Владимир Черкашин: закон о РАО очень перспективный

Владимир Черкашин, фото AtomInfo.Ru

Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесённый правительством России.

Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединённой конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами".

Прокомментировать новый законопроект для электронного издания AtomInfo.Ru любезно согласился заместитель заведующего кафедрой "Перспективные технологии, безопасность и экология" НОУ ЦИПК Владимир Акимович ЧЕРКАШИН.

На мой взгляд, законопроект об обращении РАО очень перспективный по двум причинам. Первое, что мне в нём нравится - видно чёткое разделение между отходами, которые образуются сегодня, и той массой отходов, которая образовалась за десятилетия ядерной деятельности в СССР и России.

Если закон будет принят, то сегодняшние отходы попадут в сферу ответственности предприятий, и им будет невыгодно накапливать их и передавать следующим поколениям. Что касается нашего радиационного наследия - а это глыба, огромное количество отходов - то за обращение с ними должно взяться государство.

Второй позитивный момент - гибкость при финансировании. Я знаю, что обсуждается вопрос о возможном привлечении к работам по обращению с РАО частных инвесторов. Не могу сказать, войдёт ли этот пункт в окончательную редакцию закона, и если да, то в каком именно виде, но сама постановка такого вопроса интересна.

Конечно, я предвижу сложности с финансированием работ по разборке советского наследия. Это большая и тяжёлая задача для федерального бюджета. Будем следить за обсуждением законопроекта, смотреть, какие предложения в этой связи могут возникнуть.

Есть в новом законе статьи, которые непосредственно окажут позитивное влияние на работу атомных станций. Я имею в виду введение категории ОНАО - очень низкоактивных отходов.

Приведу один практический пример, с которым я столкнулся буквально на днях. Не называя конкретную станцию, просто скажу, что на ней хранилище высокоактивных отходов заполнено, допустим, на 30%, хранилище средних РАО - на 50%, а низкоактивных - на 100%.

Что такое низкоактивные отходы на атомных станциях? Туда попадает огромная номенклатура предметов. Перчатки, мусор, спецодежда и многое другое. По до сих пор действовавшим нормам всё это приходилось выдерживать и хранить. Не дай Бог, случайно вывезешь со станции перчатку, которая подпадает под определение низкоактивных РАО! А хранение стоит денег, и самое главное, во многих случаях оно неоправданно.

Другой известный и более житейский пример. По старым НРБ-99 то, что в Норвегии можно пить (молоко), у нас попадало в категорию низкоактивных РАО по цезию. У нас были неоправданно ужесточены нормативы. И если бы к нам по случайности завезли бы норвежское молоко, то нам бы пришлось называть его РАО и помещать в хранилище.

Теперь, после введения ОНАО, такие казусы нам более не грозят. Есть позитивные подвижки в новой версии НРБ, готовится новое издание санитарных правил ОСПОРБ, будут вноситься коррекции в нормативные документы после принятия закона о РАО.

Хотелось бы сказать, что в нашем институте уделяется большое внимание проблематике РАО. У нас проводятся школы по ядерной и радиационной безопасности, а в 2009 году мы подготовили и выпустили учебное пособие "Радиационная безопасность и радиационный контроль", в которой рассматриваются биологические аспекты, культура безопасности, ограничения профессионального облучения и многие другие важные моменты.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 26.02.2010

Темы: Россия, РАО, Мнения, Интервью


Rambler's Top100