперь, когда БелАЭС почти построена, между ними наметился конструктивный диалог.

За 12 лет с начала выбора площадки под БелАЭСобразовалось сообщество чиновников-строителей, экологов-противников АЭС и журналистов, работающих по этой теме и что-то в ней понимающее.

И в этом сообществе выработалось уважение друг к другу - стало хорошим тоном вежливое общение и спокойный диалог по теме. Провокации и истерики более не в почёте.

Замечания и предложения, прозвучавшие в ходе собрания с общественностью по обсуждению экологического доклада по стратегической экологической оценке проекта стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС, будут учтены при доработке данного доклада и проекта стратегии по обращению с отработавшим ядерным топливом БелАЭС, который планируется утвердить в первом квартале 2019 года.

Ключевые слова: Восточная Европа, Белоруссия, Статьи, Василий Семашко, ОЯТ


Другие новости:

"Hitachi" заморозила "Horizon"

Программа по строительству двух АЭС в Британии приостановлена.

Блок №2 АЭС "Haiyang" приступил к коммерческой эксплуатации

Строительство всех четырёх AP-1000 в Китае завершено.

На энергоблоке №1 Белорусской АЭС начался основной этап подготовки к загрузке ИТВС

В ближайшее время в проектное положение будет установлен БЗТ.

Герой дня

Станислав Субботин: работать, работать и работать

Станислав Субботин: работать, работать и работать

В нашем случае мы, выбирая по требованию экономики запасы, постепенно отходим от пределов применимости "ньютоновской механики". Но где же тот Эйнштейн, что напишет для нейтроники новые уравнения?



ИНТЕРВЬЮ

Ирина Московченко

Ирина Московченко
Публикация докладов "Нейтроники-2018" планируется в нашем электронном журнале "Вопросы атомной науки и техники. Cерия: ядерно-реакторные константы". Доклады будут публиковаться в 2019 году в мартовском и июньском номерах.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Затянувшаяся пауза с первыми бетонами привела к разговорам о том, что Китай якобы неявным образом сворачивает программу развития атомной энергетики. На самом деле, признаков полного отказа Китая от мирного атома не видно.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100