Игорь Пиоро: нет смысла изобретать велосипед

Профессор Игорь Пиоро (Igor Pioro), фото AtomInfo.Ru

ФГУП НИКИЭТ имени Н.А. Доллежаля проводит 22-23 октября 2008 года международный семинар "Вода и пар сверхкритических параметров в атомной энергетике: проблемы и решения".

По просьбе электронного издания AtomInfo.Ru это событие прокомментировал один из участников семинара - доктор Игорь ПИОРО (Igor Pioro), профессор университета Онтарио - института технологий (UOIT).

Я представляю университет Онтарио - институт технологий. Это новейший в Канаде университет, ему примерно шесть лет от роду. Он единственный вуз в стране, который имеет факультет энергетических систем и ядерной науки. В других наших университетах остались профессора, но профильных факультетов, к сожалению, больше нет.

Что Вы можете сказать о конференции в Москве?

Конференция в НИКИЭТ была организована очень хорошо. Она вызвала большой интерес, тем более, что на ней затрагивалась весьма специфическая тема. Сверхкритические реакторы являются одним из направлений работ, проводящихся во всём мире по реакторам четвёртого поколения.

Мне было интересно приехать сюда и посмотреть, что делается в России. Как известно, Россия была родоначальником этого направления. Здесь были достигнуты самые большие практические достижения, в частности, пароперегрев на Белоярской АЭС.

Если другие страны начинают исследования по сверхкритическим реакторам фактически с нуля, без каких-либо знаний и опыта, то у России есть большой задел. Конечно, хотелось бы, чтобы это направление было поддержано в других государствах.

Пожалуйста, несколько слов о Вашей работе, которую Вы представили на конференции.

Я остановился на вопросе, который до настоящего времени рассматривался не слишком часто - соединение реактора с турбиной. На данном этапе реактора ещё нет, а турбина уже есть. Нет смысла изобретать велосипед, тратить большие средства и разрабатывать новую турбину. Желательно было бы сначала посмотреть, что уже создано в мире. Кстати, как я обратил внимание, подобный тезис звучал во многих докладах на московской конференции.

Определённая проблема связана со следующим обстоятельством - мы нередко ориентируемся на данные вчерашнего дня. Если мы берём турбины СКД на 550°C, то это не слишком отличается от того, что было 50 лет назад. Сегодня нам нужно выходить на 600-625°C.

С другой стороны, сверхкритический реактор будет создан не завтра. Мы говорим о сроках 20-25 лет. Следовательно, можно было бы выходить на параметры до 700°C. Но я полагаю, что было бы полезнее сейчас закладываться на те турбины, которые на сегодняшний день гарантированно есть и будут выпускаться в ближайшие 15-20 лет в массовом порядке. Поэтому я предлагаю ориентироваться на 25 МПа и 625-650° C.

Как в Канаде сейчас относятся к направлению реакторов на сверхкритических параметрах?

Единственная компания в Канаде, занимающаяся подобными исследованиями - это государственная корпорация AECL. Они рассматривают реакторы на сверхкритической воде как альтернативу нынешним технологиям. Сверхкритический CANDU может прийти на смену нынешним поколениям CANDU и ACR.

Конечно, представляют интерес реакторы, позволяющие обеспечить сверхвысокие температуры - установки с гелиевым охлаждением. У этих двух направлений есть совпадения интересов, например, в плане материалов. В гелиевых реакторах нет сверхкритической воды, которая является агрессивной средой, но зато есть температуры в диапазоне 800-850°C. Поэтому, повторюсь, есть взаимный интерес у двух направлений.

Спасибо за интервью для электронного периодического издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 23.10.2008

Темы: НИКИЭТ, СКД, Интервью, Турбины, Канада


Rambler's Top100