15 сентября в посольстве РФ в Чешской Республике состоялась презентация чешского завода "Шкода-JS", в которой приняли участие вице-премьер российского правительства Александр Жуков и почётная делегация российских атомщиков. Среди них были заместитель генерального директора Государственной корпорации "Росатом" Александр Локшин, директор департамента маркетинга и бизнес-развития ЗАО АСЭ Леонид Янко, вице-президент корпорации ТВЭЛ Василий Константинов и другие, не менее значительные персоны.
Издания "Пражский телеграф" и AtomInfo.Ru получили возможность обсудить с Василием Констатиновым животрепещущий для Чехии вопрос - насколько реально строительство завода по производству атомного топлива в Чехии.
Около месяца назад чешские СМИ бурно обсуждали Ваше интервью украинскому радио, где было сказано, что ТВЭЛ планирует построить завод по производству атомного топлива на Украине, но рассматривается также вариант Словакии либо Чехии. Каковы шансы Чехии в этом смысле?
Я бы сказал, что высокие. Мы не исключаем пока ни одного варианта. Дело в том, что консорциум, который планируется создать с участием Госкорпорации "Росатом", АСЭ и чешских предприятий, в первую очередь, "Шкода-JS", должен получать дополнительные аргументы в пользу своего существования. Это необходимо, чтобы российское предложение в Чехии имело наибольшее преимущество.
Возможен ли вариант, когда чешский уран берётся как давальческое сырьё, обогащается в России, возвращается обратно в Чехию, и здесь уже непосредственно производится сборка твэлов?
А мы сейчас почти так и делаем. Но мы обогащаем уран и делаем сборки в России. У нас сегодня уже хорошая кооперация, причём, она насчитывает уже более десяти лет.
Представим себе, что работает процесс: чешский уран как давальческое сырьё - обогащение в России - возвращение в Чехию - сборка и продажа топлива собственно чешского производства. Позволит ли это обойти квоты Евросоюза, в частности, декларацию Корфу?
Я полагаю, что с квотами надо будет ещё поработать. Сегодня эти ограничения носят, скорее, надуманный характер.
Мы знаем, что есть протокол, им пользуется Евросоюз для того, чтобы снизить поставки российского обогащённого продукта на европейский рынок. Но, понятно, нигде это юридически не зафиксировано.
Хотя, вообще говоря, Чехии, конечно, было бы интересно, чтобы мы довели уровень производства до таблетки. Всё-таки сборка - это чисто машиностроительное производство, которое не вызовет ни у "зелёных", ни у других оппонентов атомной энергии дополнительных вопросов.
Можно даже создать производство в пределах станций, где уже сегодня всё для этого готово. Но, тем не менее, площадку надо искать, площадку надо готовить.
Будет ли наличие собственного урана в Чехии дополнительным плюсом в пользу решения о размещении завода здесь?
Урана - нет. Уран только расширяет возможности и снижает стоимость топлива в целом для той страны, которая его использует.
Что может дать Чехии дополнительные баллы?
Количество реакторов. Дело в том, что для принятия решения в пользу той или иной страны важны несколько критериев: равнодоступность заказчиков (региональное положение) плюс количество российских (советских) реакторов.
Если принять во внимание темпы, которыми в области атомной энергетики идёт сегодня Чехия, как она планирует строить реакторы, да ещё и с учётом уже имеющегося парка становится просто интересно создать на её территории завод.
ТВЭЛу удалось вытеснить "Вестингауз" из Чехии. Сейчас борьба перекинулась на Украину...
Мы понимаем, что тут многие вещи носят чисто политический характер. Когда в Чехии вопрос решался сугубо в экономической и технической областях, они сделали выбор в пользу России.
На Украине, наверное, сегодня вопрос так не ставится. Экономика мешается с политикой, вернее, политика даже влияет в большей степени. Поэтому, думаю, надо немного подождать, пока здравый смысл всё-таки не сделает выбор в пользу российского топлива. Я полагаю, что это так и будет.
Вы рассчитываете, что сможете навсегда вытеснить "Вестингауз" с рынка твэлов для реакторов типа ВВЭР-1000, как Вы смогли это сделать с реакторами ВВЭР-440?
Дело в том, что мы закрыли поставки на все блоки ВВЭР-440 долгосрочными контрактами. Поэтому, даже если бы "Вестингауз" и хотел производить этот тип топлива, его просто некуда было бы поставлять.
Если говорить об Украине, то ситуация там, на самом деле, понятна. Построить завод - не значит отфиксировать его на сегодняшний уровень технологий. Это значит, что нужно постоянно поддерживать технологии, совершенствовать их, чтобы экономика реактора была постоянно на уровне, а производимая им электроэнергия - конкурентна по ценам.
Строительство завода на Украине тоже потребует поддержания уровня технологий на определённом уровне.
Сегодня там идёт разговор о том, что надо выбирать партнёра для строительства завода по производству топлива на конкурсной основе. Но ведь поддержка технологий - это серьёзный затратный механизм. Поэтому если будет выбран какой-то другой завод, не наш, то на минимальном количестве блоков, на которые сегодня заключен контракт - три блока - технологии не будут поддерживать.
Это значит, что Киев, делая выбор не в нашу пользу, автоматически закладывает технологическое отставание производства.
ИСТОЧНИК: Наталья Корнелюк, Пражский телеграф, специально для AtomInfo.Ru
ДАТА: 21.09.2009
Темы: ЯТЦ, ТВЭЛ, Чехия, Украина, Интервью