AtomInfo.Ru


Росатом сохранит затраты на НИОКР на уровне 2015 года - комментарии

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 15.04.2016

Росатом сохранит затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на уровне прошлого года.

В процентном отношении по итогам этого года они должны составить 4,5% от выручки атомной госкорпорации, сообщил в ходе III Международного форума Росатома по управлению знаниями заместитель генерального директора - директор Блока по управлению инновациями ГК "Росатом" Вячеслав Першуков.

Он отметил, что в этом году объём финансирования НИОКР из федерального бюджета через федеральные целевые программы сократился, но при этом вырос объём гражданских заказов, выполняемых предприятиями ядерного оружейного комплекса.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС":

"Государственная корпорация "Росатом" является лидером по внедрению современных атомных технологий, соответствующих всем постфукусимским требованиям.

Поэтому в тяжёлых рыночных условиях, даже при сокращении финансирования по федеральным программам, необходимо сохранять инвестиции в новые научные разработки и технологии.

При этом 4,5% на НИОКР от выручки у Росатома в предыдущие годы - это средний уровень инвестиций других мировых атомных компаний.

Результаты научных исследований востребованы не только в атомной, но и в других отраслях, которые реализуют программы импортозамещения.

Например, речь идёт о решениях для нефтегазовой промышленности, страдающей от западных санкций, для которой предприятия Росатома разрабатывают продукты и технологии".

Николай Кузелев, замдиректора по науке ЗАО "Научно-исследовательский институт интроскопии МНПО "Спектр", профессор МИФИ:

"НИОКР во все времена - и в Минатоме, и в Росатоме - был серьёзнейшим механизмом для решения больших задач. Его роль важна и сегодня. Пример большой задачи - проект "Прорыв", который без больших НИОКРов не сделать.

Как правило, нужен не один НИОКР с одним предприятием, а много и с самыми разными. Ведь там задействован весь цикл атомной энергетики - от топлива до захоронения отходов. Да, там по каждому пункту есть уже наработанные материалы, но нам важно не стоять на месте - нужно обновлять старые и искать новые решения, разрабатывать новые методики, испытывать новые способы.

За ниокровские деньги всегда была серьёзнейшая борьба. Даже когда в Минатоме на НИОКР выделяли 3%, это были большие деньги, которые использовались для получения серьёзных разработок.

4,5% - это вообще великолепно! Причём не важно, есть кризис или нет, потому что НИОКР важен во все времена, особенно в кризисные. Потому что разбрасывание денег не нужно никому, всем нужны целевые вложения, чтобы предприятия соревновались, делали работу, отчитывались за все.

О важности НИОКР говорит и тот факт, что к нам всё чаще обращаются с просьбой построить исследовательские реакторы, на которых можно вести исследования.

У нас всё это уже есть, комплекс этот назывался "реакторное материаловедение (до- и послереакторное исследование)" - для понимания, что из себя представляет объект до и после работы в реакторе. Важно продолжать заниматься исследованиями в реакторном материаловедении.

Как видите, спрос на исследовательские реакторы есть, и он растёт. Нам грех этим не пользоваться. И мы пользуемся, так как это даёт живые деньги, ведь за самим реактором потребуется центр компетенций и т.д.

Студенты в Гренобле мне в своё время рассказывали, что учились на наших, тогда ещё советских, исследовательских горячих камерах в НИИАРе. Мол, наш комплекс реакторных и послереакторных исследований в горячих камерах - это для них уникальное чудо. Во Франции таких не было.

Опять же деньги на НИОКР - это результат, в том числе, и экономии при целесообразном использовании средств. Ведь самофинансирование предприятий - это всегда был сложный вопрос.

И однажды провели эксперимент - выделили на НИОКР 7 миллионов рублей на семь работ, шесть из которых закончились сугубо положительным результатом - конкретными приборами, конкретными решениями конкретных задач.

В атомной отрасли всегда над одной и той же задачей работало несколько институтов. Казалось бы, это нецелесообразно, но результат, получаемый в итоге после прозрачного конкурса, того стоит.

НИОКРы нужны ещё и для молодёжи - она воспитывается на конкретной работе, важно её привлекать в НИОКРы, стимулировать приток молодой энергии. Такие объёмы, выделяемые на НИОКР, больше только у Сименса и Тошибы, это здорово, это логично и целесообразно. Потому что одновременно это и важный результат работы - прибыль растёт от успешности НИОКР, а объёмы самих НИОКР растут вместе с прибылью.

Если в 2014 году общий объём выручки ГК "Росатом" составил 618,3 миллиардов рублей, то в 2015 году - уже порядка 650 миллиардов рублей. В этом заслуга, в том числе и НИОКР.

Это такой круговорот мыслей, их воплощения и материализации в виде денег, всё это взаимосвязано. Не было бы НИОКРов, значит, не было бы и столько контрактов на наши станции, зарубежного портфеля и того объёма выручки, от которого зависят суммы, выделяемые на НИОКР.

Обратите внимание, на всех профильных выставках сообщается, что сам Росатом выделяет столько средств на развитие, а государство - столько. Как правило, Росатом выделяет больше, потому что понимает, куда и зачем они пойдут. Да и государственные - это отчасти средства, которые заработаны, в том числе благодаря и самому Росатому".

Ключевые слова: Госкорпорация Росатом, Мнения


Другие новости:

Курская АЭС: энергоблок №1 включён в сеть после планового среднего ремонта

В ходе ремонта выполнены работы по ВРХ.

Массовый выход на пенсию опытных работников привёл к инциденту 2013 года на АЭС ANO

Компания признала наличие проблемы.

CNNC завершила basic design реактора ACP-100

К следующему этапу проектирования приступят после одобрения площадки.


Герой дня

Марина Кандалова: безопасность на уровне смысла

Марина Кандалова: безопасность на уровне смысла

И ещё. Если что-то идёт не так - остановись. Остановись, подумай, сделай и проверь. Принцип STAR (Stop, Think, Act, Review). Вот этот принцип нам подходит и очень хорошо прижился на наших станциях.



ИНТЕРВЬЮ

Виктор Мурогов

Виктор Мурогов
Итак, что мы имели? Агентство отвечает только за разработку критериев, а не за создание технологий. В свою очередь, индустрия не собирается разрабатывать новые реакторы, отвечающие нашим критериям, и считает, что нынешнее положение дел её устраивает.


МНЕНИЕ

Александр Уваров

Александр Уваров
Созданный в XX веке в Европе атомный колосс стоит на глиняных ногах, а именно, чуть менее чем полностью зависит от импорта урана. Если по каким-то причинам поставки природного урана в ЕС прекратятся, то европейская атомная энергетика умрёт за считанные годы.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100