AtomInfo.Ru


Алексей Подлесных: от Нововоронежа до Прорыва

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 14.02.2017

На вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru ответил директор инновационно-технологического центра проекта "ПРОРЫВ" Алексей ПОДЛЕСНЫХ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Алексей Подлесных, фото AtomInfo.Ru

От Нововоронежа до Тяньваня

Алексей Валерьевич, с чего начиналась Ваша работа в атомной отрасли?

Ещё студентом я твёрдо знал, что буду работать на Нововоронежской АЭС. Так всё и вышло, я попал в сквозную лабораторию СУЗ-Э, отвечавшую сразу за три блока, третий, четвёртый и пятый.

Считаю, что мне здорово повезло - я работал на станции в период, когда производилась модернизация третьего и четвёртого блоков, причём на четвёртом блоке она была в самом разгаре.

Модернизация, а ещё лучше, строительство блока предоставляют работнику наилучшие возможности для тесного знакомства с технологией в том виде, в каком она реализуется в железе. На остановленном блоке осмотреть и потрогать можно всё или практически всё.

Что больше всего запомнилось?

Больше всего запомнилось, как мы готовили блок к пуску. Одна из последних операций была такой - блок уже на параметрах, разогретый, а от нас требовалось подсоединить БЭР. С тех пор имею право рассказывать, что сидел на крышке работаюшего реактора.

И как ощущения?

Как на батарее. Не на горячей, на тёпленькой.

На Новоронежской АЭС я отработал почти три года и уехал оттуда в Китай, на строительство АЭС "Тяньвань", или Тяньваньской АЭС.

В Китае провёл почти три года. Приём оборудования, монтаж... В мои обязанности входила, в основном, работа с немецким оборудованием, поставлявшимся на станцию.

Китайская командировка, для, если выражаться высокопарно, роста моих компетенций дала многое. Например, где, как не в Китае, я бы научился спать после обеда (Алексей Валерьевич улыбается).

На самом деле, не так это и смешно. Да, на первых порах было непривычно. Но потом втянулся, и что оказалось - всего полчаса сна, и всю вторую половину дня работаешь как новый.

Хорошее время было, строительство первой очереди Тяньваня... Вспоминаю его всегда с удовольствием.

На стройке было много новоронежских ребят, с семьями приезжали. Были с других российских станций, были украинцы. Отрасль-то у нас одна на всех, люди хорошо друг друга знают, дружат.

Китайский проект

Из пяти блоков, которые мы подписали ещё при Минатоме, тяньванские два блока были построены и пущены быстрее всех. Как Вы думаете, почему так вышло?

Справедливости ради, на Бушере постоянно вмешивалась высокая политика. Кроме того, на иранском блоке по условию задачи от нас требовалось "впихнуть невпихуемое", выполнить сопряжение германского и российского оборудования, с максимальным использованием уже имевшегося на АЭС оборудования. За эту задачу не взялся ни один вендор в мире.

Но если сравнивать Тяньвань с другими нашими проектами тех времён, то надо признать, что тяньванский проект получился успешнее остальных. В частности, у него очень хороший генплан.

Можно конкретный пример?

Пожалуйста. Вопрос с падением самолёта в нём решён изящно.

Подходить к вопросу о самолёте можно по-разному. Можно поставить везде стены из железобетона толщиной 10 метров, но такой блок не будет иметь никакой экономической конкурентоспособности.

А можно вспомнить, что у станции есть площадь, и у самолёта есть конечная площадь, и как бы самолёт ни упал, всю площадь станции он не накроет, и использовать с толком этот факт при компоновке генплана.

Мне довелось работать с Юккой Лааксоненом, и он рассказывал, что "тяньваньский" блок мог быть построен в Финляндии. Компания "Fortum" была заинтересована в том, чтобы построить новый блок с ВВЭР. К сожалению, правительственного разрешения они не получили, но совместные наработки остались и были успешно использованы на Тяньване.

Думаю, что тяньванский проект АЭС-91 даже в наши дни пригоден для продажи, заказчики на него нашлись бы. Собственно, так и получилось - вы знаете, что китайская сторона после первых двух блоков решила построить ещё два блока на АЭС "Тяньвань", и работы на них постепенно подходят к завершению.

Вопрос к Вам как человеку, отработавшему в командировке на зарубежной стройке. Что они дают специалистам?

Ответ лежит на поверхности - обмен опытом. У китайцев я научился многому. Вообще любая работа в условиях соприкосновения разного типа мышления полезна, а каждый зарубежный проект - это столкновение двух культур. Даже не двух, а больше, потому что, кроме заказчика и генподрядчика, есть ещё и субподрядчики, которых могут привлекать из третьих стран.

Человек, сам того не замечая, мыслит в определённых рамках, задаваемых им самим (воспитание, образование) и его окружением.

Совместная работа с зарубежными коллегами даёт уникальную возможность расширить или сместить эти рамки, посмотреть на привычные вещи с другого ракурса, и это является важным положительным результатом для персонала от деятельности "Росатома" на внешних рынках.

В чём сила китайских работников?

Во всём, что касается собственно строительства. По бетону китайцам в мире равных нет. Это их главный козырь.

Скорость выполнения строительных работ в Китае сумасшедшая. Но сразу скажу - уповать на то, что китайские методы может внедрить кто-то другой не стоит. Китайские методы могут работать только у китайцев.

Финские особенности

"Ловиизу" часто характеризуют как проект, привнёсший многое в культуру ВВЭР. Как Вы считаете, насколько успешным для нашей отрасли станет новый наш финский проект, "Ханхикиви"?

Он должен быть успешным, других вариантов просто нет. AREVA в Финляндии завязла безнадёжно, поэтому мы обязаны построить и пустить "Ханхикиви" в срок, чем подтвердить надёжность Росатома как партнёра.

Для развития технологии ВВЭР новый финский проект будет, без сомнения, полезным, точно так же, как чрезвычайно полезным получилась работа по строительству "Ловиизы".

Систему регулирования в Финляндии называют сложной.

Я бы охарактеризовал её по-другому. Она не сложная, она особенная. STUK выполняет большой объём контроля, то есть, проводит большое количество инспекций.

В отличие от практики большинства других регуляторов, инспектора STUK смотрят больше не на бумаги (документацию, планы качества и так далее), а на то, как это всё исполняется при производстве оборудования, монтаже и так далее.

Если написано, что монтаж должен быть чистым, то инспектор STUK не поленится своими глазами убедиться, что монтаж и в самом деле чистый и обеспечивается качественное и безопасное выполнение работ. Он осмотрит леса, ограждения, проверит, как и из чего они сделаны...

Насколько часто STUK проводит инспекции? А то ведь можно и успеть подмести к приезду инспекторов.

Не успеете. Кроме того, некоторые из финских инспекторов будут буквально ходить по пятам и наблюдать за производством работ. Резюмируя, скажу, что работать с финнами будет трудно, но интересно и полезно.

Консультанты и группы

Алексей Валерьевич, к Вашей трудовой биографии вернёмся. После Тяньваня Вы принимали участие и в других международных проектах.

Да, в частности, АЭС "Белене". По этому проекту я работал в компании "Worley Parsons". В беленский проект её привлекла болгарская компания НЭК в качестве инженера заказчика.

В чём заключались её функции?

В полноте выполнять функцию инженера Заказчика.

"Worley Parsons" - компания-консультант, а также компания выступающая EPC, EPCM контрактором. В данном проекте от неё не требовалось рисовать презентации, определять стратегии, и так далее. В задачу компании входило рассмотрение технических документов.

Привлечение технических консультантов - распространённая мировая практика для заказчиков в любой отрасли.

Заказчик - юридическое лицо, которое может не обладать достаточными компетенциями для реализации проекта, и поэтому он дополняет недостающие компетенции, нанимая компанию, которая ими обладает.

Другая причина, по которой может потребоваться технический консультант - заказчик может быть ограничен в возможностях приглашать нужных специалистов. Например, если заказчик - государственная компания, то он по разным причинам может быть ограничен в привлечении специалистов из-за рубежа.

Насколько мы знаем, Вы имеете отношение к деятельности Всемирной Ядерной Ассоциации (WNA) и группы CORDEL

Всё так и есть. В 2013 году я был избран членом управляющего совета группы CORDEL. Это позиция выборная, и выбирают туда не представителей корпораций, а именно персоналий для обеспечения эффективной работы группы.

CORDEL - рабочая группа, под зонтиком Всемирной ядерной ассоциации. Её название расшифровывается как "Сотрудничество при оценке и лицензировании проектов реакторных установок" (Cooperation in Reactor Design Evaluation and Licensing). Главная задача группы - способствовать стандартизации процессов рассмотрения проектов реакторных установок.

В чём состоит отличие CORDEL от другой международной реакторной группы, MDEP (NEA OECD)?

MDEP - группа, в работе которой принимают участие регуляторы. CORDEL - группа, представляющая отрасль и её потребности, по сути она является своего рода визави для MDEP.

Группы активно взаимодействуют друг с другом, например, в сентябре 2016 года в Лондоне прошёл совместный управляющий совет этих групп.

Это взаимодействие позволяет доносить до сообщества регулирующих органов потребности отрасли, и как следствие, даёт возможность удешевить стоимость реализации проектов и снизить репутационные и финансовые риски.

Проект "Прорыв"

Алексей Валерьевич, сейчас Вы перешли в "Прорыв". Что Вы думаете о перспективах этого проекта?

Уверен, что "Прорыв" будет. Перед проектом стоит несколько важных задач, и одна из них - исключение (невозможность) тяжёлых аварий, приводящих к эвакуации населения.

Когда в результате аварии на АЭС дело доходит до эвакуации населения, то это бьёт как по имиджу атомной энергетики, так и по экономике. Поэтому необходимо сделать всё возможное с точки зрения технологии, чтобы исключить саму возможность возникновения тяжёлых аварий.

Естественно, важным является вопрос замыкания топливного цикла, что позволит полностью или почти полностью использовать энергетический потенциал уранового сырья и решит отложенные проблемы атомной энергетики в деле обращения с отходами.

Спасибо, Алексей Валерьевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Кадры, Интервью, Статьи


Другие новости:

На АЭС "Куданкулам" произошли кадровые изменения

Сундар перешёл в головной офис NPCIL.

"Гаронья" может вернуться в строй

Окончательное решение - за правительством Испании.

NRC принимает меры для предотвращения ошибочных отправлений e-mail

Введена цветовая дифференциация почтовых адресов.

Герой дня

Дмитрий Клинов: планируем сделать Нейтронику международной

Дмитрий Клинов: планируем сделать Нейтронику международной

Во Франции конференций, аналогичных "Нейтронике", не проводится, они участвуют только в мероприятиях МАГАТЭ. Если наше сотрудничество с Францией будет продолжено, то будет реально сделать с ними совместную конференцию. Но пока это только задумки, без какой-либо конкретики.



ИНТЕРВЬЮ

Георгий Тошинский

Георгий Тошинский
Когда говорят об отсутствии реактивностных аварий на ЖСР, то упускают из виду следующее обстоятельство. В ЖСР, да и во всех жидкотопливных реакторах, определяющие безопасность реактора запаздывающие нейтроны выносятся из активной зоны.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Результат фандрайзинговой кампании на одном из специализированных сайтов говорит сам за себя - потенциальных жертвователей удалось уговорить внести целых 5890 долларов при заявленной требуемой сумме 300 тысяч долларов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100