Вадим Беркович: работа в режиме нон-стоп AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 17.07.2018 На вопросы электронного издания AtomInfo.Ru отвечает заместитель генерального конструктора, начальник отделения по авторскому надзору и сопровождению эксплуатации ОКБ "ГИДРОПРЕСС" (компания машиностроительного дивизиона Росатома - "Атомэнергомаш") Вадим БЕРКОВИЧ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Вадим Беркович. Метод open top Вадим Яковлевич, на первом энергоблоке Ленинградской АЭС-2 начался этап опытно-промышленной эксплуатации. С точки зрения конструктора, насколько отличались пуски ленинградского и нововоронежского блоков с ВВЭР-1200? Принципиально пуск первого ленинградского блока от пуска шестого нововоронежского не отличается. Если говорить о монтаже, то на строящихся блоках ЛАЭС-2 был учтён опыт при сооружении нововоронежского блока. Это обычный и естественный процесс. На ленинградских блоках при строительстве активно применяется метод open top. Строители и монтажники считают его перспективным, но как к нему относятся конструкторы? Да, метод open top на ЛАЭС-2 применяется. Суть его в том, что перемещение и монтаж крупногабаритного оборудования в здании реакторного цеха производится при открытом куполе. Применяется этот метод корректным образом. Всё, что касается реакторной установки, делается по решениям, согласованным с нами, и с соблюдением всех требований к монтажу оборудования, в том числе касающихся климатических и других условий. Хочу сказать, что вопрос о возможности использования метода open top мы внимательно рассмотрели при проработке проекта ВВЭР-ТОИ. Мы пришли к выводу, что современный уровень развития техники позволяет выполнять такие операции с соблюдением всех наших требований. Есть общепромышленная техника безопасности - например, не стой под стрелой, когда монтируется оборудование. А есть требования, касающиеся нашего оборудования. Монтировать реактор можно только по достижению определённой строительно-монтажной готовности. Предварительно должны быть смонтированы все опорные конструкции, монтаж реактора должен быть произведён с заданной точностью, и так далее. Доступные на сегодняшний день мощные краны позволяют выполнить конструкторские требования по точности монтажа. Условия, при которых монтаж по методу open top допустим, указаны в нашей конструкторской документации. Ещё один документ предписывает, как нужно действовать при монтаже, чтобы не допустить коррозии. Преимущество open top для строительства очевидно - можно совместить сооружение энергоблока с монтажом оборудования реакторной установки. Мы как конструкторы не имеем против него возражений. Строительство блоков ЛАЭС-2 - это первый опыт применения open top в отечественной практике? Нет, не первый. Такая технология применялась в 80-ые годы при строительстве Балаковской АЭС. За рубежом по методу open top работают китайские строители и монтажники, что даёт им огромный выигрыш по срокам. Их краны позволяют монтировать "тюбетейку" реакторного здания, сочленённую с нижним ярусом. К сожалению, у меня пока не получается посмотреть эту операцию вживую, но фильмы о ней я видел. Программа испытаний Есть ли разница в программах испытаний для ленинградского и нововоронежского блоков с ВВЭР-1200? Разница есть, но не сказал бы, что очень большая. Она связана с тем, что шестой нововоронежский блок был головным блоком с АЭС-2006, а ленинградский блок уже второй по счёту. На ЛАЭС-2 мы убрали в части пуско-наладочных измерений систему гидродинамических измерений внутри парогенератора. В Нововоронеже у нас в водяном объёме парогенераторов стояли датчики, а на ЛАЭС-2 их нет. Гидродинамику парогенератора мы изучили достаточно хорошо и нет смысла повторять эти измерения. Остальные испытания сохранились практически полностью. Мы обратили внимание, что на ленинградском блоке очень быстро вышли на 100% c уровня 90%. На этот переход потребовалось буквально несколько дней. Когда-то я говорил вам, что уровень 90% - это рубеж, на котором мы должны остановиться, осмотреться и, если всё в порядке, выходить на 100%. На ЛАЭС-2 так и получилось. Курская адаптация В ОКБ "ГИДРОПРЕСС" началась работа по реакторной установке для Курской АЭС-2. Насколько легко адаптируется для условий курской площадки типовой проект ВВЭР-ТОИ? Прошёл уже год с момента, когда мы заключили договор с ИК "АСЭ" на доработку технического проекта для нужд курской площадки. Проект адаптируется в две стадии. Первая стадия была выполнена пять лет назад, когда вся документация базового проекта ВВЭР-ТОИ была подвергнута анализу на предмет применимости для Курской АЭС-2. При этом мы использовали уточнённые данные по площадке (сейсмика, климатика и так далее) и результаты согласования документации проекта РУ с Генеральным проектировщиком. Те документы базового проекта, которые оказались однозначно применимыми, нас попросили перевыпустить для Курской АЭС-2, после чего эти документы использовались для проводимых ИК "АСЭ" торгов. А для тех документов, где по результатам анализа или по итогам согласования документации базового проекта со смежниками выявилась необходимость доработки, были составлены протоколы доработки, которые были положены в основу договора, заключённого нами с ИК "АСЭ". Далее всё просто. Сейчас ОКБ "ГИДРОПРЕСС" в соответствии с календарным планом методично дорабатывает базовый проект под конкретные условия Курской АЭС-2. Для ускорения работ мы запараллелили процессы. Заводам, выбранным по результатам торгов, мы передаём базовую документацию по ВВЭР-ТОИ для того, чтобы они приступили к разработке РКД. При согласовании, если потребуется, мы как конструкторы реакторной установки внесём в эти РКД все необходимые изменения. В результате на сегодняшний день готова большая часть РКД на оборудование длительного цикла изготовления. Работа продолжается буквально в режиме "нон-стоп". Задачи на будущее Вадим Яковлевич, будут ли в ближнесрочной перспективе какие-либо существенные изменения в проектах ВВЭР-1200/ТОИ? Конечно, по реакторной установке какие-то моменты всегда можно улучшить. Так, мы внесли изменения в документацию по трубопроводам пассивной части САОЗ для ЛАЭС-2. Можно привести и другие подобные примеры изменений и улучшений. Но я предлагаю задуматься над другим. Знаете, какая электрическая мощность была зафиксирована при гарантийных испытаниях третьего блока АЭС "Тяньвань" в Китае? 1125 МВт(э). Максимальная мощность, которую они зафиксировали - 1152 МВт(э). И это блок-миллионник, с реактором ВВЭР-1000. Более того, китайцы со свойственной им мудростью планируют выйти на 104%. Если у них это получится, то на "Тяньване-3" они могут достичь электрической мощности порядка 1200 МВт(э). "Тяньвань-3" отличается от российских блоков с ВВЭР-1000 тем, что у китайского блока свои второй контур и машзал. Как мне представляется, именно там нужно искать резервы для повышения эффективности наших проектов. А в части реакторной установки что, на Ваш взгляд, стоило бы сделать? Реакторные установки для ВВЭР-1200/ТОИ мы, если можно так выразиться, причёсываем. То, что мы хотели сделать, мы сделали - параллельное расположение парогенераторов, гидроёмкости третьей ступени и так далее. Если сделано всё или почти всё, то не скучно ли станет работать конструкторам? Сегодня скучать нам некогда, мы загружены работой по строящимся блокам в России и за рубежом. Но я бы всё-таки хотел, чтобы "Росатом" поставил перед нами конкретную и серьёзную задачу на будущее. Такой задачей могла бы стать разработка проекта ВВЭР-600. К сожалению, ни у нас, ни у ОКБМ готового к реализации проекта ВВЭР средней мощности до сих пор нет. А мы могли бы его сделать! Для тех, кто торопится, мы можем сделать "ВВЭР-1200 пополам", а вот для тех, кто готов немного подождать, мы можем создать качественно новую реакторную установку - с большим количеством ГЦН для повышения безопасности, с пересмотренным диаметром ГЦТ, с горизонтальными коллекторами парогенераторов и многими другими изменениями. "Гидропрессу" на будущее нужна большая и интересная задача. Надеюсь, что мы её от "Росатома" получим. Спасибо, Вадим Яковлевич, за интервью для AtomInfo.Ru. Ключевые слова: ОКБ Гидропресс, Интервью, Вадим Беркович, Статьи Другие новости: Россия подготовит более 1600 бангладешцев для работы в ядерной отрасли Вы сами видите уровень нашего сотрудничества. В мире статус действующего имеют 453 блока, статус строящегося 57 блоков - PRIS Учтено начало сооружения блока №2 АЭС "Руппур". Росатом начал строительство второго энергоблока АЭС "Руппур" в Бангладеш Первый бетон - 14 июля. |
Герой дня Александр Угрюмов: четыре варианта толерантного топлива Топливная компания ТВЭЛ приступила к разработке толерантного (ATF) топлива для легководных реакторов. Исследуются варианты, находящиеся в высокой степени готовности, причём речь идёт как о новых оболочках твэлов, так и о новых топливных матрицах. ИНТЕРВЬЮ
Виктор Мурогов МНЕНИЕ
Татьяна Хромылёва |