Владимир Шмелёв: окно в первый отдел

Владимир Шмелёв (справа), фото AtomInfo.Ru

25 июня 2009 года в Обнинске в профилактории ГНЦ РФ - ФЭИ прошло торжественное мероприятие, посвящённое 55-летию со дня пуска первой в мире атомной станции.

Небольшое интервью электронному периодическому изданию AtomInfo.Ru согласился дать один из его участников - Владимир Михайлович ШМЕЛЁВ, начальник лаборатории управления нераспространения и контроля ядерных материалов РНЦ КИ, доктор технических наук.

Я прибыл на первую атомную электростанцию ещё тогда, когда она не была Первой АЭС. Молодые специалисты из МИФИ и МЭИ составили группу эксплуатационников, сидевшую в тот момент в главном корпусе ФЭИ. Промплощадка была в процессе строительства, станция также не была достроена.

Мы начинали с рассмотрения проекта, изучения документации. Потом принимали участие в приёмке оборудования, приёмке монтажа. Наконец, нас распределили по сменам, и началась наша основная работа.

Я был назначен старшим оператором, или старшим инженером управления АЭС, и моё место было на главном пульте управления. Инженером ко мне поставили Григория Васильевича Мерзликина, с которым мы очень долго работали и дружили вплоть до его безвременной кончины.

В течение почти двух лет я работал старшим оператором, а затем меня перевели на должность начальника смены. Там я трудился до тех пор, пока в соседнем здании не пустили стенд-прототип 27/ВМ для первой атомной подводной лодки. Это водо-водяной реактор, и он стоял в правой части здания, а слева от него построили стенд-прототип 27/ВТ со свинцово-висмутовым теплоносителем.

Мне и Борису Андреевичу Буйницкому было поручено лично академиком Александровым подготовить первую инструкцию по эксплуатации первого прототипа реактора для АПЛ. Тема эта была совершенно секретная, и получить чертежи и описания установки просто так мы не могли.

Тогда Анатолий Петрович нашёл очень интересный ход. Рядом с первым отделом была выделена комната. Из неё вынесли всю мебель, оставив только два стола без ящиков. В стене прорубили окно в первый отдел. Ключей от помещения было только два - один у Александрова, а другой - у начальника режимной службы.

Так мы и работали. Анатолий Петрович нас запирал снаружи, через окно нам передавали документы, а перед выходом из комнаты её осматривал начальник первого отдела. Инструкция получилась хорошая и заслужила у Александрова высокую оценку.

Следующий этап в моей биографии - участие в проекте транспортабельной атомной станции ТЭС-3. Как представитель научного руководителя, я провёл немало времени в Ленинграде, на Кировском заводе, на котором была спроектирована и изготовлена ТЭС-3.

Из северной столицы меня отозвали 7 мая 1958 года, а уже 13 мая, в день, когда мне исполнилось 29 лет, я вылетел в Вену для работы в МАГАТЭ.

Продолжение нашей беседы с Владимиром Михайловичем читайте вскоре на страницах электронного периодического издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 30.06.2009

Темы: Первая АЭС, Владимир Шмелёв, История, Интервью, 55 лет Первой АЭС


Rambler's Top100