Игорь Пиоро: в погоне за к.п.д.
Кажется, впервые в истории подольских конференций организована целая секция, на которой будут обсуждаться установки с СКД.
Да, наверное, это новое направление для конференций по ВВЭР. Мы видим, что в России тематика реакторов со сверхкритическими параметрами неплохо развивается, и мы очень рады этому.
В Канаде установки с СКД - это единственный тип реакторов четвёртого поколения, рассматриваемый в качестве альтернативы технологиям сегодняшнего дня. Мы довольны тем, что можем теперь находить области для кооперации с нашими российскими коллегами.
Чем, по-Вашему, должны отличаться реакторы четвёртого поколения?
По моему мнению, их самая главная отличительная особенность - существенно более высокий термический к.п.д. В современных АЭС, как вы знаете, этот показатель варьируется в пределах 30-36%, если, конечно, не брать в расчёт газовые реакторы в Англии - они имеют к.п.д. до 40%, но, к сожалению, вскоре должны быть выведены из эксплуатации, и строить их больше не будут.

Игорь Пиоро: нет смысла изобретать велосипед
Я остановился на вопросе, который до настоящего времени рассматривался не слишком часто - соединение реактора с турбиной. На данном этапе реактора ещё нет, а турбина уже есть. Нет смысла изобретать велосипед, тратить большие средства и разрабатывать новую турбину. Желательно было бы сначала посмотреть, что уже создано в мире. Кстати, как я обратил внимание, подобный тезис звучал во многих докладах на московской конференции.
Определённая проблема связана со следующим обстоятельством - мы нередко ориентируемся на данные вчерашнего дня. Если мы берём турбины СКД на 550°C, то это не слишком отличается от того, что было 50 лет назад. Сегодня нам нужно выходить на 600-625°C.
Единственная компания в Канаде, занимающаяся подобными исследованиями - это государственная корпорация AECL. Они рассматривают реакторы на сверхкритической воде как альтернативу нынешним технологиям.


Rambler's Top100