Франция - от лодок к NUWARD Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 29.10.2019 В ходе 63-ей сессии генеральной конференции МАГАТЭ, прошедшей в Вене в сентябре 2019 года, профильные французские чиновники и топ-менеджеры с большой помпой объявили о начале работ по созданию французского реактора малой мощности NUWARD. Старт проекта NUWARD Редкий случай, когда о запуске нового проекта сообщается на генконференции МАГАТЭ, созываемой, строго говоря, вовсе не для подобных целей. Ещё большая редкость - появление на широкой публике Лоика Рокара, главы компании "Technicatome", специализирующейся, как эвфемистично говорится на её веб-сайте, на проектировании, строительстве, пуске и обслуживании "компактных ядерных реакторов". Лоик Рокар (справа), фото AtomInfo.Ru О реакторе NUWARD известно немного - точнее говоря, практически ничего. Его мощность составит 170 МВт(э), на блоке будут одновременно устанавливаться два реактора. По мощности проект, очевидно, ориентирован на возможности турбин компании "Alstom". Как и всё, что делает "Technicatome", реактор NUWARD станет компактным. Проект поддерживает не только компания EDF, но и французский атомный комиссариат. Французы также заключили соглашение с компанией "Westinghouse", о котором было объявлено одновременно с первым представлением NUWARD. Но в кулуарах генконференции предположили, что соглашение с американцами будет касаться коммерческих, а не технических вопросов. Другое предположение, выглядящее обоснованным - проект NUWARD будет использовать наработки французов по транспортным реакторам. Так это или не так, но это повод вспомнить, что есть у французских военных атомщиков по лодочным и корабельным реакторам. Американское начало Первой серьёзной попыткой французов освоить атомную энергию для флота принято считать подводную лодку "Gymnote", заложенную в 1958 году. Она же стала и первым блином - непомерная стоимость проекта вынудила флот отказаться от него, а "Gymnote" в итоге построили как дизельную лодку, присвоив ей статус экспериментальной. В 1963 году во Франции вернулись к идее о создании собственного атомного подводного флота. Считалось, что атомные лодки нужны Парижу только в качестве носителей баллистических ракет. Поэтому их планировалось построить немного (пять штук), и разрабатывать для них реактор своими силами было признано нецелесообразным. Руководствуясь этими соображениями, во Франции сделали ставку на заимствованный у компании "Westinghouse" и проверенный американским флотом на практике реактор S5W. Тем более, что в стране вовсю разворачивала свою деятельность созданная при непосредственном участии "Westinghouse" компания "Framatome", продвигавшая разработанные американцами технологии реакторов с водой под давлением. Но долго уповать на импортные технологии французам не получилось. Во-первых, политические отношения между Францией и США не были безоблачными. Во-вторых, практика сопровождения стратегических атомных ракетоносцев дизельными подводными лодками была признана военными ошибочной, и флот поставил вопрос о многоцелевых АПЛ. Наконец, в-третьих, политики в Париже мечтали об экспорте атомных подводных лодок, а достичь этого с американскими реакторами казалось проблематичным. Таким образом, перед французской атомной отраслью в полный рост встала задача по созданию собственного транспортного реактора. И в начале 70-ых годов усилиями французских специалистов был разработан реактор CAS-48. Реактор CAS-48 Что думали о лодках типа "Rubis", на которых были установлены первые CAS-48, лучше спрашивать моряков. А вот о самом реакторе - точнее, о его разработке - французские атомные ветераны вспоминают с тяжёлыми вздохами. Трудности при проектировании CAS-48 были связаны не с недостатком опыта у атомщиков, который на самом деле уже набирался, а с неблагоприятным сочетанием требований флота и политиков. Флот хотел иметь дешёвую компактную лодку, которую можно было бы продавать за рубеж, а это накладывало существенные ограничения на размеры реакторной установки. Политики требовали неуклонного соблюдения нераспространенческих норм, включая запрет на использование ВОУ, а это, в свою очередь, вступало в противоречие с пожеланиями флота о компактности. Нераспространение - важная, но не единственная причина отказа от ВОУ. Другим аргументом в пользу отказа стали уже упоминавшиеся непростые отношения с США, у которых французам пришлось бы закупать ВОУ. Высокие соображения национальной безопасности запрещали Франции попадать в зависимость от поставок американского топлива для лодочных реакторов, и выбора у атомщиков не оставалось. Поэтому первые варианты будущего CAS-48 были с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы неплохо работали бы с французским НОУ-топливом "Caramel", но им грозили большие трудности при изготовлении и, особенно, эксплуатации. Конструкторам пришлось вернуться к технологии лёгкой воды под давлением. На этом их беды не кончились. Из-за недостатка места реактор пришлось делать однопетлевым по пару. По этой же причине пришлось положиться на естественную циркуляцию, так как насосы просто негде было поставить. Мощность реактора была в итоге ограничена 48 МВт, а это негативно сказалось на скорости лодки. Борьба за компактность не лучшим образом повлияла на силовую установку, и лодка вышла более шумной, чем хотели моряки. Французский флот в итоге всё-таки принял то, что получилось у атомщиков. А вот первая же попытка продать лодку на экспорт - в дружественную Канаду, собиравшуюся приобрести 12 АПЛ для патрулирования Арктики - окончилась позорной неудачей. Атомщики Канады, изучив проект, высказали сомнения в его ядерной безопасности. Более всего им не понравились однопетлевая концепция и та самая компактность. Реактор K-15 В конце 70-ых годов во Франции приступили к разработке нового реактора, получившего название K-15. Опыт создания CAS-48 был учтён, и требования к атомщикам значительно смягчились. В первую очередь, это касалось размеров установки, они стали больше. Соответственно, конструктора смогли добавить петли для пара и проходы для теплоносителя через реактор, улучшить силовую установку, что сразу сказалось положительно на шумности лодки. Было также повышено обогащение урана. Эти и другие меры позволили поднять удельную энергонапряжённость реактора и улучшить его эксплуатационную безопасность. Мощность реактора по сравнению с CAS-48 стала выше в три раза - 150 МВт. Уран, хоть и более обогащённый, чем уран для CAS-48, всё равно оставался в границах НОУ, что развязывало руки политикам и коммерсантам для возможных экспортных сделок. Поэтому кампания французских лодочных реакторов короче, чем кампания американских лодочных реакторов - но стоимость замены активной зоны намного дешевле! Кроме того, сроки замены топлива в K-15 (пять лет) удачно совпадают со сроками модернизации оружейных и электронных систем корабля. Так что применение НОУ-топлива в K-15 не представляет собой сколь-либо значимого недостатка. Муки атомщиков над проектом CAS-48 принесли для проекта K-15 свои плоды. Реактор и парогенератор в новом проекте были интегрированы в один блок, а ГЦНы, как и прежде, были не нужны. Проект K-15 вышел реактором в достаточной степени компактным, но при этом более безопасным, чем его предшественник. Предпринимались ли во Франции попытки сделать гражданский вариант реактора K-15? Да, предпринимались, и об одной из таких попыток мы расскажем в следующей статье. Ключевые слова: История, Атомоходы, Франция, Статьи, Владимир Рычин Другие новости: Третий тур выборов гендиректора МАГАТЭ закончился безрезультатно Гросси вырвался вперёд. В Китае выведена на критику свинцово-висмутовая критсборка нулевой мощности Академия наук КНР разрабатывает ADS-системы с ТЖМТ-реакторами. Выставка атомпрома в Китае - фоторепортаж Выставка прошла 17-19 октября 2019 года. |
Герой дня Вадим Беркович: моя награда - это награда всему коллективу Спасибо, но я хотел бы особо подчеркнуть, что моя награда - это, на самом деле, награда всему коллективу ОКБ "ГИДРОПРЕСС", во многом благодаря которому проект по сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС был успешно реализован. ИНТЕРВЬЮ
Сюй Чуньфу МНЕНИЕ
Белатом |